7760
3
В 1974 году на экраны вышел фильм «Земля Санникова». Картина, несмотря на то, что критики предрекали ей провал, была встречена публикой с восторгом: только в 1974 году ее посмотрели более 41 миллиона зрителей.
Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского), который был очень вдохновлен сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Капитана в тот день называли на «ты» и «Чуть помедленнее, кони». Высоцкий прошел кинопробы, его утвердили на роль, и он даже подписал договор. Однако в связи с тем, что песни Высоцкого прозвучали на «Немецкой волне» – «враждебном радиоголосе», художественный совет киностудии «Мосфильм» не утвердил его кандидатуру. Перед самым отъездом на съемки мосфильмовский чиновник вычеркнул имя артиста из списка утвержденных на роли актеров: «Что у нас, кроме Высоцкого, играть некому?»
И тогда в поле зрения режиссеров появился Даль. Ему выслали в Ленинград сценарий, он с ним ознакомился и дал свое согласие сниматься (в дальнейшем эту роль Даль без зубовного скрежета не вспоминал).
Когда актерский состав был окончательно утвержден, началось самое интересное - процесс съемки
И тогда в поле зрения режиссеров появился Даль. Ему выслали в Ленинград сценарий, он с ним ознакомился и дал свое согласие сниматься (в дальнейшем эту роль Даль без зубовного скрежета не вспоминал).
Когда актерский состав был окончательно утвержден, началось самое интересное - процесс съемки
Сцену в ресторане, где знакомятся главные герои, снимали в павильонах «Ленфильма». Столы в ресторане ломились от черной икры. Только члены съемочной группы знали, что это сваренная реквизитором Зиной перловая каша, выкрашенная потом тушью в черный цвет. А единственный бутерброд с настоящей икрой был только на тарелке у Владислава Дворжецкого. Надкусывая его, артист старался растянуть деликатес на восемь дублей. Мало кому известно, что одного из денди с модными бакенбардами, кутящего за ресторанным столом, сыграл 22-летний студент, будущий спикер Госдумы Борис Грызлов, которого друзья в то время звали Бобом. На съемки его затащил однокурсник по электротехническому институту связи Владимир Левченков, который водил дружбу с ленинградскими актерами.
Часовую башню, по которой карабкается с закрытыми глазами авантюрист Крестовский, снимали в Выборге. Все трюки исполняли ленинградские альпинисты, мастера спорта. Их нашли на берегу залива, где они тренировались на Выборгских скалах. На Даля больше всех был похож кудрявый Володя Мясников, на Дворжецкого — Эдик Часов. Они и стали дублерами главных героев. «Древняя башня XII века была сложена из громадных гранитных валунов. Володя Балыбердин и Юра Горенчук очищали стены от свободно лежащих камней, вбивали крючья, опробовали их, — вспоминала позже старшая группы, альпинистка Наталия Дадали (в то время — Часова). — Инженер по технике безопасности, видя, как ребята бегают по карнизу второго яруса, хватался за сердце. Он не понимал и не видел страховки — веревок, карабинов, схватывающих узлов».
Часовую башню, по которой карабкается с закрытыми глазами авантюрист Крестовский, снимали в Выборге. Все трюки исполняли ленинградские альпинисты, мастера спорта. Их нашли на берегу залива, где они тренировались на Выборгских скалах. На Даля больше всех был похож кудрявый Володя Мясников, на Дворжецкого — Эдик Часов. Они и стали дублерами главных героев. «Древняя башня XII века была сложена из громадных гранитных валунов. Володя Балыбердин и Юра Горенчук очищали стены от свободно лежащих камней, вбивали крючья, опробовали их, — вспоминала позже старшая группы, альпинистка Наталия Дадали (в то время — Часова). — Инженер по технике безопасности, видя, как ребята бегают по карнизу второго яруса, хватался за сердце. Он не понимал и не видел страховки — веревок, карабинов, схватывающих узлов».
Крестовский в фильме должен был подниматься на пари по отвесной стене с завязанными глазами. Чтобы обеспечить верхнюю страховку дублеру Даля, использовали тоненький, едва заметный трехмиллиметровый тросик. На скалолазе были надеты узкие, неудобные штаны, башмаки с каблуками. Когда он пошел вверх по отвесной стене, изображая отчаянного юнкера, вся съемочная группа не могла скрыть восхищения.
По замыслу режиссера, офицер Крестовский должен был повиснуть на отошедшей от стены металлической решетке. С большим трудом альпинисты затащили наверх огромную сварную громадину, спустили решетку на тросах из окна, на ней, на высоте 25 метров, завис на одной руке альпинист. Как вдруг режиссер схватился за голову… Выяснилось, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. А солнце уходило… Ассистенты режиссера полезли по пожарным лестницам на крыши и завалили все антенны. А в это время передавали футбол, шел ответственный матч на первенство Европы. Разъяренным жителям, выскочившим на улицу, киношники по команде режиссера выдавали по 100 рублей. Если присмотреться, то и ныне можно заметить на часовой башне в Выборге титановые крюки, забитые скалолазами в июне 1972 года.
Эпизоды с участием онкилонов снимались в Нальчике, где в 100 км от города, на Былымском перевале, было построено их "стойбище". Как выглядит экзотическая народность, 400 лет назад покинувшая материки, никто не знал. Но авторы решили внести свою изюминку в азиатскую внешность этого племени, наделив их голубыми глазами и светлыми волосами.
По замыслу режиссера, офицер Крестовский должен был повиснуть на отошедшей от стены металлической решетке. С большим трудом альпинисты затащили наверх огромную сварную громадину, спустили решетку на тросах из окна, на ней, на высоте 25 метров, завис на одной руке альпинист. Как вдруг режиссер схватился за голову… Выяснилось, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. А солнце уходило… Ассистенты режиссера полезли по пожарным лестницам на крыши и завалили все антенны. А в это время передавали футбол, шел ответственный матч на первенство Европы. Разъяренным жителям, выскочившим на улицу, киношники по команде режиссера выдавали по 100 рублей. Если присмотреться, то и ныне можно заметить на часовой башне в Выборге титановые крюки, забитые скалолазами в июне 1972 года.
Эпизоды с участием онкилонов снимались в Нальчике, где в 100 км от города, на Былымском перевале, было построено их "стойбище". Как выглядит экзотическая народность, 400 лет назад покинувшая материки, никто не знал. Но авторы решили внести свою изюминку в азиатскую внешность этого племени, наделив их голубыми глазами и светлыми волосами.
Долину тысячи дымов актерская братия воочию не увидела. В камчатском Кроноцком заповеднике с его вулканами побывала только операторская группа. Потом эти кадры смонтировали с теми, что были отсняты с актерами в горах под Нальчиком.
«Никто не должен знать о земле онкилонов», — говорит в фильме Аннуир, обращаясь к пришлым, «чужим» людям. «Вам придется остаться», — вторит ей сын Великого вождя Сетенкар.
Мистическим образом таинственная, нездешняя, воображаемая земля притянула «первооткрывателей». Через 5 лет, в 78-м, ушел из жизни Влад Дворжецкий. Еще через три года, в 81-м, не стало Олега Даля. Одному было 39, другому — 40 лет. Скоро с Камчатки пришло сообщение: грязевая лавина почти полностью уничтожила Долину гейзеров. Место, где операторы снимали «Землю Санникова», оказалось под толстым слоем грязи и валунов.
«Никто не должен знать о земле онкилонов», — говорит в фильме Аннуир, обращаясь к пришлым, «чужим» людям. «Вам придется остаться», — вторит ей сын Великого вождя Сетенкар.
Мистическим образом таинственная, нездешняя, воображаемая земля притянула «первооткрывателей». Через 5 лет, в 78-м, ушел из жизни Влад Дворжецкий. Еще через три года, в 81-м, не стало Олега Даля. Одному было 39, другому — 40 лет. Скоро с Камчатки пришло сообщение: грязевая лавина почти полностью уничтожила Долину гейзеров. Место, где операторы снимали «Землю Санникова», оказалось под толстым слоем грязи и валунов.
Источник:
Ссылки по теме:
- Самые краткие содержания фильмов
- Интересные факты о фильме Д’Артаньян и три мушкетеры
- Культовые автомобили в иллюстрациях Николя Баннистера
- Художественный короткометражный фильм Черные перчатки.
- Модные мужские очки из фильмов
Новости партнёров
реклама
Поражает неразборчивость зрителя. Как дураку покажи палец - и он засмеется, так и публика восторгается мелькающими картинками, примечательными только тем, что в них все не так, как в жизни недалекого обывателя - море, парусник, блондинистые парики с челками на аборигенах, дрыгающийся шаман.
Да, о книге Обручева, притягивающей читателя загадочным мамонтом на обложке, можно начисто забыть, ничего с этим фильмом у нее нет.
Но самое главное в этой картине – музыка! Ее будут помнить намного дольше, чем сам фильм. Какой саундтрек! А песня «Есть только миг» в передаче ДоРе в 2011 признана самой лучшей отечественной песней всех времен! Это, конечно, относительно, но она этого достойна! Так сочетаются осмысленный текст, чудесная мелодия, инструментальная аранжировка и голос (признаю только исполнение О.Анофриева). [Об этом человеке хотелось бы сказать особо. По-моему, один из самых недооцененных талантов нашего времени! Актер, исполнивший десятки ролей, но не главных. Композитор, написавший десятки песен, но малоизвестный. Исполнитель, обладающий хорошим голосом, который мог бы стать эстрадным певцом, но не стал. Озвучивший десятки персонажей, но которого мало кто узнает…]
«Зачем по земле идешь, человек?» Эх, знать бы…
Эх, жаль Высоцкого не взяли. Проср*ли все полимеры!
На роль одного из героев фильма — Губина (беглого политического каторжанина) — был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:
Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров
Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актёрами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в эпизоде передачи воды Ильину видно лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.
Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошёл до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…
С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.