В начале XX века морское сражение чаще всего выглядело, как перестрелка двух эскадр, идущих в линейном строю. Но даже самые мощные броненосцы, а затем и дредноуты не могли обходиться без разведки и сил прикрытия в лице крейсеров и миноносцев. Именно на эти корабли возлагались задачи по обнаружению врага, выходу в торпедные атаки и постановке дымовых завес.
Вести в бой отряды лёгких сил флота полагалось крейсерам-скаутам или крупным эскадренным миноносцам. В Великобритании в дальнейшее развитие этой идеи был построен эсминец Swift. Благодаря своим большим размерам он заложил основу для нового подкласса кораблей — лидеров эскадренных миноносцев.
Идея постройки подобных лидеров очень понравилась итальянскому морскому командованию. По его мнению, такие корабли идеально подходили для Средиземноморского ТВД. Летом 1913 года на верфях Италии заложили первые три лидера типа Alessandro Poerio, классифицированных, правда, как «лёгкие скауты». В том же году началась разработка проекта второй серии похожих скаутов, а в 1914–1915 годах были заложены три корабля типа Carlo Mirabello.
Тем временем в Европе разгорелось пламя Первой мировой войны. Основным противником Италии стала Австро-Венгрия. Действия флотов обеих стран не были очень активными. Но всё же иногда между ними случались столкновения. Новые лидеры итальянцев в этих стычках неплохо себя зарекомендовали. Поэтому в 1917 году по улучшенному проекту Carlo Mirabello было заказано ещё пять кораблей.
Но из-за нехватки материалов проект на некоторое время остановили. Вновь работы по нему начались только в 1920 году. Изменённый проект учитывал опыт строительства предыдущих серий эсминцев. В 1921 году все корабли были заложены на верфи Ансальдо в Сестри-Поненте, пригороде Генуи. Имена новые лидеры получили в честь больших представителей рода кошачьих: Leone (итал. «Лев»), Pantere, Tigre, Leopardo и Lince (итал. «Рысь»). Но даже тогда финансовые трудности так и не дали достроить последние два корабля серии.
Эти скауты имели стандартное водоизмещение в 1773 тонны, полное — 2203 тонны. Корпус кораблей имел длину 113,41 м и ширину 10,36 м. Осадка составляла 3,28 м. Энергетическая установка лидеров включала в себя два турбозубчатых агрегата системы Парсонса, пар для которых вырабатывали четыре водотрубных котла системы Ярроу. Корабли приводили в движение два трёхлопастных гребных винта. На испытаниях на мерной миле максимальная скорость скаутов достигла отметок в 33,5 узла (Tigre), 33,73 узла (Leone) и 34,29 узла (Pantere). Полный запас топлива позволял кораблям преодолевать расстояния до 2070 морских миль при скорости хода в 15 узлов. Экипаж состоял из 10 офицеров и 194 унтер-офицеров и матросов.
Так как скауты типа Leone проектировались как лидеры лёгких сил флота, их вооружение было куда более мощным, нежели на обычных эсминцах. На их борту стояли четыре двухорудийные 120-мм артиллерийские установки, которые позволяли вести огонь со скорострельностью 7 выстрелов в минуту. Максимальная дистанция стрельбы была 15,5 км. ПВО лидеров составляли два 76-мм орудия и четыре 6,5-мм пулемёта. Торпедное вооружение включало в себя два трёхтрубных 450-мм торпедных аппарата. Помимо прочего, корабли могли брать на борт до 60 морских мин системы Виккерс-Элия или до 82 мин системы Болло и 8 глубинных бомб.
Все 3 скаута вошли строй в начале 1920-х годов. В 1930-е годы корабли прошли несколько модернизаций. В первую очередь требовалось изменить состав ПВО, так как развитие авиации набирало обороты. В 1930-1931 годах были расширены крылья мостика, где установили два 40-мм автомата Виккерс-Терни, а трёхтрубные 450-мм торпедные аппараты заменили на двухтрубные 533-мм. В 1935-1936 годах были демонтированы 76-мм орудия для размещения двух кондиционеров перед отправкой кораблей в Красное море. В 1938-1939 годах ПВО каждого корабля усилили двумя 13,2-мм спаренными пулемётами Бреда, а пулемёты Кольт сменили пулемёты Фиат того же калибра — 6,5-мм. Главным же улучшением для скаутов стала замена системы управления огнём на более совершенную.
В рамках подготовки вторжения в Абиссинию (современная Эфиопия) итальянское командование решило направить лидеры типа Leone для усиления Флотилии Красного моря. Их новым местом базирования стал порт Массауа. Жаркий климат неблагоприятно сказывался на состоянии кораблей. В преддверии войны в 1938-39 годах лидеры прошли ремонт. Согласно принятой в 1938 году новой классификации кораблей Италии, они стали эскадренными миноносцами.
10 июня 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии. Её главным противником стала Британия, в руках которой находились многие африканские колонии. Итальянская Эритрея оказалась отрезана от метрополии и теперь находилась в окружении врагов. Хотя на первый взгляд Флотилия Красного моря и состояла из устаревших кораблей, но она всё равно могла представлять опасность для британских коммуникаций в данном регионе.
