1.
2.
3.
4.
Окончив городское пятиклассное училище, Костя поступил в Ростовское художественное училище.
«Рисовать я начал с тех пор, как помню себя, – вспоминал Ротов. – Определить профессию помогла европейская война. В те времена изрисовал десятки альбомов, просматривал множество журналов».
Первые же его карикатуры были опубликованы ещё задолго до окончания училища. Отец, желая сделать 14-летнему сыну приятное, в 1916 году, без его ведома, послал их в петроградский журнал «Бич». Работа была напечатана летом 1917 года, рисунок изображал уличный митинг и «подкупал необычайной живостью и выразительностью человеческих фигурок, очерченных чётким, уверенным контуром» – описывал рисунок, сохраненный в его «особой коллекции», Академик АХ СССР, Герой Соцтруда, Народный художник СССР Борис Ефимов, для которого Ротов был одним из образцов для подражания.
5.
6.
7.
В 1921 году художник был командирован на учёбу в Ленинградскую художественную академию, где был принят на графический факультет. Но, как он сам писал в автобиографии: «не учился, так как в ту пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне формалистические направления».
8.
9.
Одним из важных направлений работы для Ротова становится тогда книжная иллюстрация. Он создаёт рисунки к басням и сказкам, а так же участвует в оформлении театральных постановок, в сотрудничестве с В. Маяковским, Д. Бедным, Н. Асеевым выпускает множество агитационных плакатов, рисует в плакат-газете «Окно ИЗОГИЗа».
10.
11.
12.
Тогда же Ротов получает заказ из Москвы на иллюстрирование сказок Г.-Х. Андерсена и братьев Гримм и, не закончив образования, художник решает перебраться в столицу, где с 1922 по 1940 гг. работает в журнале «Крокодил», а в 1928 году его карикатуры становятся ещё и визитной карточкой раздела политсатиры главного рупора страны – газеты «Правда». И не было тогда издания, которое не боролось бы за право опубликовать у себя ротовский рисунок. В те годы он печатался ещё во многих центральных и не очень газетах и журналах: «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть» и др.
Одним из важных направлений работы для Ротова становится тогда книжная иллюстрация. Он создаёт рисунки к басням и сказкам, а так же участвует в оформлении театральных постановок, в сотрудничестве с В. Маяковским, Д. Бедным, Н. Асеевым выпускает множество агитационных плакатов, рисует в плакат-газете «Окно ИЗОГИЗа».Яркая индивидуальность и неповторимый стиль чувствовался уже в его ранних, «крокодильских» работах. Со временем он лишь добавил новые жанровые приёмы, определившие своеобразие его творчества, например, его знаменитые многофигурные композиции со сложным сюжетным решением.
13.
14.
Ротов – превосходный создатель запоминающегося типажа, создавший хрестоматийные сатирические образы, отмеченные тонкой психологической характеристикой. Для всего творчества художника в период 1920-30-х гг. характерно решение карикатур в виде иллюстративного ряда к фельетону или сатирическому стихотворению.
15.
16.
17.
18.
« – Константин Павлович, я тут перелистывал старый журнал «Искусство». Там были репродукции двух панно для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Там среди фамилий живописцев увидел фамилию Ротов. Это уж не вы ли? – спросил я, уверенный, что речь идет об однофамильце.
– Представь себе, я. Панно написаны по моим эскизам. За двое суток я сделал их акварелью, причём все персонажи с портретным сходством.
После этого разговора я снова разглядывал репродукции.
А на панно были десятки людей. И Папанин, и Качалов, и Стаханов, и Дуся Виноградова… На двух панно – человек семьдесят!» (Из воспоминаний Евгения Гурова, художника журнала «Крокодил», 1990 г.).
19.
20.
А в июне 1940 года он был арестован по обвинению в «пропаганде и агитации против Советской власти» за созданную им в 1934 году карикатуру.
История картинки такова: в 1934 году весёлый Ротов показал сослуживцам набросок карикатуры «Перерыв на обед», на которой лошадь ела овёс, а на её спине сидели воробьи, ожидая «своего часа» – «выдачи из другого окошка». Карикатура была нарисована художником по собственной инициативе во время совещания, после которого он показал её тогдашнему редактору «Крокодила» М.З. Мануильскому. Тот посмеялся над рисунком и сказал, что его можно напечатать. Ротов возразил, что печатать рисунок неудобно, так как он имеет несколько вульгарный характер. Посмеялись и вроде бы забыли. Карикатура эта никогда и нигде не была опубликована, хранилась в редакционном альбоме «Крокодила». Но спустя 6 лет она каким-то образом стала путешествовать в партийных кругах и дошла даже до И.В. Сталина, который, как рассказывали, «от души» посмеялся «над юмором этого рисунка». Тем не менее, судьба автора карикатуры была предрешена. Ротова арестовали с формулировкой «дискредитация советской торговли и советской кооперации». Приказ об аресте подписал лично глава НКВД Л.П. Берия, ухватившись за якобы порочащую советский строй карикатуру
21.
