2947
65
9
Главному «митьку» исполняется 65 лет
Художник, поэт, член и один из основателей творческой группы «Митьки» Дмитрий «Митя» Владимирович Шагин родился 29 октября 1957 года в Ленинграде, в семье советский художника Владимира Николаевича Шагина (1932-1999), принадлежавшего к «Ордену нищенствующих живописцев» (ОНЖ), или так называемому «арефьевскому кругу» — группе ленинградских художников-нонконформистов рубежа 1950-60-х гг.
Владимир Николаевич Шагин
Неформальным лидером ОНЖ был советский художник, живописец и график Александр Арефьев (1931-1978), вместе с которым в 1961 году (после смерти ленинградского андеграундного поэта Р.Ч. Мандельштама) Шагин-старший несколько месяцев сознательно вёл бродячий образ жизни, ночуя в кладбищенских склепах на Красненьком кладбище.
Кроме занятий живописью, отец Мити играл на гитаре и контрабасе в оркестре народных инструментов, работал электромонтажником, грузчиком, раскройщиком полиэтилена — в СССР художник — не член Союза художников, считался тунеядцем, со всеми вытекающими. Но, тем не менее, в начале 1960-х гг. Владимир Николаевич, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил 6 лет лишения свободы за «антисоветскую деятельность». Однако, после принудительного психиатрического лечения (популярного инструмента репрессий в Союзе), от творчества не отошёл и продолжил плодотворно работать до конца жизни.
В 10 лет Митя попал в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств и стал самым счастливым ребёнком на свете — ведь там же учился и его отец, и до того времени преподавали некоторые те же педагоги.
Кроме занятий живописью, отец Мити играл на гитаре и контрабасе в оркестре народных инструментов, работал электромонтажником, грузчиком, раскройщиком полиэтилена — в СССР художник — не член Союза художников, считался тунеядцем, со всеми вытекающими. Но, тем не менее, в начале 1960-х гг. Владимир Николаевич, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил 6 лет лишения свободы за «антисоветскую деятельность». Однако, после принудительного психиатрического лечения (популярного инструмента репрессий в Союзе), от творчества не отошёл и продолжил плодотворно работать до конца жизни.
В 10 лет Митя попал в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств и стал самым счастливым ребёнком на свете — ведь там же учился и его отец, и до того времени преподавали некоторые те же педагоги.
И когда пришло время вступать в комсомол, он снова повторил судьбу отца — пострадал из-за политики. Дмитрий с другом сознательно отказались «записываться в комсомольцы», заявив, что это «антирелигиозная организация и мы, как люди верую¬щие, состоять в ней не хотим». Поначалу им просто ставили 2 по поведению, а потом завуч «настучала» на них в КГБ. К Шагину приходили, интересовались — почему он верит в Бога и где его крестили? Он отвечал, что это его личное дело. Это и определило дальнейшую судьбу парня. В те времена молодой человек, не сотрудничавший с органами, да ещё и не состоявший в ВЛКСМ, попадал в «чёрные списки» и не мог даже мечтать о поступлении в какой-либо вуз.
И путь у Мити был один — пойти на самую чёрную работу, в кочегарку. Там, после окончания в 1975 году школы, и прошли следующие 15 лет его жизни.
И путь у Мити был один — пойти на самую чёрную работу, в кочегарку. Там, после окончания в 1975 году школы, и прошли следующие 15 лет его жизни.
В те годы котельные превратились в настоящий центр неформальной культуры. Желая избежать уголовной ответственности за тунеядство, в кочегары шли художники, писатели, поэты и музыканты — все, кто отвергался официальным социалистическим искусством. Вершиной карьеры Дмитрия, как кочегара, стала работа в котельной Комплексной школы высшего спортивного мастерства (СШОР КШВСМ), где он «отпахал» почти 8 лет, а работы лишился из-за праздников, которые там устраивались — после того, как журналисты на всю страну рассказали, что «в котельной у Шагина собирается по 50-60 человек, выпивают и смотрят по телевизору «Место встречи изменить нельзя»».
А в 1984 году Дмитрий, совместно с «коллегами по цеху» Александром Флоренским и Владимиром Шинкарёвым, организовал группу художников, получившую название «Митьки» (подробнее — здесь: Дык! Ёлы-палы!).
