После подписания в 1922 году Вашингтонского морского соглашения Франция была вынуждена приступить к разработке первой в своей истории серии тяжёлых крейсеров. Это стало ответом на аналогичные действия остальных подписантов. Результатом этих мер стало появление кораблей типа Duquesne.
В начале 1920-х годов французский флот должен был пополниться новыми лёгкими крейсерами типа Duguay-Trouin. Однако заключённый договор разрешал постройку крейсеров со стандартным водоизмещением до 10 000 тонн и калибром орудий не более 203 мм. На фоне таких ограничений Duguay-Trouin были крайне слабыми. Было очевидно, что другие страны-подписанты воспользуются условиями соглашения для введения в состав флотов новых 10 000-тонных крейсеров. Поэтому Франции требовались аналогичные корабли.
Для ускорения процесса и экономии средств на разработку кораблестроители из Морского министерства взяли за основу чертежи лёгких крейсеров типа Duguay-Trouin и просто увеличили проект до максимально разрешённых договором размеров. Таким образом, новые корабли должны были иметь высокие мореходные качества в ущерб защите и выполнять роль разведчиков или охраны конвоев. Впоследствии французы начали разработку кораблей с противоположными требованиями — усиленная защита при худшей мореходности, ставших в итоге крейсерами типа Suffren.
Что же касается типа Duquesne, то его технические характеристики выглядели следующим образом. Длина 191 м, ширина 19 м, осадка 6,3 м, стандартное водоизмещение 10 160 тонн или ровно 10 000 английских “длинных” тонн, так что французские кораблестроители не ошиблись. Энергетическая установка мощностью 120 000 л.с. состояла из четырёх паровых одноредукторных турбин Rateau-Bretagne, работавших на четыре вала. Пар подавался восемью котлами Guyot du Temple на мазутном отоплении от фирмы Indret. Проектная максимальная скорость составляла 33,75 узла (62,5 км/ч). Однако идти с такой скоростью корабли могли меньше, чем планировалось — на ходовых испытаниях Duquesne продержался только 4 часа, а Tourville — 6 часов. По мореходным характеристикам тип Duquesne превосходил всех одноклассников — даже при сильном волнении корабль мог развить полный ход без риска для себя. Повышению характеристик способствовало и наличии двух центральных рулей — главного и вспомогательного.
Бронирование соответствовало лёгким крейсерам. Масса брони корпуса составляла всего лишь 368 тонн. Главный бронепояс отсутствовал: 30-мм броней защищались лишь 2 секции длиной примерно ¼ длины корпуса, расположенные в районе погребов боезапаса под башнями. Переборки толщиной 20 мм прикрывали спереди и сзади 4 котельных и 2 машинных отделения. 30-мм переборками была защищена главная палуба, 17 мм брони закрывали рулевой отсек, 30 мм — рубку и башни главного калибра.
Корпус был разделён на 17 водонепроницаемых отсеков с расчётом, что при поражении миной или торпедой не более 3-х отсеков корабль не только останется на плаву, но и сохранит ход.
Вооружение состояло из 4×2 203-мм/50 орудий главного калибра, зенитная артиллерия была представлена 8×1 75-мм/50 и 8×1 37-мм/50 орудиями (в середине 1930-х годов эти установки были заменены на четыре спаренных). Лёгкое зенитное вооружение изначально состояло из 8×1 8-мм пулемётов Hotchkiss Mle 14, которых постепенно заменили на 6х2 13,2-мм пулемётов Hotchkiss. На крейсерах было установлено также 2×3 550-мм торпедных аппарата. Имелось и авиационное вооружение — сперва в виде самолётов FBA 17 и CAMS 37A, опускаемых краном на воду, а затем двух Gourdou-Leseurre, взлетавших с установленной между передней трубой и грот-мачтой катапульты. С 1937 года крейсеры несли два самолёта Loire 130.
Головной корабль Duquesne, названный в честь французского адмирала XVII века Авраама Дюкена, был заложен 30 октября 1924 года на верфях Arsenal de Brest, спущен на воду 17 декабря 1925 года и вступил в строй 6 декабря 1927 года, хотя отдельные работы продолжались вплоть до начала 1929 года. Tourville, получивший название по имени графа де Турвиля, служившего под началом адмирала Дюкена, был заложен на верфях филиала той же компании в Лорьяне 4 марта 1925 года, спущен на воду 24 августа 1926 года, вступил в строй 1 декабря 1928, но, как и систершип, достраивался до начала 1929 года.
По вступлении в строй оба крейсера были назначены в Первую лёгкую дивизию, в составе которой совершили поход вокруг Африки. Duquesne вернулся в октябре и сразу стал флагманом 1-й легкой дивизии 1-й эскадры в Тулоне. Tourville прибыл в метрополию только в декабре. В 1930 году Duquesne участвовал в военно-морском параде по случаю столетия Алжирской экспедиции, а в следующем году отбыл в США на празднование очередного юбилея осады Йорктауна.
В 1934 году оба крейсера были приписаны к третьей дивизии, в составе которой после начала гражданской войны в Испании в 1936-1937 годах вывозили беженцев и защищали французские интересы. После этого Duquesne был передан артиллерийской школе, на балансе которой числился до сентября 1939 года, а Tourville прошёл модернизацию и стоял на базе в Тулоне.