22.
14 июня 1941 года ОСО НКВД вынес художнику приговор по ст.ст. 58-1а, 58-11 УК РСФСР – «измена родине и участие в контрреволюционной организации», и приговорил его к 8 годам исправительно-трудовых лагерей
23.
24.
Удивительный его характер сохраняется даже в ужасных условиях тюрьмы. Спасает юмор, доброта и любовь к людям…
« – Когда я ещё был подследственным, в одной камере со мной сидел пожилой профессор. Он страшно был подавлен тюремной обстановкой, методами следствия. Жаловался мне: «Константин Павлович! Не могу я привыкнуть к своему унизительному положению. К тому, что в уборную меня провожает офицер. И пока я там, я не могу закрыть дверь. А он стоит передо мной и наблюдает. А потом даёт мне клочок газеты и, предварительно заглянув в унитаз, спускает воду… Ужасно всё это…». «Ну, что вы, профессор,– я ему говорю,– это же прекрасно. То, что офицер стоит у открытой двери,– это ж он заботу проявляет. Смотрит, удобно ли вам. Ну, а что в унитаз заглядывает, так это от того, что работа вашего желудка его беспокоит. Здоровье ваше его волнует. Ну, а воду сам спускает, чтобы вас не затруднять».
И первый раз после ареста профессор улыбнулся. «Очень, – говорит, – вы меня утешили, Константин Павлович. Если научусь смотреть на всё вашими глазами, то, глядишь, и выживу!..» (Из воспоминаний К. Ротова).
25.
26.
Из Саратова предстоял тяжёлый путь дальше, на Север, в далекий Соликамск, в Усольлаг. Друзья Константина Павловича узнают о том, что он отбывает заключение на Каме, только в 1943 году.
В лагере Ротову удалось устроиться художником, он возглавлял художественную мастерскую. Чего только ни делали в этой мастерской – наглядную агитацию для лагеря, копии известных картин (которые затем шли на продажу), среди которых особенной популярностью пользовались Шишкин и Айвазовский, оформляли Пермскую сельскохозяйственную выставку, выпускали роскошные альбомы по докладам Сталина. Создаёт Ротов и собственные художественные полотна, делает серию акварелей, посвященных Великой Отечественной войне. Работы эти обратили на себя внимание посетившего в то время лагерь зам. наркома МГБ В. Сорокина, который забрал их с собой в Москву. К сожалению, местонахождение этих работ неизвестно. Авторские копии этих работ были сделаны для Соликамского Парткабинета МВД. Кроме того, Ротов оформляет клуб МВД, выполняет множество живописных, графических и агитационных работ. Большое их количество хранится сейчас в Соликамском государственном краеведческом музее, а часть была передана наследниками художника в музей Общества «Мемориал».
27.
28.
29.
30.
Отбывающая ссылку вместе с Ротовым в Соликамске бывшая узница АЛЖИРа («Акмолинский лагерь жён изменников Родины» — разговорное название 17-го женского лагерного спецотделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской обл. КазССР (1938-1953)), а впоследствии — заслуженный врач РСФСР, кавалер Ордена Ленина Ольга Ивановна Филимонова (1905-1987), — писала о Ротове: «…корни его таланта находили чистую воду даже в ядовитой почве тюремно-лагерной безысходности, замешанной на крови миллионов людей».
Также в лагере было налажено производство детских игрушек. Там делали игрушки из папье-маше по эскизам Ротова. Это были зайчики, петушки, медведи, весёлые и грустные, хитрые и простодушные.
31.
32.
33.
Основным же плюсом этих мастерских было то, что они давали возможность людям выжить в отличие от тех, кто работал на лесоповале.
Обаяние художника распространилось даже на охранников. Известно, что начальник лагеря майор ГБ П.П. Ивонин очень хорошо относился к Ротову, и даже приезжая в 1943 году в Москву, заходил в редакцию «Крокодила» передать всем «приветы от Кости», и просил у художников краски и кисти для него. Т.к. в лагере не было красок, а кисти делали сами из конского волоса
34.
35.
36.
37.
«Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги».
Несмотря на запрет, Ротов часто бывал в Москве, иногда даже оставался ночевать, чего делать не полагалось. В связи с чем, в декабре 1948 года, без предъявления нового обвинения, художник был отправлен на пожизненное поселение в п. Северо-Енисейский Красноярского края. В Северо-Енисейских приисках треста «Енисейзолото» Константин Павлович был назначен на должность чертёжника-конструктора КБ с окладом 800 рублей в месяц. Кроме того, принимал участие в оформлении нового рабочего клуба, где затем работал в качестве художника.
38.
39.
А 6 апреля того же года художник был освобождён и от ссылки и «следует к избранному месту жительства гор. Москва» (из справки УМВД по Красноярскому краю).
40.
41.
42.
43.
44.
« – «Крокодил» – мой долг. «Весёлые картинки» – моя любовь» – говорил Ротов.
