Первая мировая война на море во многом свелась к тому же, чем она прославилась на суше, — к стоянию на своих позициях с периодическими не очень удачными попытками переломить ситуацию. В Западном Средиземноморье ситуация сложилась аналогичная: австро-венгерский флот был заблокирован в Адриатическом море и редко давал о себе знать. Впрочем, в декабре 1915 года он всё же вышел на задание, обернувшееся битвой при Дураццо.
Как известно, Первая мировая война началась с нападения Австро-Венгрии на Сербию. Однако мало кто помнит, что боевые действия между этими странами длились очень долго. Маленькая сербская армия не могла противостоять австрийской, даже при том, что основные её силы были отвлечены на восток. Поэтому для Сербии огромное значение имели поставки оружия и снабжения из Италии по морю. Естественно, что Австро-Венгрия рано или поздно должна была попытаться помешать этому процессу.
Ещё важнее снабжение для сербов стало после того, как 6 октября 1915 года немецкие, австрийские и болгарские войска с трёх сторон начали наступление, дабы предотвратить вмешательство сил Антанты, расположенных в греческих Салониках. К концу ноября сербы были разгромлены и вынуждены отступить к Греции, где сформировался Македонский фронт.
Но и туда доходили поставки из Италии. Австро-венгры решили активизировать свой флот и направили два миноносца и подводную лодку SM U-15 к городу Дураццо (ныне город Дуррес в Албании), конечной точке торгового пути из итальянского Бриндизи на Балканы. 28 декабря вдогонку были направлены лёгкий крейсер SMS Helgoland и пять миноносцев типа Tátra. Эскадрой командовал капитан Генрих Зейц, командир крейсера Helgoland.
В ночь с 28 на 29 декабря, по пути к Дураццо, австрийцы наткнулись на французскую подводную лодку Monge, патрулировавшую район к югу от города Каттаро. Субмарина пыталась приблизиться для атаки, но была обнаружена с миноносца Balaton и обстреляна, а в 02:35 эсминец Balaton протаранил её и потопил.
Окрылённые успехом австрийцы соединились с патрулировавшими Дураццо миноносцами и силами из нескольких эсминцев и лёгкого крейсера около 06:00 утра 29 декабря 1915 года подошли к городу. Эскадра открыла огонь по порту и городской застройке, причинив значительный ущерб. Заодно были потоплены пароход и две шхуны. Ответный огонь из двух хорошо замаскированных гарнизонных орудий, открытый в 08:00 прямой наводкой, вреда не причинил, но подтолкнул австрийцев к мысли, что задача выполнена и можно отходить.
С этого момента удача от них отвернулась. Итальянцы выставили у Дураццо мины, и на одной из них подорвался миноносец Lika. Пытаясь маневрировать и не попасть под артиллерийский обстрел, он наткнулся на две мины, получил обширные повреждения и уже в 08:03 пошёл ко дну, унеся с собой 71 члена экипажа из 105. Следом за ним и миноносец SMS Triglav получил удар миной. Повреждения пришлись на котельное отделение, тут же затопленное водой.
Зейц приказал миноносцу Csepel взять повреждённый систершип на буксир, но тот впопыхах при развертывании буксировочного троса запутал в нём один из своих винтов. Наконец, в 09:30 Tátra смог взять Triglav на буксир, и эскадра вышла в море.
Буксирование потребовало значительного снижения скорости. Чтобы не стать лёгкой мишенью, Зейц телеграфировал около 10:35 на базу и запросил помощь. Навстречу ему вышли броненосный крейсер Kaiser Karl VI и четыре торпедных катера.
Однако союзники уже знали об активности австрийцев. Ещё около 07:00 итальянские корабли-разведчики засекли атаку на Дураццо и сообщили об этом в штаб сил быстрого реагирования в Бриндизи. Сразу же в море вышли крупные силы в составе британского лёгкого крейсера HMS Dartmouth, итальянского крейсера-разведчика Quarto и пяти французских миноносцев с целью отрезать австро-венгерские корабли от их базы в Каттаро. За ними два часа спустя из Бриндизи последовали итальянский крейсер-разведчик Nino Bixio, британский легкий крейсер HMS Weymouth и четыре итальянских эсминца.
Понятно, что против четырёх крейсеров и девяти эсминцев у Зейца с его одним крейсером и тремя боеспособными миноносцами в прямом столкновении шансов не было. В 13:15, осознавая, что буксирование Triglav замедляет эскадру, Зейц приказал при появлении противника бросить миноносец. Приказ был отдан вовремя, поскольку в 13:20 на горизонте появились первые корабли Антанты: HMS Dartmouth, Quarto и французские эсминцы.
Tátra отцепил трос и развил полную скорость. Воспользовавшись этим, французы направились к брошенному Triglav. Командир миноносного соединения был введён в заблуждение дымом, шедшим из трубы австрийца, и с расстояния в 5 километров приказал открыть огонь. Поскольку Triglav не отвечал, французы решили не тратить торпеды и продолжали вести огонь из орудий. На потопление брошенного корабля у них ушло почти полчаса, из-за чего они отстали от остальной части своей эскадры.
Крейсеры союзников тем временем открыли огонь по остальным австро-венгерским кораблям. Зейц взял курс на запад, стремясь оторваться от противника и соединиться с подкреплением. Бой и «догонялки» продолжались почти весь оставшийся день. За это время миноносец Tátra получил несколько прямых попаданий, в том числе в двигатель. Кроме того, огнём крейсера Quarto пять раз был поражён Helgoland и один раз — Csepel.
Несмотря на полученные повреждения, Helgoland и три уцелевших миноносца хода не потеряли. Благодаря скорости, они не позволили нагнать их ни отставшим французским миноносцам, ни запоздало вышедшим из Бриндизи крейсерам и миноносцам второй эскадры..Ночью 29 декабря Зейц, наконец, оторвался от преследования и скрылся, после чего благополучно прибыл в Каттаро.
Итог битвы при Дураццо для австро-венгров был нерадостный. Ценой потери двух миноносцев был нанесён ущерб итальянскому снабжению сербов, но он был не смертелен. Скорость реагирования союзников и силы, которые они так быстро смогли поднять, ещё раз показали Австро-Венгрии, насколько сложной для неё является ситуация на море. Убедиться им в этом пришлось 6 февраля 1916 года, когда Helgoland опять прибыл к Дураццо, но, обнаружив там большие силы прикрытия, даже не попытался атаковать и вернулся на базу. Впрочем, Дураццо всё же перешёл в руки австрийцев в ночь на 23 февраля 1916 года в результате продвижения на земле.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Самое громкое убийство в истории, навсегда изменившее мир
- Джаред Лето во время концерта в Сербии обратился к поклонникам на русском языке и пообещал приехать в Россию
- Редкие и интересные фотоматериалы с фронтов Первой Мировой Войны
- Бетонный козырёк обрушился на людей на вокзале в Сербии
- Западные СМИ рассказали о появлении в Сербии «мини-России»