В 1985 прошла дебютная выставка, в названии которой стояло именно слово «Митьки» (в честь одного из основателей). В их творчестве сохранились и продолжили развиваться многие черты изобразительного языка «арефьевцев». Обе группы отличает внимание к городскому фольклору, простодушный и одновременно ироничный взгляд на повседневность и её поэтическая обработка.
Первая выставка «митьков» была квартирная, в доме, который пошёл на капремонт. В одной из комнат выставились 60 человек. Вода и отопление в доме были отключены, а потом власти и электричество отключили — чтобы люди сильно смотреть не ходили. И люди тогда стали приходить со свечками.
Ведь «Митьки» — не просто арт-группа, а целое движение, объединяющее художников, писателей, музыкантов и всех просто «сочувствующих». Митьковская философия стара как мир — она о добре, красоте и милосердии. Но форма её выражения настолько самобытна, что все эти годы остаётся, как модно сейчас говорить, в тренде. Соборность, неформальность, нестяжательство, отрицание всего, что выходит за рамки добродушной вселенной, где каждый друг другу — братушка и сестрёнка. У них своя особая лексика, описанная в книге Шинкарёва «Митьки» (1985), свой стиль в одежде — полосатые матроски.
«Собрались приятели-художники и стали делать выставки, но нередко это выглядело так, будто живопись — только декорация для всеобщего веселья. Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как «митьки» тусуются. Ясно, что для популярности художника имидж — куда важнее качества живописи, — недоброжелатели вскоре стали вовсе отрицать значимость живописи «митьков» — мол, на имидже выехали. Да нет, извините, прекрасная у нас была живопись» (В. Шинкарёв, из книги «Митьки»).
Шагин — один из основателей и лидеров движения — уже давно стал символом Петербурга, не менее известным, чем крейсер «Аврора».
Шагин — один из основателей и лидеров движения — уже давно стал символом Петербурга, не менее известным, чем крейсер «Аврора».
« — Как ты вообще стал художником?
— Мои родители — Владимир Шагин и Наталья Жилина — были неофициальными художниками, они входили в Орден нищенствующих живописцев. Эта компания сложилась в конце 1950-х гг., поэтому моими игрушками с детства были кисточки и краски. Отец хотел, чтобы я стал моряком, собирался отдать в Нахимовское училище. Но когда отца посадили, мама меня отдала в СХШ при Академии художеств. Так моряком я и не стал.
— А потом?
— А потом я закончил СХШ и стал кочегаром. Вообще, мама мечтала, чтобы я был кинорежиссёром. Но в те годы, не являясь комсомольцем, я не мог поступить во ВГИК или ещё куда-то. Конечно, я изучал кинематографию по книгам, мы с мамой ходили в кинотеатр «Кинематограф», где показывали классику. В результате на старости лет я стал кинорежиссёром. Скоро у меня будет премьера фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия». О том, что могло бы быть с Шараповым, когда он переехал в Ленинград. По Вайнерам, он рассорился с Жегловым.
— Книга от фильма ведь отличается…
— Отличается. Мы делали выставку «Был один, который не стрелял»: были переделаны кадры из фильма таким образом, что митьки перепрыгивают забор и увозят Левченко в деревню. Вайнеру это очень понравилось, была мысль и продолжение сделать. Вайнер, кстати, нас спросил: «Помните, как в книжке-то было, вы книжку-то читали?». Было очень неудобно, потому что мы не читали. Но в результате прочёл — оказалось, что книга действительно очень интересная.
Главная идея у Вайнеров — в том, что наступит эра милосердия. И она созвучна нашей. Митьковская философия — добра, позитива, радости — исподволь действует на людей. Не все даже знают, что они митьки. Вот фильм сейчас ещё посмотрят и поймут. Действие происходит в послевоенное время в Питере. Главные герои — 2 питерских дворника, дядя Митяй и дядя Миняй. Они, собственно, и помогают Шарапову…
… Играют у нас Слава Бутусов, Олег Гаркуша, из актёров — Александр Баширов, Игорь Сладкевич. В женских ролях — Женя Любич, Наталья Фиссон, Татьяна Колганова…» (из интервью Д. Шагина Марии Москвичёвой, газета «МК», 14.02.2020).