С началом Второй мировой войны оба крейсера были возвращены в строй. Tourville в составе эскадры с 8 по 26 декабря совершил поход из Бизерты в Алжире до Бейрута, останавливая и проверяя торговые суда — таковых набралось 32. С 20 января по 7 февраля 1940 года крейсер перевозил золото из Франции в Бейрут для обеспечения кредитного займа у Турции. Duquesne тем временем был восстановлен и в январе-апреле 1940 года оперировал из Дакара в Атлантике в поисках вражеских транспортов.
К 4 мая 1940 года оба крейсера прибыли в Александрию и вошли в состав соединения X вице-адмирала Рене-Эмиля Годфруа. Под его командованием флотилия крейсировала на востоке Средиземноморья и проверяла торговое судоходство в Эгейском море. 22 июня эскадра готовилась к отплытию для обстрела итальянцев на Сицилии, но в связи с капитуляцией рейд был отменён. 3 июля британцы предъявили Годфруа ультиматум — либо разоружиться, либо затопить корабли. 7 июля 1940 года все французские силы в Египте были демилитаризованы.
17 мая 1943 года, после оккупации Германией Свободной зоны во Франции, французские силы в Александрии перешли на сторону союзников. Duquesne и Tourville через мыс Доброй Надежды прибыли в Дакар, где с сентября 1943 года по февраль 1944 года охотились на немецкие блокадопрорыватели и проводили противолодочные патрули. Оба крейсера из-за ветхости не вошли в состав сил Свободной Франции, направленных на модернизацию в США, поэтому все работы были проведены сначала в Великобритании, а потом в Бресте и Бизерте на Duquesne и в Тулоне на Tourville. С кораблей сняли грот-мачты, торпедные аппараты и катапульты, а также заменили 37-мм орудия и 13,2 пулемёты на 8×1 (на Tourville) и 6×1 (на Duquesne) 40-мм пушки Bofors L/60 и 16 ×1 (на Tourville) и 18×1 (на Duquesne) 20-мм зенитные орудия Oerlikon.
После модернизации в мае 1944 года Duquesne доставил в Великобританию боеприпасы для французских кораблей, назначенных на поддержку высадки в Нормандии. Американцы сочли вооружение Duquesne слишком слабым и не решились использовать его в операции, а потому крейсер вернулся в Касабланку, где некоторое время пробыл транспортом. В декабре 1944 года Duquesne всё же прибыл в Плимут и присоединился к линкору Lorraine в обстрелах немецких позиций на континенте. Что касается Tourville, то он весь 1944 год простоял в африканских портах в качестве резерва, а с декабря участвовал в сопровождении транспортов в Тулон.
По окончании войны оба крейсера прошли ремонт и были назначены в Индокитай для восстановления французского контроля над колонией. Tourville отбыл из Франции 5 декабря 1945 года и уже с 23 января по 9 февраля 1946 года обстреливал Камрань и Кап-Падаран, после чего с прибывшим из метрополии Duquesne участвовал в захвате Тонкина. Затем оба корабля были передислоцированы во Францию, но ещё до конца 1946 года вновь возвращены в Индокитай.
В декабре 1946-январе 1947 года Tourville вёл непрерывные обстрелы Турана (современный Дананг), на последнем этапе битвы за город к нему присоединился и Duquesne. Крейсеры продолжали активно поддерживать французские части в битве за Аннам в феврале-марте, после чего осуществляли прикрытие транспортов.
Duquesne вернулся во Францию 16 мая 1947 года и уже 1 сентября был переведен в резерв с передачей для нужд учебного центра десантных операций Арзеве (Алжир). В феврале-августе 1948 года в Оране была проведена необходимая модификация, после чего крейсер прибыл на базу в Арзеве и встал там на прикол. 2 июля 1955 года его списали, переименовали в Q 52 и в августе отбуксировали в Мерс-эль-Кебир, где 27 июля 1956 года выставили на продажу. Некоторое время спустя он был продан на металлолом и разделан.
Tourville прибыл из Индокитая в Тулон 11 декабря 1947 года, после чего 13 декабря перешёл в Брест. Там 1 января 1948 года его вывели в резерв и назначили к линкору Paris в качестве плавучей казармы для Второго морского округа. На борту крейсера разместили сначала школу офицерского резерва, а затем навигационную школу. 28 апреля 1961 года Tourville был переведён в резерв второго эшелона, а 8 марта 1962 года окончательно списан. 15 января 1963 года на буксире из Бреста его перевели в Ла-Сейн, где порезали на металл.
Таким образом, служба тяжёлых крейсеров Duquesne и Tourville вышла довольно насыщенной, несмотря как на ряд серьёзных технических недостатков, вроде слабого вооружения и тонкой брони, так и общефранцузские проблемы — капитуляцию, поиск союзников и послевоенный кризис. Вдобавок, как и французские адмиралы, в честь которых они названы, значительную часть своей службы корабли прошли вместе.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Дрейф среди плавников: гибель крейсера Indianapolis
- Когда-то здесь базировались крейсера, а теперь пилят подводные лодки
- Ночные взлёты и ядерные испытания. Судьба авианосца USS Independence
- Защитники шведского нейтралитета, построенные по итальянским чертежам. Крейсеры типа Tre Kronor
- Известно, что вышедший на охоту «Бисмарк» первыми обнаружили шведы. А сделал это самолёт, запущенный с крейсера Gotland!
Нет, чтобы признать, что лягушатники построили отсталое говно, которое максимум могло обстреливать вьетнамские береговые деревушки из бамбука.