Эсминцы не раз выходили в море, но зачастую цель просто ускользала от итальянцев. 20 октября 1940 года итальянским кораблям всё же представился подходящий случай. Соединение эсминцев вышло для ночной атаки на британский конвой, идущий в Суэц. В поход отправились Leone, Pantere, Nazario Sauro и Francesco Nullo. Вечером 20 октября они засекли конвой BN-7 из 32 судов в охранении лёгкого крейсера Leander, эсминца Kimberly, двух тральщиков и двух шлюпов. Итальянцы попытались выйти в торпедную атаку, но из-за ответного огня отступили. Отставший Francesco Nullo сел на мель и был торпедирован подоспевшим Kimberly. До конца года итальянцы ещё один раз выходили в море на поиски конвоев, но безрезультатно.
В январе 1941 года британцы решили нанести ответный визит. В Красное море прибыл авианосец Formidable. Его авиагруппы совершили налёт на Массауа. Итальянское командование стало выводить корабли из порта. Некоторым из них повезло — они смогли достичь Японии, как, например, колониальный шлюп Eritrea. Смогли уйти в оккупированные Германией французские порты и подводные лодки. Более 30 кораблей было решено затопить для создания искусственных заграждений на входе в гавань. В этот список попали различные миноносцы, канонерские лодки и корабли малого флота. Оставшимся в строю шести эсминцам, в том числе и трём типа Leone, было поручено атаковать британцев для нанесения им максимальных потерь.
План командования был прост. Бывшие лидеры типа Leone должны были атаковать Суэц, оставшиеся три эсминца типа Sauro — Порт-Судан. После расхода всех боеприпасов экипажам следовало затопить свои корабли. Вечером в 18 часов 31 марта 1941 года эсминцы вышли в свой последний поход. Но не по плану пошло абсолютно всё.
В 0:30 1 апреля уже на выходе из Массауа Leone в темноте наскочил на подводную скалу. Попытки снять его не увенчались успехом. Лидер пришлось затопить, а оставшимся кораблям — вернуться на базу. Командующий итальянскими силами, контр-адмирал Марио Бонетти, приказал пяти эсминцам атаковать Порт-Судан. Корабли вышли в поход днём 2 апреля. Через два часа после выхода их обнаружил и атаковал одиночный британский самолёт. Эсминец Cesare Battisti сбавил ход из-за перерасхода воды в котлах. С такой неисправностью он бы не смог добраться до цели. Чтобы не задерживать эскадру, экипаж отвёл эсминец к берегу и затопил его 3 апреля.
Утром 3 апреля итальянское соединение приблизилось к Порт-Судану. В 06:35 его атаковали с воздуха. Около 7 часов с эсминца Pantere передали, что наблюдают корабли противника. Из-за этого на расстоянии примерно 10 миль от порта итальянцы развернулись и пошли к берегам Саудовской Аравии. На самом же деле никаких британских кораблей в районе не было. Тем временем в небе снова появились британские бомбардировщики-торпедоносцы Swordfish. Они выбрали своей целью эсминец Nazario Sauro. В 08:15 в него попало несколько бомб, и он мгновенно затонул.
Через пару часов Daniele Manin также подвергся атаке с воздуха и был выведен из строя. Около полудня его добили бомбардировщики Blenheim уже другой эскадрильи. Оставшиеся в строю Pantere и Tigre продолжали двигаться к берегам Саудовской Аравии. Их несколько раз атаковали, но безрезультатно. Когда британские бомбардировщики в очередной раз появились над эсминцами, их экипажи уже покидали свои корабли. Чуть позже появился британский эсминец Kingston. Он открыл огонь по неподвижным кораблям противника. Оба итальянских эсминца от полученных повреждений затонули в течение ночи с 3 на 4 апреля 1941 года. С этого момента Красное Море было полностью в руках британцев.
На момент вступления в строй лидеры типа Leone являлись очень мощными кораблями. Однако за период между мировыми войнам они успели устареть. Тем не менее для условий Красного моря эти эсминцы подходили очень хорошо. Вооружение лидеров позволяло на равных бороться с противником на этом ТВД. Корабли отличались неплохой надёжностью, даже с учётом службы в таких жарких регионах. Среди минусов типа Leone можно было выделить лишь их слабую ПВО. Но, несмотря на все свои плюсы, этим эсминцам так и не удалось себя проявить. «Кошки» итальянского флота так и не смогли полноценно выпустить свои когти и клыки, оставшись в памяти и истории безобидными и довольно бесславно погибшими кораблями.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Охотник за паранормальным побывал на «острове привидений» в Италии
- Они вынесли на себе все тяготы войны. Итальянские эсминцы типа «Навигатори»
- Уникальный итальянский крейсер, так особо и не пригодившийся. История Piemont
- Безумный проект Калигулы и история самых роскошных кораблей древнего мира
- «Золотой» синоби императора, так ни разу и не доставший свой меч. История эсминца «Симакадзе»
А есть какие-то факты про них же, где хэппи-энд? Ну вот просто академически интересно. Не может же быть так, что строили боевые корабли только для того, чтобы унизить самих себя, свою нацию?