— Мои родители — Владимир Шагин и Наталья Жилина — были неофициальными художниками, они входили в Орден нищенствующих живописцев. Эта компания сложилась в конце 1950-х гг., поэтому моими игрушками с детства были кисточки и краски. Отец хотел, чтобы я стал моряком, собирался отдать в Нахимовское училище. Но когда отца посадили, мама меня отдала в СХШ при Академии художеств. Так моряком я и не стал.
— А потом?
— А потом я закончил СХШ и стал кочегаром. Вообще, мама мечтала, чтобы я был кинорежиссёром. Но в те годы, не являясь комсомольцем, я не мог поступить во ВГИК или ещё куда-то. Конечно, я изучал кинематографию по книгам, мы с мамой ходили в кинотеатр «Кинематограф», где показывали классику. В результате на старости лет я стал кинорежиссёром. Скоро у меня будет премьера фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия». О том, что могло бы быть с Шараповым, когда он переехал в Ленинград. По Вайнерам, он рассорился с Жегловым.
— Книга от фильма ведь отличается…
— Отличается. Мы делали выставку «Был один, который не стрелял»: были переделаны кадры из фильма таким образом, что митьки перепрыгивают забор и увозят Левченко в деревню. Вайнеру это очень понравилось, была мысль и продолжение сделать. Вайнер, кстати, нас спросил: «Помните, как в книжке-то было, вы книжку-то читали?». Было очень неудобно, потому что мы не читали. Но в результате прочёл — оказалось, что книга действительно очень интересная.
Главная идея у Вайнеров — в том, что наступит эра милосердия. И она созвучна нашей. Митьковская философия — добра, позитива, радости — исподволь действует на людей. Не все даже знают, что они митьки. Вот фильм сейчас ещё посмотрят и поймут. Действие происходит в послевоенное время в Питере. Главные герои — 2 питерских дворника, дядя Митяй и дядя Миняй. Они, собственно, и помогают Шарапову…
… Играют у нас Слава Бутусов, Олег Гаркуша, из актёров — Александр Баширов, Игорь Сладкевич. В женских ролях — Женя Любич, Наталья Фиссон, Татьяна Колганова…» (из интервью Д. Шагина Марии Москвичёвой, газета «МК», 14.02.2020).
На съёмках фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия»
Своими учителями Шагин считает отца, свою мать — также художницу «арефьевского круга», иллюстратора Шекспира, Булгакова и обэриутов — Наталью Владимировну (Нейзель) Жилину (1933-2005), своего отчима — легендарного фотохудожника, которого называли одним из столпов ленинградского андерграунда, — Бориса Смелова (1951-1998), с которым, как говорит Дмитрий, «вдвоём лазали по крышам и фотографировали», и собственно, «арефьевцев» — художников Александра Арефьева и Рихарда Васми (1929-1998).
Сам Дмитрий начал выставляться с 1976 года на сборных выставках ленинградских неофициальных художников ТЭВ (Товарищество экспериментальных выставок) и ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). Тогда же стал и членом ТЭВ.
Затем, в 1981 году Шагин стал одним из членов совета ТЭИИ. Товарищество объединило тогда 9 групп художников, пытавшихся представить широкий диапазон неофициального искусства на более цивилизованных, чем квартиры и мастерские, площадках — во Дворце молодёжи и ДК им. Кирова. «Митьки» были из них едва ли не самыми консервативными, но вместе с тем и самыми популярными.
«Книжка Шинкарёва очень широко разошлась в самиздате, и митьковский юмор распространялся очень быстро. Получилось так, что почти все художники ТЭИИ замитьковали, и Рок-клуб замитьковал, и все замитьковали. Это было настоящее массовое движение, все стали добрые, выпивали. А нас стали приглашать и в другие города» (Д. Шагин).
Вслед за Ленинградом «митьковать» начала и Москва — здесь «митьки» нашли единомышленников и базу для нерегулярных, но стабильно востребованных выставок.
