Холодным зимним днём 8 января 1822 года дорогу из Бристоля в Мальборо преодолел удивительный экипаж. Его создатель, английский педагог Джордж Покок, отважился отправиться в путь с женой и детьми, но вместо лошадей его повозку тянула упряжка из двух гигантских воздушных змеев.
Преодолев маршрут длиной 182 километра, семейство доказало жизнеспособность оригинального изобретения, которое Покок назвал Чарволант.
Страсть к воздушным змеям появилась у Джорджа ещё в детстве. Мальчик был очарован их способностью покорять небо и в ходе опытов открыл для себя их мощную подъёмную силу. Начиная с подъёма маленьких камешков, он постепенно перешёл к более рискованным экспериментам, объектами которых зачастую становились его дети.
Однажды Покок усадил маленькую дочь в плетёное кресло и с помощью огромного змея переправил через ущелье Эйвон. Смелый опыт завершился благополучно, и в будущем эта девочка стала матерью знаменитого игрока в крикет У. Г. Грейса. А в 1824 году изобретатель поднял таким же способом своего сына на вершину 60-метрового утёса.
Спустя два года упорных трудов Покок официально оформил патент на свой Чарволант. Конструкция представляла собой экипаж, движимый парой воздушных змеев, которых соединял с повозкой трос невероятной длины — от 450 до 550 метров. Сила тяги была достаточной для быстрого перемещения коляски с пассажирами. Для управления служили четыре стропы, контролирующие положение змеев, и специальный Т-образный рычаг, поворачивавший передние колёса. Функцию тормоза выполнял металлический штырь, опускавшийся на дорожное полотно.
После череды испытаний энтузиаст выпустил книгу «Искусство аэроплевстики, или Воздушная навигация с использованием змеев и парусов», где красочно описал преимущества своего детища. Он утверждал, что этот способ передвижения не имеет равных по уровню комфорта:
Имея возможность укрощать неистовство ветров, наша небесная упряжка с лёгкостью разрезает облака, а волшебная колесница плавно скользит по земле. Для случайных свидетелей стремительное и беззвучное движение представляется скорее иллюзией, чем реальным событием.
По словам изобретателя, во время поездок Чарволант поддерживал скорость около 32 км/ч на протяжённых участках, а километр даже по плохой дороге преодолевался чуть более чем за две с половиной минуты. Благодаря частичной разгрузке колёс за счёт подъёмной силы змеев, экипаж буквально парил над выбоинами, делая путешествие исключительно мягким.
Покок настойчиво искал пути популяризации своего изобретения. Он с гордостью отмечал, что его экипаж имел право бесплатного проезда через платные шлагбаумы, поскольку пошлины взимались исключительно с конных повозок. Новатор также предлагал применять змеев в мореходстве — в качестве вспомогательного паруса, якорного устройства или средства для спасательных операций.
Однако, несмотря на все старания, Чарволант не вызвал широкого резонанса в обществе, вероятно, из-за сложности управления конструкцией. Тем не менее, сам Покок и его семья оставались верны собственному изобретению и использовали ветряной экипаж для личных поездок вплоть до кончины создателя в 1843 году.
Источник:


Ой! Встречных не будет. Ехать можно только когда ветер в спину.
Всë мне по плечу.
Сильный я и ловкий,
Ветра проучу.....
Вопрос только в постоянной применимости и удобстве.