В штабе армии был агент Абвера? Интересные факты и трагедии 33-й армии под Москвой
В штабе армии был агент Абвера? Интересные факты и трагедии 33-й армии под МосквойЗдравствуйте Уважаемые читатели! Сегодня я хочу поговорить с Вами о действиях 33-й армии генерала М. Г. Ефремова в ходе второго этапа наступления под Москвой, стартовавшего в январе 1942 года. Целью советских войск становится ни много ни мало основная часть группы армий "Центр", которую и собирались окружить, используя замешательство в рядах противника. Но здесь я отмечу два факта. Во-первых, враг хоть и был в замешательстве, но это был опытный матёрый зверь. Во-вторых, в минус Красной армии можно записать плохое снабжение войск ввиду спада производства в советском ВПК, связанным с эвакуацией, войска имели нехватку буквально всего. Что касается численности дивизий, она была далека от идеала что у нас, что у немцев.
Михаил Григорьевич Ефремов.
Так вот, ударив с юго-востока и освободив Верею, 19 января 1942 года армия Ефремова прорывает фронт и устремляется к Вязьме. Это был ключевой момент, брось советский генерал все силы и город можно было освободить, овладев важным узлом дорог. Так же с юга наступали кавалеристы Белова, был высажен крупный воздушный десант, а с севера шел Калининский фронт, и у немцев оставался в какой-то момент узкий коридор. Но Михаил Григорьевич Ефремов не спешит с вводом всех сил и окно возможностей быстро закрывается. Немцы тянут к Вязьме резервы и переламывают ситуацию в свою пользу, с севера и с юга от города стоит по танковой дивизии. Попытки замкнуть окруженцев терпят неудачи. А вот немцы, в свою очередь, проводят ряд контрударов, в следствии одного из которых 33-я армия очень скоро оказывается в котле, точнее часть, численность которой не будет превышать 12.5 тысяч человек на максимуме, кстати, пополнение отчасти шло за счёт мобилизации.
Карта Ржевско-Вяземской операции зимой 1942 года.
При этом неудержание нитей снабжёния отчасти просчет штаба армии, в котором я бы не торопился никого обвинять, учитывая положение РККА в этот период войны. Тем не менее, войска организованы, никто никуда не бежит, поддерживается радиосвязь с большой землёй. При этом, потери растут, большое количество раненых, отсутствие продовольствия, снарядов, соответствующей экипировки, распутицу бойцы встречали в валенках, тем не менее сохранялась боеспособность. Но чудес не бывает. 13 апреля 1942 окруженцы уже не выходили на связь ( видимо, сели батареи), а Ефремов ведёт 33-ю армию на прорыв, по кратчайшему пути с разрешения Сталина, полученного ранее. Георгий Константинович Жуков настаивал на более длинном маршруте, через Киров, по которому вышла кавалерия. Но Иосиф Виссарионович прислушался именно к Михаилу Григорьевичу, который заметил, что у 33-й армии физически сил было мало.
Другой аспект, на все маневры враг быстро реагировал. Противник встречал войска огнем, как и в этот раз, причем сплошной линии фронта не было, но подразделение Бранденбурга-800 всегда знало, где идут наши. Поэтому не исключено, что в штабе армии был предатель, эту версию не отрицают по сей день. При этом Геббельс решает использовать Ефремова для ссоры Сталина с генералами, начинаются вбросы о том, что генерал в плену с документами и письмом верховному с компроматом на Г. К. Жукова. В наше время нерадивые каналы в телеге порой работают по этой методичке. Но советская разведка работала хорошо и судьбу генерала установила. До своих остатки армии отделяло порядка всего 3 километра когда бойцы и командиры попали в очередной раз под огонь врага, возможно информацию слили.
19 апреля 1942 раненый генерал принимает непростое решение, оставив пулю для себя и супруги, и не сдается врагу, который похоронит его со всеми военными почестями, а за могилой будут ухаживать местные жители. Причем накануне за Ефремовым прилетал самолёт, но бросить бойцов он отказался, к слову, последние ценили, его называя Батей. Так же окруженцев пытались деблокировать извне, но неудачно. Вот так погиб генерал с частью армии, численность которой равнялась полнокровной дивизии. Причем в котле, в гораздо худших условиях, они продержались несколько больше немцев в Сталинграде, и как заметил Сталин зимой 1943, наш генерал не сдался, намекая на Паулюса. К слову, звание Героя присвоили уже только в 90-е. При этом 900 человек из 33 армии все-таки прорвались, вынеся на своих плечах все невзгоды того времени. А у себя на канале в ТГ, я рассказывал обратный пример из июля 1941, как выходила из котла 174 сд, Зыгина. Командир сначала запутал врага, а затем и вовсе обратил в бегство. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!