В русском фольклоре это один из наиболее популярных злодеев, наряду со Змеем Горынычем и Бабой-Ягой, которая, справедливости ради, часто представляла не злую ведьму, а мудрую и добрую ведунью, помогавшую Ивану-царевичу найти путь к кащеевой смерти.
Само слово «Кащей (Кощей)» произошло от слова «кость», то есть худой или скряга, как у А.С. Пушкина «там царь Кащей над златом чахнет». В.И. Даль выводит Кащея от глагола «кастить», то есть вредить, пакостить.
В отечественном кино Кащей был разным. То классическим Кощеем фольклорным, как в сказках, то фантастическим героем, а то и вовсе вполне современным таким мужичком, которому не чужды все блага цивилизации. Но все они, как правило, были антагонистами добрых и справедливых, отстаивающих правду на земле, героев.
Георгий Милляр
«Кащей Бессмертный»
«Огонь, вода и … медные трубы»
Евгений Лебедев
«Римский-Корсаков»
Фёдор Никитин
«Весёлое волшебство»
Николай Боярский
«Новогодние приключения Маши и Вити»
Александр Филиппенко
«Там, на неведомых дорожках...»
В основе сказки, кстати, лежит книга Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Один из самых классических Кащеев: висит на двенадцати цепях в подземелье, сверхъестественную силу ему придаёт вода, выпив три ведра, освобождается от цепей. Филиппенко — вылитый Кащей. «Значит наше время ещё не пришло ...», - философски заключает он в финале фильма.
Олег Табаков
«После дождичка в четверг»
Виктор Сергачёв
«На златом крыльце сидели»
Валерий Ивченко
«Сказка про влюблённого маляра»
Игорь Ясулович
«Лиловый шар»
Нодар Мгалоблишвили
«Чудеса в Решетове»
Алексей Петренко и Анатолий Смиранин
«Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства»
Гоша Куценко
«Книга мастеров»
Леонид Ярмольник
«Реальная сказка»
Константин Лавроненко
«Последний богатырь»
Источник:
- Пять жизней Деда Мороза: как менялся сказочный персонаж
- Удивительные артефакты, о существовании которых многие даже не подозревали до этого дня
- Люди, которые нашли своих двойников на картинах
- Эксперимент: что дешевле разделывать куриные тушки или покупать готовое филе?
- Художница нарисовала героев старинных сказок в мрачных и готических тонах
А Милляр вне топа, как недостижимый идеал.
Какого иронично-философского обманщика сыграл) С подставы в виде поддельного хрустального яйца развлекался
Сколько лет тому, до сих пор его образ Кощея помню, как впервые малышом еще посмотрел.
Ну и естественно Милляр. Лучшая нечисть советского кинематографа