Затем, с 1988 года, Шагин поучаствовал и в ряде зарубежных групповых выставок: в Париже, Кёльне, Антверпене, Лозанне, Вене, Сан-Диего, Нью-Йорке, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро. Его работы были приобретены многими частными коллекционерами СССР и России, а также зарубежных стран, Русским музеем, Музеем истории Санкт-Петербурга, Новосибирским художественным музеем. Был одним из организаторов книжного издательства Mitkilibris («Издательский дом Ивана Лимбаха»).
Затем, с 1988 года, Шагин поучаствовал и в ряде зарубежных групповых выставок: в Париже, Кёльне, Антверпене, Лозанне, Вене, Сан-Диего, Нью-Йорке, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро. Его работы были приобретены многими частными коллекционерами СССР и России, а также зарубежных стран, Русским музеем, Музеем истории Санкт-Петербурга, Новосибирским художественным музеем. Был одним из организаторов книжного издательства Mitkilibris («Издательский дом Ивана Лимбаха»).
А в 1991 году Митя стал членом Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников Интернациональной федерации артистов (IFA) — старейшей художественной общественной организации Петербурга — аналога Московского горкома художников.
В 1996 году художник основал и стал курировать, вместе всё с тем же «братишкой-митьком» Флоренским, галерею «Митьки-ВХУТЕМАС» (Высшие художественно-технические мастерские).
Затем, в феврале 2006 года, Дмитрий основал под патронатом тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко музей творческого объединения «Митьки» — «Митьки-арт-центр» (ул. Марата 36-38).
В 1996 году художник основал и стал курировать, вместе всё с тем же «братишкой-митьком» Флоренским, галерею «Митьки-ВХУТЕМАС» (Высшие художественно-технические мастерские).
Затем, в феврале 2006 года, Дмитрий основал под патронатом тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко музей творческого объединения «Митьки» — «Митьки-арт-центр» (ул. Марата 36-38).
«Что касается власти, то со всеми постсоветскими градоначальниками митьки были в хороших отношениях. Первую митьковскую ставку на улице Правды нам выделил ещё Собчак. Губернатор Яковлев наше помещение перевёл на льготную аренду, а Валентина Ивановна нас защитила, когда нас с улицы Правды хотели выселить. Более того, она дала нам ещё одно помещение — на улице Марата, там теперь митьковский музей» (из интервью Д. Шагина Сергею Андрееву, «Русский репортёр», 01.11.2007).
Одну из комнат в своей студии художник переделал в кабинет Володи Шарапова: стены драпированы тканью, в центре — стол с советским телефоном и советской же настольной лампой, а на вешалке — исторические милицейские фуражки. Чем не кабинет следователя?
Известен Дмитрий также и как автор музыкальных проектов: «Митьковская тишина» (1995), «Митьковские песни» (1996), «Митьковские танцы» (1997), «Митьковская бескозырка» (1999), «Москва митьковская» (2002), «Митьковский Питер» (2004), — с участием известных рок-музыкантов: БГ, Юрия Шевчука, Дюши Романова (подробнее — здесь: Памяти Флейтиста), Сергея «Чижа» Чигракова, Александра Ф. Скляра, Вячеслава Бутусова, Алексея «Хвоста» Хвостенко (подробнее — здесь: Жилец вершин с чайником вина) и др.
Выпустил художник также и несколько книг стихов и прозы. Одна из которых — «Дык!...» (2002) была награждена художественной премией «Петрополь» за 2006 год.
Шагин — автор арт-объектов «Митьковская Тельняшка», «Митьковский Флаг», «Рок-музыканты» и др. А также перформансов «Митьковская Олимпиада», «Братание Рек», «Отстирывание Митьковской тельняшки».
Движение «митьков» сохраняло свою активность более 30 лет — до начала 2000-х гг. В настоящее время «звёздный» состав группы собирается разве что на какие-либо совместные юбилейные мероприятия.
Шагин является также Председателем попечительского совета бесплатного реабилитационного центра по избавлению от алкогольной зависимости «Дом Надежды на Горе» в Красном Селе под Петербургом. Ранее он сам страдал многолетним хроническим алкоголизмом. Сейчас, где-то с середины 1990-х гг., спиртного не употребляет, избавившись от пагубного пристрастия по системе анонимных алкоголиков (АА), основанной на терапии «12 шагов», в центре реабилитации Эшли/Ashley Medical Center (Северная Каролина, США). Теперь вот помогает другим.
