Вскоре после возвращения в Москву один из героев челюскинской эпопеи С.А. Леваневский предлагает организовать беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.
...Было решено отправить с Леваневским в США почту. Вся корреспонденция должна была франскироваться специальной почтовой маркой. Решили воспользоваться самым простым способом – сделать надпечатку на марке, посвященную Леваневскому из «Челюскинской серии».
На 40000 экземпляров красной краской была сделана пятистрочная надпечатка. «Перелет Москва-Сан-Франциско через Сев. Полюс» 1935 и проставлен новый номинал «1 р.». Накануне полета в операционном зале Московского почтамта появился плакат с изображением новой авиамарки, в которой должна была франкироваться почта, отправленная по трансантарктической трассе.
3 августа с раннего утра два почтовых окошка на почтамте работали на полет. У одного вытянулась длинная очередь за маркой. Продавали только по одной марке. В другом окошке оформлялись отправленные для доставки через Северный полюс. Принимались лишь корреспонденции, оплаченные специальной маркой. Каждое письмо принималось как заказное. В течение нескольких часов было принято чуть более 100 писем и открыток.
И в этот раз Леваневскому не сопутствовала удача… Десятки людей собрались на аэродроме, чтобы проводить отважный экипаж. Но погода стремительно портится. Небо затягивается тяжелыми тучами, льет беспрерывный дождь. Лишь ранним утром дают «добро» на вылет. Тяжелый АНТ-25 разбегается и ложится на расчетный курс. Первые часы полета проходят нормально, а в середине дня где-то над Баренцевым морем пробило маслопровод. Леваневский не стал рисковать и повернул машину обратно. С трудом дотянули до материка. При посадке машина загорелась.
Всю почту доставили на московский почтамт. На письмах и открытках, отправленных по адресам, поставили специальный штамп «Ввиду прекращения полета, направляется обычным порядком».
Так закончился второй поединок Леваневского с Севером...
Вернемся к уникальной авиапочтовой марке с портретом Леваневского. Многие ее загадки удалось раскрыть, а те, что остались со временем, тоже будут раскрыты. Как известно, надпечатка проводилась короткое время. Неудивительно, что при изготовлении печатной формы допустили ошибки. Они-то и послужили причиной появления редкостей. Марки печатались в листах по 25 экземпляров, 5 на 5. В тех надпечатках на марках нижнего и предпоследнего ряда вкралась ошибка.
В слове «Сан-Франциско» заглавная буква «Ф» была заменена прописной. Таких напечаток с маленькой буквы «Ф» оказалось 8000. По 5 марок в каждом из 1600 листов. Каждый из них является украшением самых знаменитых коллекций. а коллекции, в которых хранятся по нескольку подобных раритетов, можно пересчитать по пальцам.
Затем обнаружилась еще большая редкость – марка с перевернутой надпечаткой. Сегодня точно неизвестно, сколько сохранилось перевернутых надпечаток, тем более, что существует очень много поддельных надпечаток – зарубежных и отечественных.
Одно время считали, что причиной появления раритета была невнимательность печатников. Лист положили на стол печатного станка вверх ногами. Однако тщательные исследования марок не подтверждают этого предположения. Некоторые филателисты утверждают, что перевернутая надпечатка возникла не случайно. Клише специально построчно перевернули и сдвинули вправо. Об этом свидетельствует хотя бы то, что расположение марок с маленькой «ф» не изменилось. Этого не могло случиться, если бы лист просто перевернули. Такое пристальное внимание к Леваневскому с перевернутой надпечаткой и малой буквой закономерно. Таких марок лишь несколько штук. Одна из них в 1945 году была преподнесена советским правительством в дар президенту США Ф. Рузвельту. После смерти президента его коллекция была распродана, и уникальная марка перешла в самую крупную частную коллекцию мира. Ее обладательницей стала английская королева.
Источник: