452
1
1. Австрийский пианист Пауль Витгенштейн потерял правую руку в Первой Мировой войне, однако возобновил концертную карьеру и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Виртуозное владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками.
2. Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.
3. Бетховен не умел умножать.
4. Слово «музыка» подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии — дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы. Другие считают — это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента).
5. Слово «фортепиано» произошло от названия, данного Кристофори своему инструменту: «piano et forte», что значит «тихо и громко».
6. Термин «рояль» был впервые применен в 1777 г.
7. Понижение строя на полтона в настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1–2 тонны. À общее натяжение всех струн настроенного пианино составляет 7 тонн (7000 кг).
8. Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семь заинтересовались музыкой.
9. Известная песенка «Happy Birthday to You» по сей день находится под защитой авторских прав. Её можно бесплатно петь в обычном кругу семьи или друзей, но за коммерческое использование, например в фильме или поздравительной открытке, необходимо платить отчисления. Сейчас песня приносит ежегодно 2 миллиона долларов компании-владельцу прав на неё.
10. Метеорист — это не больной метеоризмом, а своего рода музыкант, забавляющий публику мелодичным испусканием кишечных газов. Упоминания о метеористах встречаются ещё со времён античности, а современные метеористы (например, Mr. Methane) не только выступают на сцене, но и записывают альбомы.
3. Бетховен не умел умножать.
4. Слово «музыка» подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии — дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы. Другие считают — это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента).
5. Слово «фортепиано» произошло от названия, данного Кристофори своему инструменту: «piano et forte», что значит «тихо и громко».
6. Термин «рояль» был впервые применен в 1777 г.
7. Понижение строя на полтона в настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1–2 тонны. À общее натяжение всех струн настроенного пианино составляет 7 тонн (7000 кг).
8. Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семь заинтересовались музыкой.
9. Известная песенка «Happy Birthday to You» по сей день находится под защитой авторских прав. Её можно бесплатно петь в обычном кругу семьи или друзей, но за коммерческое использование, например в фильме или поздравительной открытке, необходимо платить отчисления. Сейчас песня приносит ежегодно 2 миллиона долларов компании-владельцу прав на неё.
10. Метеорист — это не больной метеоризмом, а своего рода музыкант, забавляющий публику мелодичным испусканием кишечных газов. Упоминания о метеористах встречаются ещё со времён античности, а современные метеористы (например, Mr. Methane) не только выступают на сцене, но и записывают альбомы.
Источник:
Ссылки по теме:
- 27 полезных трюков с нашим телом, о которых вы, возможно, не знали
- 25 случаев когда паркет - произведение искусства
- 20 внезапных исторических снимков с фактами, о которых вы, вероятно, не знали
- 10 забавных и невероятных видео о работе собак-пастухов
- Одежда цвета флага — красота, патриотизм или кощунство?
Новости партнёров
реклама
Учился игре на фортепиано у Мальвины Бре и Теодора Лешетицкого, теории музыки у Йозефа Лабора.
Дебютировал в 1913 в Вене, но уже на следующий год, с началом Первой мировой войны, ушёл на фронт.
Во время атаки в Польше возле Замостье он был ранен в локоть и попал в плен. Ему ампутировали правую руку. Находился в лагере для военнопленных в Омске, но по программе Красного Креста обмена военнопленными Витгенштейн был освобожден и встретил Рождество 1915 года в Вене.
В 1917 году он был награжден Большой серебряной медалью за отвагу. Несмотря на свою инвалидность, он служил до 1918 года на итальянском фронте в баре.
Ещё в Омске, в лагере для военнопленных, он решил продолжить свою карьеру пианиста, используя только левую руку.
Тем самым он повторил достижение пианиста Гезы Зичи, полувеком раньше потерявшего руку и не бросившего карьеру.
Через посла Дании в России, он обратился к своему старому учителю Йозефу Лабору, который был слепым, с просьбой написать концерт для левой руки. Лабор ответил быстро, говоря, что он уже начал работу над фрагментом.
После окончания войны, Витгенштейн интенсивно занимался, аранжируя известные произведения для исполнения одной левой рукой и исполняя новые сочинения, написанные для него Лабором.
Он выполнил переложения произведений Баха, Бетховена, Шопена, Грига, Мендельсона, Гайдна, Моцарта, Мейербера, Пуччини, Шуберта, Шумана, Иоганна Штрауса и Вагнера для исполнения левой рукой.
Вскоре он начал давать концерты. Было много критики по поводу его исполнения одной рукой, но он выстоял.
С 1931 по 1938 Витгенштейн преподавал в Вене.
В 1934 впервые гастролировал за океаном, исполнив в Монреале Второй концерт Равеля, затем с этой же программой выступил в Бостоне и Нью-Йорке с Бостонским симфоническим оркестром.
В 1938 году пианист эмигрировал в США, где продолжил преподавать как частным образом, так и в Консерватории Нью-Рошель и колледже в Манхэттенвилле.
В 1958 году Филадельфийской музыкальной академией Витгенштейну было присвоено звание Доктора музыки.
Владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками. Много гастролировал по Европе, играя собственные переложения классического репертуара для левой руки.
Специально для Витгенштейна были написаны сочинения композиторов-современников, в том числе:
«Парергон к Домашней симфонии“» и «Шествие панафенянок» Р. Штрауса,
Концерт № 2 М. Равеля,
«Diversions» Б. Бриттена,
Концерт № 4 С. Прокофьева,
Концерт № 2 С. Борткевича.
Прокофьев вспоминал, что Витгенштейн не был рад заказанным им сочинениям Штрауса, Равеля и его, с которыми ему «не повезло». Так, Штраус создал симфонические этюды, где применил четверной состав оркестра, что не понравилось пианисту: «Ну, где мне с одной моей бедной рукой бороться против четверного состава! в отчаянии говорил Витгенштейн. И в то же время не могу же я сказать Штраусу, что он совсем не так оркестровал…» Равель создал концерт, который начинался с продолжительной фортепианной каденции солиста. Пианист отреагировал следующим образом: «Если я хотел бы играть без оркестра, я не заказывал бы концерта с оркестром!». Он требовал от композитора внести изменения, но Равель не согласился, а дирижёры выступили на стороне последнего. По поводу сочинения своего произведения и реакции на него пианиста, Прокофьев вспоминал, что когда он отправил заказчику свой концерт, то получил такой ответ: «Благодарю вас за концерт, но я в нём не понимаю ни одной ноты и играть не буду»[1].
По заказу Витгенштейна работали также Эрих Корнгольд, Франц Шмидт, Юлиуш Вольфсон и многие другие композиторы.
Витгенштейн автор «Школы для левой руки», вышедшей в Лондоне в 1957 году.
Жизненный путь пианиста лёг в основу романа Джона Барчилона «Кронпринц» (The Crown Prince; 1984).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Витгенштейн,_Паульhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Витгенштейн,_Пауль
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/09/23/609868-happy-birthday-avtorskih-pravhttps://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/09/23/609868-happy-birthday-avtorskih-prav