В 2007 году Дмитрий включился и в благотворительность, присоединившись к проекту питерской гончарной студии «Лисий остров». Художник на время сменил мольберт на гончарный круг, за которым сделал вазу в узнаваемом «митьковском» стиле. Керамика вместе с другими поделками, изготовленными известными петербуржцами, отправилась на благотворительный аукцион. Средства, вырученные с продажи, были направлены на работу основанного в 2004 году Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» (с 2015 г. работает как «Межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации мигрантов и межнациональных отношений»).
Шагин посетил студию не один, а в сопровождении одной из своих дочерей и внуков. Они также попробовали свои силы в гончарном искусстве. К слову, многие из знаменитостей, посетивших «Лисий остров» с благотворительной миссией, приходили семьями. Так ранее, вместе с внуками в студии побывала актриса Ирина Мазуркевич. До этого — музыкант Евгений Фёдоров (Tequilajazzz, Оркестр Optimystica, Zorge). А при создании 1-ой коллекции для аукциона в роли гончаров выступили Александр Друзь, музыканты группы АукцЫон, Настя Полева, художники Николай Копейкин и Кирилл Миллер и многие другие. Средства, вырученные с продажи керамики, были тогда направлены в фонд «Мой Мио», оказывающего помощь детям с редким генетическим заболеванием — миодистрофией Дюшенна — наследственной прогрессирующей мышечной дистрофией.
В апреле 2009 года художник, вдохновившись письмами композитора, профессора Петербургской консерватории Анатолия Лядова, опубликованными в Петербурге в 1916 году, вскоре после смерти их автора, представил в Литературном музее свой проект «Русская литература. Шли годы...», который он сам назвал «инсталляцией книги». Ознакомившись с этим эпистолярным наследием, Шагин явно узнал родственную себе душу и принялся создавать писательский пантеон. Он переиначил на свой манер известные прижизненные портреты известных писателей, сгруппировав их на одном холсте в соответствии с ходом биографии: вот Гоголь в 1829 году, вот он же в 1834-м, а вот уж и на смертном одре. Такая процедура была проделана с иконографией и других героев. Не забыт был, разумеется, и сам Анатолий Константинович, а для пущей весомости художник добавил к портретной галерее и Даниила Хармса («Пусть и Хармс тоже будет, так интереснее»), которого Лядов не читал, поскольку не дожил до публикаций, но для автора это и неважно.
А в феврале 2017 года в Малом выставочном зале Москвы, в Галерее «Веллум» по ул. Нижняя Сыромятническая-10, были представлены около 200 работ творческой семьи художников: Натальи Жилиной, Владимира и Дмитрия Шагиных.
Проект рассказывал о творческом пути семейства, которое дало 2 поколения художников — видных представителей неофициального послевоенного искусства Ленинграда.
Проект рассказывал о творческом пути семейства, которое дало 2 поколения художников — видных представителей неофициального послевоенного искусства Ленинграда.
Наталья Жилина «Памяти Арефьева», «На Неве летом».
Владимир Шагин «Двое в интерьере», «Сказки Шехерезады»
Женат Дмитрий на художнице Татьяне Шагиной, вместе они воспитывают 3-х дочерей, одна из которых — также художница Иоанна Шагина.
« — Многие говорят, что сегодня время закольцевалось, советские доперестроечные настроения вернулись. Митьки опять немного подпольные?
— Возвращаются, безусловно. Отчасти — подпольные. У меня возникает эстетика 1970-х сейчас — музыкальная и художественная, безусловно. Как раз готовим выставку к 35-летию — будут работы того времени и что произошло с митьками за эти годы. Мне кажется, многие работы, которые люди сейчас делают, как-то связаны с теми. Ценность того подпольного времени очень велика» (из интервью М. Москвичёвой).
— Возвращаются, безусловно. Отчасти — подпольные. У меня возникает эстетика 1970-х сейчас — музыкальная и художественная, безусловно. Как раз готовим выставку к 35-летию — будут работы того времени и что произошло с митьками за эти годы. Мне кажется, многие работы, которые люди сейчас делают, как-то связаны с теми. Ценность того подпольного времени очень велика» (из интервью М. Москвичёвой).