За долгие годы художник соскучился по Москве и москвичам. Для больших прогулок сил не было, но он нашёл выход из положения: садился в трамвай и ехал до конца маршрута, а потом обратно. Ведь за годы его отсутствия всё в городе изменилось, и было на что посмотреть. И он наблюдал, запоминал и превращал увиденное в свои новые рисунки.
45.
46.
47.
48.
«Не каждому в детстве выпадает радость быть всеми любимой. Расти среди прекрасных книг, картин, музыки. Ездить в Ленинград в Эрмитаж. Каждое воскресенье ходить в цирк, а после представления знакомиться с артистами за кулисами, гладить животных и получать маленькие подарочки. Кататься в папиной машине, а главное – жить среди очень интересных людей. Папа дружил и с артистами, и с писателями. В доме у нас бывали знаменитые летчики-полярники. Почти у всех на груди сверкали ордена. Все были молодые, весёлые, красивые» (Из воспоминаний Ирины Баталовой (Ротовой)).
49.
50.
Рисунки его узнаваемые, лёгкие, по-настоящему весёлые, смешные и ироничные, но не злые. Он всегда улыбался. И всегда рисовал. И рисовал с улыбкой. Он получал огромное удовольствие от самого процесса, и поэтому было весело смотреть на его работы. С удивительным юмором он изображает не только людей, но и животных, птиц, насекомых, здания – всё, что видел его добрый улыбчивый взгляд.
51.
52.
53.
54.
«Я видел последний лист бумаги, за которым Константина Павловича застиг удар. Начатый рисунок – и вдруг линия сделалась дрожащей, неуверенной и оборвалась, как через несколько дней оборвалась и сама жизнь этого замечательного человека…» (Из воспоминаний художника-графика и карикатуриста Юлия Ганфа).
55.
56.
57.
58.
59.
А в 1958 году группа альпинистов, руководимая художником Борисом Жутовским, поднялась на безымянную вершину в Восточных Саянах и установила на ней портрет К.П. Ротова.
Как сказал Э. Хемингуэй, «если писатель не любит людей, его рассказы им не понравятся». Рассказы в картинках, созданные Ротовым, людям нравились и в 1920-е гг., и продолжают нравиться до сих пор. Они по-прежнему смешные и добрые. Над ними по-прежнему хочется смеяться. Константин Павлович любил всех вокруг людей, и они чувствовали это.
60.
61.
Гурьян О.М. «Шарик и трубка» (М.: Книгоизд-во Г.Ф. Мириманова, 1924), Агнивцев Н.Я. «Твои наркомы у тебя дома» (рис. К. Елисеева и К. Ротова, М.: «Октябрёнок», 1926), Фёдоров-Давыдов А.А. «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки» (М.: «Рабочая газета», 1927, «Библиотека Мурзилки»), Корнилов Б.П. «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» (М.: ОГИЗ-Детгиз, 1935), Каринский В.А. «Грачи и кот» (М.; Л.: Детиздат, 1936), Чуковский К.И. «Сказки: Путаница; Лимпопо; Бармалей; Телефон; Мойдодыр; Краденое солнце; Федорино горе; Тараканище; Муха Цокотуха» (Изд. 3-е, М.; Л.: Детиздат, 1936), Чуковский К.И. «Африканские сказки: Лимпопо; Бармалей; Тараканище» (М.; Л.: Детиздат, 1937), Михалков С.В. «Миша Корольков» (М.; Л.: Детиздат, 1938), Михалков С.В. «Кораблики» (М.; Л.: Детиздат, 1939), Ардов В.Е. «Больное место: Рассказы и фельетоны» (М.: «Правда», Библиотека «Крокодила» №192, 1958), Барто А.Л. «Дом переехал» (М.: Детгиз, 1958), Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч: Повесть-сказка» (М.: «Детская литература», 1959), Михалков С.В. «Три поросёнка: По английской сказке» (М.: Детгиз, 1961), Баранова М.П., Велтистов Е.С. «Тяпа, Борька и ракета» (рис. Е. Мигунова, К. Ротова, М.: Детгиз, 1962), Корнилов Б.П. «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» (М.: Детгиз, 1963), Маршак С.Я. «Про гиппопотама» (М.: «Детская литература», 1964), Катаев В.П. «Белеет парус одинокий: Повесть» (М.: «Детская литература», 1972).
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Г. Рыклин. Предисловие к художественному альбому К.П. Ротова (изд. "Советский художник", 1961);
Е. Мигунов "Киноведческие записки" (1997);
https://fantlab.ru/art3918;
https://urokiistorii.ru/article/52377;
https://k-markarian.livejournal.com/664293.html;
http://fegin.gorod.tomsk.ru/index-1278564154.php;
https://www.liveinternet.ru/users/3575290/post270038004/
- Забавные портреты в стиле аниме от Роберта Де Джизеса
- Художник нарисовал знаменитостей в разных мультяшных стилях
- Художник превращает себя и свою очаровательную собаку в мультяшек
- Француза покорил Дикий Запад
- Художник создает жутковатый мир, который на поверку оказывается очень милым