Испуганные дети, увидев приближающиеся машины, в панике разбегались, пытаясь спрятаться на улицах и в огородах.
В 2019 году Следственный комитет России, опираясь на новые рассекреченные материалы, возбудил уголовное дело о геноциде, касающееся массового уничтожения воспитанников Ейского детского дома в 1942 году. К тому времени из числа непосредственных исполнителей был жив лишь Гельмут Оберлендер, служивший переводчиком в зондеркоманде СС.
Канада так и не передала преступника российскому правосудию, а в сентябре 2021 года он умер по естественным причинам. Однако о зверствах, совершенных нацистами, забывать нельзя никогда.
Чудовищное зрелище
9 октября 1942 года к Ейскому детскому дому, находившемуся в ведении краевого отдела соцобеспечения, на автомобилях и грузовиках с закрытыми кузовами подъехали немецкие солдаты. В учреждении проживали дети, в том числе с нарушениями умственного и физического развития, среди них были и лежачие больные. Часть воспитанников ранее была эвакуирована из Крыма. Оккупанты заверили руководство детдома, что забирают детей «на лечение в Краснодар». Среди других отговорок были фразы «отвезем в баню» или «на погрузку семечек».
По словам врача детского дома Владислава Аникеева, прибывшие немцы оттеснили персонал к канцелярии, а сами начали с бесчеловечной жестокостью хватать детей и бросать их в машины. Процесс погрузки примерно 130-140 детей занял не более 20-30 минут. После этого немцы вместе с офицерами вывезли детей за город и уничтожили.
Согласно свидетельским показаниям, на этом злодеяния не закончились — на следующее утро нацисты вновь явились за оставшимися воспитанниками.
Аникеев вспоминал, что вторая погрузка по своей жестокости превзошла первую. Испуганные дети, увидев приближающиеся машины, в панике разбегались, пытаясь спрятаться на улицах и в огородах. Немцы бросились за ними в погоню, силой волоча пойманных к автомобилям. Это ужасающее зрелище привлекло внимание местных жителей, которые со слезами на глазах пытались помочь детям. Оккупанты пригрозили разогнать толпу с оружием в руках.
За два дня палачи увезли 214 детей — 102 девочки и 112 мальчиков. Их тела были сброшены в траншею в районе Широчанского хутора. После освобождения Ейска Красной армией директор детдома Тимошенко сообщил, что была обнаружена яма на окраине садов. Именно в ней и нашли останки детей.
«При детских трупах были обнаружены книги, гребенки, открытки, кусочки разного кружева, расшитые платочки, разные фотоснимки с товарищами и другие мелкие предметы», — указывалось в акте.
Смерть в душегубках
После освобождения города началось расследование преступлений оккупантов. Первоначально комиссия Ейского горсовета пришла к выводу, что дети были закопаны заживо, так как на телах не было следов пулевых ранений, а многие дети лежали в объятиях друг друга, некоторые сжимали в руках костыли.
Однако в августе 1943 года судмедэкспертиза провела повторное исследование и установи иную причину смерти. Специалисты заключили, что дети были убиты по дороге к месту захоронения, а не закопаны живыми. Свидетели, находившиеся рядом с ямой, не слышали криков, а технически закопать такое количество живых людей одновременно было бы крайне сложно.
Причиной гибели детей стали специально оборудованные грузовики — «душегубки» (газенвагены). Это были герметичные фургоны, куда отводились выхлопные газы двигателя, превращая их в подвижные газовые камеры. Отравив людей угарным газом в Краснодаре, нацисты применили этот же метод в Ейске.
Эксперты сошлись во мнении, что смерть наступила от удушья (асфиксии) вследствие отравления отработанными газами автомобиля. Герметично закрытый кузов, обшитый железом, без окон, с большим количеством людей внутри, привел к гибели детей всего за 10-15 минут пути от детдома до места захоронения.
Судьбы исполнителей
Убийство 214 детей в Ейске было лишь одним из множества злодеяний нацистов на советской земле. Например, Курт Кристман, чье подразделение занималось погрузкой детей в душегубки, также руководил расстрелами в Змиевской балке (около 27 000 жертв), участвовал в убийствах в Краснодаре и устроил расправу в станице Марьянской.
После войны он скрывался по поддельным документам, работая в Германии, а затем бежал в Аргентину. Вернувшись в Мюнхен, он разбогател на торговле недвижимостью. Правосудие настигло его лишь в 1979 году. Несмотря на требование обвинения о пожизненном заключении, суд приговорил его к 10 годам, из которых он отсидел лишь пять. Умер палач в 1987 году.
Курт Тримборн, непосредственный руководитель карателей в Ейске, участвовал в расстреле 1500 евреев в Таганроге. После войны он был арестован и приговорен судом ГДР к пожизненному заключению, но позднее срок сократили, а в 1956 году его и вовсе помиловали. Повторный арест и суд в Мюнхене в 1972 году закончились приговором к 4 годам тюрьмы за массовые убийства, однако уже через три дня он был освобожден условно.
Фото из архивов УФСБ по Краснодарскому краю. Здание Ейского детского дома, воспитанников которого казнили эсэсовцы 9 октября 1942 года.
Рассекреченные документы о казни воспитанников Ейского детского дома 9 октября 1942 года
Братскую могилу в Ейске пока не нашли, часть останков покоится на городском кладбище. Фото:Евгения ОСТРАЯ
Источник:
- Никитины: босиком на мороз и другие методы воспитания
- Бездомный воспитал найденную девочку
- 15 эксцентричных имён родом из СССР, которыми действительно называли детей
- Изуродованную девочку выгнали из закусочной
- Занятые родители не заметили, как их сын ослеп