Андрей Вознесенский – один из тех, кто возродил славу русской поэзии. Во времена последовавшей за сталинской эпохой хрущёвской оттепели стихотворчество переживало свой последний в XX веке взлёт: в 1960-е гг. стихи любили все, а поэты собирали полные залы и даже стадионы.
Серьёзное увлечение поэзией пришло к Вознесенскому в 14 лет. Тетрадку с первыми стихами подросток отправил своему кумиру в поэзии Борису Пастернаку. Тому приходило множество писем, но классик не только прочитал послание Вознесенского, но и разглядел молодой талант, и даже сам позвонил начинающему стихотворцу.
Это событие стало ключевым в биографии Вознесенского. Между школьником и великим писателем завязалась дружба. Общение с Пастернаком много дало юному поэту, спустя много лет Вознесенский говорил: «Он поставил мне голос».
Поэма «Мастера», вышедшая в «Литературной газете» в январе 1959 года и сборник «Парабола», напечатанный в 1960 году, создали Вознесенскому репутацию главного преобразователя поэтической речи, или, как тогда говорили с неким укором, «формалиста». Наряду с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой он обрёл огромную популярность в интеллигентской среде. Раскрепощённый стиль, высокая эрудиция, богатство метафор сделали Вознесенского любимцем поэтических вечеров в Политехническом музее.
Однако экспрессивная манера молодого поэта, схожая со стилем ранних Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака, вызывала недовольство литературных начальников. Вознесенского громил с трибуны сам Хрущёв: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!». Удивительно, но Вознесенский не испытал никаких репрессий и гонений – разве что попал под отмену некоторых концертов в периоды «начальственного обострения». Поэт регулярно выезжал за рубеж и часто бывал в Америке – среди его знакомых были Артур Миллер и Мэрилин Монро, Луи Арагон и Жан-Поль Сартр, Аллен Гинзбург и Андре Бретон.
Большой успех сопровождал вышедшую в 1964 году поэму «Антимиры» – режиссёр Ю.П. Любимов почти сразу поставил новое произведение Вознесенского на сцене модного Театра на Таганке. В 1970-е гг., когда мода на поэтов схлынула, и наступило «время тишины», Вознесенский продолжал создавать знаковые произведения. Книги «Тень звука», «Выпусти птицу», «Витражных дел мастер» принадлежат к его высшим достижениям. Поэта несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию, регулярно издавали за границей. В 1979 году он принимал участие в издании альманаха «Метрополь», запрещённого цензурой.
В начале 1980-х гг. поэт приобрёл вторую волну славы. В 1981 году по либретто Вознесенского режиссёр М.А. Захаров поставил в Московском театре имени Ленинского комсомола легендарную рок-оперу «Юнона и Авось» (эпизод - на видео). Еще в середине 1960-х, когда поэт состоял в отношениях с Татьяной Лавровой (1938—2007), актрисой театра и кино, он после окончательного расставания с ней написал сагу о «карих вишнях» — «Я тебя никогда не забуду», популярную и по сей день.
На его стихи также была написана песня «Миллион алых роз», которая после исполнения Аллой Пугачёвой моментально стала всесоюзным хитом.
В 1990-е гг. Вознесенский вступил с реноме заслуженного мастера – он стал почётным членом многих обществ и академий, нередко появлялся на радио и телевидении. В 2000-е гг., несмотря на серьёзную болезнь, поэт по-прежнему работал. В ставших последними в библиографии произведений Андрея Вознесенского сборниках «Возвратитесь в цветы!», «СтиXXI», «Тьмать» поэт искал идеальную словесную форму для нового века, продолжал творить.
Источник:
- Работа с проблемными клиентами в хорватском ресторане
- Крик души массажиста
- Эквадорский горе-налётчик
- Новые технология укладки асфальта
- Кошки и попугаи под одной крышей