Награды и премии Д. Шагина:
2006 — Художественная премия «Петрополь» — ежегодная награда, утверждённая в 1999 г. Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией альманаха поэзии и прозы «Петрополь», присуждается за достижения в области культуры и искусства, оригинальные проекты и меценатство — за книгу «Дык!...» (2002).
2009 — Царскосельская художественная премия — основана в 1993 г., присуждается за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей. Учредителями являются Всероссийский музей А.С. Пушкина и меценат, поэт и музыкант Б. Блотнер — за проект «Русская литература. Шли годы…» (2009).
2006 — Художественная премия «Петрополь» — ежегодная награда, утверждённая в 1999 г. Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией альманаха поэзии и прозы «Петрополь», присуждается за достижения в области культуры и искусства, оригинальные проекты и меценатство — за книгу «Дык!...» (2002).
2009 — Царскосельская художественная премия — основана в 1993 г., присуждается за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей. Учредителями являются Всероссийский музей А.С. Пушкина и меценат, поэт и музыкант Б. Блотнер — за проект «Русская литература. Шли годы…» (2009).
Библиография:
«Дык!..» (авторский сборник, «СПб.: «Красный Матрос», 2002), «Месье Баттерфляй» (М.: ЗАО «ИД «Новая газета», 2007), «Стихи 1974-1994 гг.» (серия: «Стихи художников», издатель Константин К. Кузьминский, 1995).
«Дык!..» (авторский сборник, «СПб.: «Красный Матрос», 2002), «Месье Баттерфляй» (М.: ЗАО «ИД «Новая газета», 2007), «Стихи 1974-1994 гг.» (серия: «Стихи художников», издатель Константин К. Кузьминский, 1995).
Фильмография:
«Город» — художник, учащий главного героя (х/ф, реж. А. Бурцев, 1990), «Митьки в Европе» — камео (СССР/Бельгия, реж. А. Учитель, 1990), «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» — камео (м/ф, реж. А. Васильев, 1992), «Агент национальной безопасности» — камео (т/с, серия «Страсти по Филонову», 1999), «Улицы разбитых фонарей» — камео (т/с, серии: «Мёртвых не спросишь», «Убийство по рецепту», «Гиблое место», 2004), «Митьковская встреча эры милосердия» — дядя Митяй, старший дворник (х/ф, реж. Д. Шагин, 2020).
«Город» — художник, учащий главного героя (х/ф, реж. А. Бурцев, 1990), «Митьки в Европе» — камео (СССР/Бельгия, реж. А. Учитель, 1990), «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» — камео (м/ф, реж. А. Васильев, 1992), «Агент национальной безопасности» — камео (т/с, серия «Страсти по Филонову», 1999), «Улицы разбитых фонарей» — камео (т/с, серии: «Мёртвых не спросишь», «Убийство по рецепту», «Гиблое место», 2004), «Митьковская встреча эры милосердия» — дядя Митяй, старший дворник (х/ф, реж. Д. Шагин, 2020).
Кадр из фильма «Город»
Персональные выставки:
«Живопись Дмитрия Шагина» (Эстонский морской музей, Таллин, Эстония, 1990), «Между нами ночь» (Выставочный центр «Царёв сад», Москва, Россия, 2003), «Полосатый рейс из Петербурга в Москву» (Галерея «С.АРТ», Москва, Россия, 2003), «Галерея одной работы» (Москва, Россия, 2004), «Mitki In New York» (InterArt Gallery, New York, USA, 2007-08), «Русская литература. Шли годы…» (Государственный литературный музей, Москва, Россия, 2009), «Мы пред врагом не спустили…» (совместно с Константином Звездочётовым, Галерея «Regina Берлога», Москва, 2010), «Полосатый рейс» (Музей современного искусства ДВГТУ «Артэтаж», Владивосток, Россия, 2010).
