Советские военачальники, сломавшие хребет вермахту, зачастую оказывались беззащитны перед машиной собственного государства. Яркой иллюстрацией этого трагического парадокса стала судьба генерал-полковника Василия Гордова, Героя Советского Союза, прошедшего всю войну и казненного спустя пять лет после Победы.
От царского солдата до освободителя Праги
Карьера Василия Гордова была типичной для советского военачальника его поколения. Начав службу еще в царской армии, он после революции перешел в Красную Армию и сделал быструю карьеру. К началу Великой Отечественной войны он уже был опытным командиром, прошедшим Гражданскую и советско-финскую войны. Его военная судьба в 1941-1945 годах была полена взлетов и падений. В июле 1942 года он был назначен командующим Сталинградским фронтом, сменив самого маршала Тимошенко.
Однако продержался на этом посту лишь 19 дней — после прорыва немецких войск на подступах к городу фронт был разделен, а Гордов стал заместителем нового командующего, генерала Еременко. Это назначение сильно задело его самолюбие. Осенью 1942 года он был ранен на передовой и чудом избежал плена. После выздоровления командовал 33-й армией на Западном фронте. Конец войны он встретил во главе 3-й гвардейской армии, которая освобождала Саксонию и штурмовала Прагу, где Гордов стал первым советским комендантом. О его полководческих талантах мнения современников разделились.
Маршал Конев называл его «опытным командиром» со «сильным характером», но отмечал его неуравновешенность и неумение вести маневренные бои. Другие сослуживцы критиковали его за готовность добиваться целей любой ценой, не считаясь с потерями.
«Меня обставили в два счёта»
Вскоре после Победы Сталин вернул генерал-полковника Гордова в Приволжский военный округ, теперь уже на должность командующего войсками. Это означало, что Герой Советского Союза, обладатель двух орденов Ленина и трёх орденов Красного Знамени не заслужил за годы войны практически никакого «повышения». Гордов обиделся на вождя. Об этом свидетельствуют его неосторожные разговоры о политике со своим заместителем – генерал-майором Григорием Куликом, бывшим маршалом, которого Сталин разжаловал ещё в 1942 году.
Третьим участником «крамольных» бесед был начальник штаба округа генерал-майор Филипп Рыбальченко. Генералы не знали, что их «подслушивают» технические устройства госбезопасности. В 1947 году Василия Гордова задержали сотрудники МГБ. Военачальнику вменили «клеветнические суждения» и «террористические угрозы» в адрес Сталина.
Как отмечает исследователь Тимур Бортаковский, Гордов и его собеседники ругали партийные органы за сложившуюся в стране ситуацию. Проводя встречи с избирателями в качестве депутата Верховного совета, генерал лично видел на местах реалии послевоенного голода. Сказывалось и его недовольство своей карьерой. «Эх! Сейчас всё построено на взятках, подхалимстве. А меня обставили в два счёта, потому что я подхалимажем не занимался», — цитировались слова Гордова в справке, поданной Сталину министром госбезопасности Абакумовым.
В разговоре с Рыбальченко Гордов жаловался на то, что его «здорово обидели», говорил о своём «тяжёлом состоянии», желании уехать за границу, в Скандинавию. Генерал высказывался и о народе. В отсутствии помощи из-за рубежа жители СССР, по его словам, дошли до того, что «едят кошек, крыс, собак». По мнению Гордова, лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в Советском Союзе не осуществился и «всё пошло насмарку», а причина этого – в отсутствии «настоящей демократии». После увольнения с должности командующего в конце 1946 года в беседе с женой Гордов называл Иосифа Сталина «оскорбительными выражениями» и отказывался идти к нему на приём. «Что сделал этот человек – разорил Россию, ведь России больше нет!» — говорил он о вожде.
Гордов выступал за отмену колхозов, потому что, по его мнению, советские граждане «завоевали себе жизнь». Все эти типичные кухонные разговоры органы МГБ расценили как «антисоветский военный заговор», измену Родине и планы «реставрации капитализма». В бериевских застенках к Гордову применялись незаконные методы следствия – его сажали в карцер, а заместитель Абакумова Михаил Лихачёв лично избивал генерала.
Поначалу Гордов согласился подписать ложные показания против себя, но на суде признал за собой лишь отдельные высказывания о Сталине. 24-25 августа 1950 года Верховная коллегия Верховного суда СССР приговорила Гордова вместе с Куликом и Рыбальченко к расстрелу. Приговор в отношении Гордова был приведён в исполнение немедленно, 24 августа. Родственникам военачальника позднее назвали иную дату смерти – 12 декабря 1951 года, но эта версия оспаривается историками как вымысел.
Официальное отношение советской власти к генералу изменилось при Хрущёве, который в годы Великой Отечественной войны совершал вместе с Гордовым поездки на фронт. В 1956 году освободитель Праги был реабилитирован с восстановлением в звании.
Источник:
- Парковщик расстрелял водителя, который закрыл номера авто бумажкой: госпитализированы оба
- Под Рязанью мужчина расстрелял пять человек из-за шума
- Как расстреляли первого беспартийного космонавта в истории СССР
- В США полицейские расстреляли мужчину в инвалидной коляске
- Иран отомстил? В Тель-Авиве расстреляли офицера Моссад


В том числе и жизнью.
Ничего нового.
Помним знаменитое: "слово и дело".