1689
15
Возможно, вы слышали о том, что на днях УАЗы попытались покорить Эльбрус. Седоголовый великан погоды ульяновцам не дал, но об этом чуть позже. Возникает вполне логичный и где-то даже стандартный вопрос: как и нафига? Точнее, на чем и зачем?
Ответить на второй вопрос очень просто: потому, что можем. Дело в том, что ровно 45 лет назад ульяновцы установили ни много, ни мало, а мировой рекорд: именно УАЗ в 1974 году оказался первым автомобилем, который смог самостоятельно забраться на головокружительную высоту в 4 200 метров. Как говорится, красный, желтый, голубой – выбирай себе любой…
Это цвета трех абсолютно стандартных УАЗ-469, участвовавших в беспредельно смелой экспедиции. Почему смелой? Да просто потому, что до этого никто ничего подобного не делал. Никому и в голову не могло прийти проехать на обычном автомобиле там, где даже альпинисты в полном снаряжении ходят с крайней осторожностью. Сначала по проселку, потом – по горному серпантину, по каменным осыпям, по фирновому снегу и прочим горным прелестям. От знаменитого поселка Терскол, где находится не только горнолыжный курорт, но и база спасателей, и международная обсерватория – прямиком до эльбрусского ледника.
×
Участники экспедиции потом вспоминали, что было чертовски страшно. Машины двигались по узкой тропинке, по которой ранее ходили одни лишь ишаки. С одной стороны возвышалась скальная стена, а с другой зиял километровый обрыв. Главное – не испугаться окончательно и не сбросить газ, тогда колеса окончательно потеряют сцепление и появится неиллюзорный шанс сорваться в пропасть. Остроты ощущениям водителей-испытателей добавляла и "горная болезнь" – разряженный воздух отнял у моторов "уазиков", и без того не слишком мощных, несколько десятков лошадиных сил…
Однако, у автомобилистов-экстремалов все получилось. От Терскола до обледенелого плато на высоте 4 200 метров экспедиция добралась всего за 38 минут – и это стало дополнительным поводом для фиксации рекорда. Экспедиция носила статус испытательной: водители из заводской команды проверяли, как поведут себя внедорожники, производство которых началось лишь пару лет назад, в условиях экстремального отсутствия дорог и кислорода. Однако, была у разноцветного каравана и более человечная задача.
В ночь перед выездом на маршрут к ульяновцам обратились местные спасатели, попросившие помочь в заброске оборудования. Без оперативной доставки снаряжения не получилось бы спасти альпинистов, застрявших в горной трещине, так что УАЗы несли на себе еще и очень полезный груз. А вообще, порой можно услышать легенды, что именно по просьбе спасателей этот маршрут был пройден экспедицией отнюдь не единожды: надо же было как-то выручать туристов, вот испытатели и работали этакими горными таксистами.
Через 45 лет ульяновский завод решил повторить беспримерную экспедицию, причем ровно на тех же условиях – по возможности, по тому же маршруту и на стандартных машинах. В июне 2019 покорять склоны Эльбруса отправились УАЗ Хантер и УАЗ Патриот в заводском экспедиционном исполнении, а сопутствовал им вообще совершенно обыкновенный "Патриот" (а вот и ответ на первый вопрос) за исключением внедорожных "гудричей". У Хантера – 135-сильный мотор, у Патриотов – 150-сильный ZMZ Pro, так что за 45 лет, получается, энерговооруженность ульяновских внедорожников не слишком-то и изменилась. А вот маршрут поменялся заметно.
За эти годы на склонах Эльбруса появилась так называемая техническая дорога для строительной техники, которую "новые первопроходцы" и использовали для подъема. Однако, неспроста рекордный заезд 1974 года состоялся в августе. Июнь 2019 года оказался к экспедиции чрезвычайно суров, встретив ее сначала проливным дождем и туманом, а потом снежной кашей и острыми камнями. Поэтому по соображениям безопасности нынешнее восхождение было решено прекратить на высоте 3 500 метров. Тем не менее, заездом в Ульяновске очень гордятся.
И что особенно интересно, в дубль-экспедиции участвовал один из водителей-испытателей 1974 года! Владимир Дунаев, человек, в Ульяновске имеющий официальный статус легенды, в начале 70-х возглавлял одну из заводских команд по автокроссу – поэтому ему и доверили вести за собой экспедицию на Эльбрус. А в 2019-м он стал почетным гостем группы, повторившей восхождение. 71-летний экстремал до сих пор трудится на заводе в подразделении главного конструктора.
Источник:
Ссылки по теме:
- Новый российский внедорожник с пластмассовым кузовом на базе "Нивы"
- Удивительная особенность новых сдвижных форточек УАЗа
- УАЗ на стероидах: редкий внедорожник из Казахстана
- Крысы-рокеры с Марса: один из самых эффектных рэт-родов на планете и его создатель
- В Европе будут продавать электрическую версию внедорожника УАЗ "Хантер"
Новости партнёров
реклама
"Эдик с интересом расспрашивал Федю о жизни в горах, Федя, с самого начала проникшийся к вежливому Эдику большой симпатией, отвечал охотно.
Хуже всего, рассказывал Федя, это альпинисты с гитарами. Вы не можете себе представить, как это страшно, Эдик, когда в ваших родных, тихих горах, где шумят одни лишь обвалы, да и то в известное заранее время, вдруг над самым ухом кто-то зазвенит, застучит и примется рычать про то, как «нипупок» вскарабкался по «жандарму» и «запилил по гребню» и как потом «ланцепупа пробило на землю»… Это бедствие, Эдик. У нас некоторые от этого болеют, а самые слабые даже умирают…
У меня дома клавесин есть, продолжал он мечтательно. Стоит у меня там на вершине клавесин, на леднике. Я люблю играть на нем в лунные ночи, когда тихо и совершенно нет ветра. Тогда меня слышат собаки в долине и начинают мне подвывать. Право, Эдик, у меня слезы навертываются на глаза, так это получается хорошо и печально. Луна, звуки в просторе несутся, и далеко-далеко воют собаки…
А как к этому относятся ваши товарищи? спросил Эдик.
Их в это время никого нет. Остается обычно один мальчик, но он мне не мешает. Он хроменький… Впрочем, это вам неинтересно.
Наоборот, очень интересно.
Нет-нет… Но вы, наверное, хотели бы узнать, откуда у меня клавесин. Представьте себе: его занесли альпинисты. Он ставили какой-то рекорд и обязались втащить на нашу гору клавесин. У нас на вершине много неожиданных предметов. Задумает, например, альпинист подняться к нам на мотоцикле и вот у нас мотоцикл, хотя и поврежденный, конечно… Гитары попадаются, велосипеды, бюсты различные, зенитные пушки… Один рекордсмен захотел подняться на тракторе, но трактора не раздобыл, а раздобыл он асфальтовый каток. Если бы вы видели, как он мучился с этим катком! Как трудился! Но ничего у него не вышло, не дотянул до снегов. Метров пятьдесят всего не дотянул, а то бы у нас был асфальтовый каток…"
Хотя в свое время эту же идею прекрасно реализовала Тойота, Мерседес и Лендровер.
Но УАЗ вышел дешевым одноразовым гавном. И не говорите мне что его легче чинить в полевых условиях! Машина создается не для того, чтобы ее чинить, а для того, чтобы на ней ездить!