«Живопись Дмитрия Шагина» (Эстонский морской музей, Таллин, Эстония, 1990), «Между нами ночь» (Выставочный центр «Царёв сад», Москва, Россия, 2003), «Полосатый рейс из Петербурга в Москву» (Галерея «С.АРТ», Москва, Россия, 2003), «Галерея одной работы» (Москва, Россия, 2004), «Mitki In New York» (InterArt Gallery, New York, USA, 2007-08), «Русская литература. Шли годы…» (Государственный литературный музей, Москва, Россия, 2009), «Мы пред врагом не спустили…» (совместно с Константином Звездочётовым, Галерея «Regina Берлога», Москва, 2010), «Полосатый рейс» (Музей современного искусства ДВГТУ «Артэтаж», Владивосток, Россия, 2010).
Произведения Д. Шагина находятся в собрании музеев:
Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия), Государственный литературный музей (Москва, Россия), Государственный Русский музей (С-Петербург, Россия), Государственный музей истории С-Петербурга (Россия), Музей Нонконформистского искусства (Пушкинская 10, С-Петербург, Россия), Центральный выставочный зал «Манеж» (С-Петербург, Россия), Государственный музей «Царскосельская коллекция» (Пушкин, Россия), Пушкинский музей-заповедник (Россия), Музей творческого объединения «Митьки» (С-Петербург, Россия), Новосибирский государственный художественный музей (Россия), Архангельский музей изобразительных искусств (Россия), Zimmerli Art Museum at Rutgers University/Музей Зиммерли Ратгерского Университета, Коллекция советского нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж (ТЦ «Voorhees Mall» при кампусе Rutgers, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США).
Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия), Государственный литературный музей (Москва, Россия), Государственный Русский музей (С-Петербург, Россия), Государственный музей истории С-Петербурга (Россия), Музей Нонконформистского искусства (Пушкинская 10, С-Петербург, Россия), Центральный выставочный зал «Манеж» (С-Петербург, Россия), Государственный музей «Царскосельская коллекция» (Пушкин, Россия), Пушкинский музей-заповедник (Россия), Музей творческого объединения «Митьки» (С-Петербург, Россия), Новосибирский государственный художественный музей (Россия), Архангельский музей изобразительных искусств (Россия), Zimmerli Art Museum at Rutgers University/Музей Зиммерли Ратгерского Университета, Коллекция советского нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж (ТЦ «Voorhees Mall» при кампусе Rutgers, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://www.livelib.ru/author/14672-dmitrij-shagin
https://www.mk.ru/culture/2020/02/14/mitek-dmitriy-shagin-pili-s-coem-portveyn-iz-gorla.html
https://www.fontanka.ru/2020/01/18/021/?ref=d
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170112_mitki.html
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kratkaya-istoriya-mitkov-30-let-bratushek-i-sestrenok/
https://expert.ru/russian_reporter/2007/22/shagin/
https://www.gazeta.ru/culture/2009/04/10/a_2972524.shtml
https://www.livelib.ru/author/14672-dmitrij-shagin
https://www.mk.ru/culture/2020/02/14/mitek-dmitriy-shagin-pili-s-coem-portveyn-iz-gorla.html
https://www.fontanka.ru/2020/01/18/021/?ref=d
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170112_mitki.html
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kratkaya-istoriya-mitkov-30-let-bratushek-i-sestrenok/
https://expert.ru/russian_reporter/2007/22/shagin/
https://www.gazeta.ru/culture/2009/04/10/a_2972524.shtml
Ссылки по теме:
- В погоне за редким именем родители явно перестарались
- "Проделки моего разума": жутковатые и странные рисунки художника из Нидерландов
- Японская художница превращает камни в милейших животных
- Мультяшные принцессы, нарисованные в японской технике укиё-э
- Художник рисует мини-копии пейзажей в коробочках из-под леденцов
Новости партнёров
реклама
Да это если повезет, большинство просто расстреливали без суда и следствия. Я вот не сотрудничал, так меня прямо у дома расстреляли...
Три способа поделить:
1. Поровну. Это просто поровну.
2. По-братски - это когда "митёк" оставляет большую часть себе.
3. По-митьковски - это когда "митёк" забирает себе всё.
---
"Митьки отправляют Брежнева в Афганистан"
"Митьки отдают Ван Гогу свои уши"
Пусть будут