В основу сюжета сериала "Противостояния" положены реальные события.
Какое отношение к Беларуси имеет советский 6-серийный фильм «Противостояние», можно честно сказать: никакого. Кроме того, что отец Юлиана Семенова, автора сценария, — литератор, уроженец Минской губернии Семён Александрович Ляндрес. А родитель художника-постановщика картины Владимира Светозарова, знаменитый режиссер Иосиф Хейфиц, появился на свет в Минске. Много родных из обеих семей в годы войны сгинули в Минском гетто.
Остросюжетный роман Юлиана Семенова «Противостояние» — последняя часть трилогии о трудной и опасной работе полковника милиции Владислава Костенко («Петровка, 38», «Огарева, 6») воспроизводит вполне реальную историю, случившуюся в Челябинске. Герой романа Николай Кротов — особо опасный преступник-рецидивист, убийца, предатель, провокатор, тоже был срисован Семеновым с натуры. Челябинец Бойко также как и Кротов из романа служил в рядах Советской армии, сразу после начала войны переметнулся на сторону немецко-фашистских захватчиков. Был завербован абвером, прошел курс подготовки в разведшколе, затем был перевербован СД, входил в различные диверсионно-террористические группы. По вине Кротова и его челябинского прототипа было убито множество советских солдат и офицеров. Был так же силен, хитер, расчетлив, опытен.
Как началось
В основу сюжета сериала "Противостояния" положены реальные события. В середине 1960-х годов в Магадане таксист убил старателя, ограбил его и, взяв расчет на работе, вместе со своей знакомой уехал с севера. Некоторые фамилии и названия населенных пунктов в повести и в картине соответствуют тем, которые фигурировали в уголовном деле. Во время работы над книгой Семенов к этой уголовной истории добавил вымышленную линию предателя и диверсанта Кротова.
Утром 10 июня 1965 года работниками одного из домоуправлений города, заготовлявшими кустарник для посадок вдоль автомобильной дороги, на седьмом километре трассы был обнаружен расчлененный труп без головы и конечностей. Оперативная группа с помощью военнослужащих конвойного полка при прочесывании близлежащей местности нашла второй мешок с конечностями. Голова убитого так и не была найдена. Проделали огромную скрупулезную работу по установлению личности погибшего и изобличению преступников. Следствие проводил следователь прокуратуры Р. Ф. Сафин, а также заместитель начальника ОУР Л. Н. Музыка и старший опер-уполномоченный ОУР В. К. Шиндер.
Судебно-медицинское исследование показало, что части трупа принадлежат одному и тому же мужчине в возрасте 25 — 30 лет, который погиб от повреждения головы, сопровождавшегося обильным кровотечением. Смерть наступила в период с октября 1964-го по май 1965 года. Опознать труп по внешним признакам по понятным причинам было невозможно. Экспертами-криминалистами И. А. Астафьевым и В. К. Корягиным проводилась рентгеноскопия и приняты меры к получению дактилоскопических материалов.
В это же время работниками милиции изучались все имевшиеся розыскные дела и сообщения об исчезновении граждан в Магаданской области. Внимание привлекло дело об исчезновении члена старательской артели в п. Горный Магаданской области некоего Мельчакова, который, уезжая в отпуск, получил в сберкассе аккредитивы на большую сумму и выехал в Магадан, откуда намеревался вылететь к родным. Однако от родственников Мельчакова поступило заявление в милицию о том, что он не приехал, на письма не отвечает. Оно и послужило основанием для розыска.
Следствием было установлено, что Мельчаков в октябре 1964 года был в г. Магадане, останавливался у знакомых, которые сообщили, что у убитого был билет на самолет до Адлера, а 15 октября он уехал на такси в аэропорт. Были опрошены работники авиаотряда, изъяты корешок и копия авиабилета Мельчакова, однако этот билет на указанном рейсе зарегистрирован не был. В то же время установлено, что аккредитивы, выданные Мельчакову, были оплачены ему в п. Лазаревское Краснодарского края в три приема. Факт получения большой суммы денег в короткий срок вызвал подозрение. Зачем понадобилась такая крупная сумма, а если понадобилась, то почему Мельчаков деньги взял не сразу все, а частями с разрывом в один день? В это же время появился и подозреваемый в убийстве — Казаков, в доме которого обнаружены дерюжные мешки, похожие на те, в которых были найдены части трупа, имелись пятна, похожие на кровь, чемоданы и документ на имя Горбатенко. Возможно, убитым является Горбатенко. Нo в это время установлено, что дактилокарта убитого принадлежит Мельчакову, имевшему судимость. Опять возникают вопросы и предположения. Возможно, Мельчаков каким-то образом попал в квартиру Казакова и был убит там. Участвовал в этом Горбатенко или нет? Получал ли Мельчаков деньги в п. Лазаревское или получал неизвестный, который мог быть причастен к убийству? Перед экспертами встала новая задача — провести экспертизы образцов почерка Мельчакова и на аккредитивах. Подпись на последних оказалась поддельной. Предположение о причастности Казакова отпало.
Было установлено, что Мельчаков уехал на такси — «Волге» серого цвета. Это все, что было известно. Шофер такси — единственная зацепка, его также нельзя было исключить из числа подозреваемых. И он был установлен — гражданин Гацко. Он уволился в октябре 1964 года и уехал к тяжелобольной матери вместе с гражданкой Петровой. Отъезд шофера совпал по времени с исчезновением Мельчакова. И опять эксперты-почерковеды сверяли записи на бланках, документах, билетах, cпpавки… Проводилась сложнейшая тонкая работа по установлению отпечатков пальцев преступников на аккредитивах, так как эти бланки побывали в руках многих людей. В результате выяснено, что расчетные справки были заполнены Петровой, которая, по-видимому, является соучастницей убийства в целях ограбления. На всех документах проявилось большое количество следов пальцев, которые были наслоены друг на друга, среди них выявлены и семь отпечатков пальцев обвиняемого Гацко.
Гацко и Петрова в этот момент проживали в Фергане и были задержаны. Преступников этапировали в Магадан. Первоначально подозреваемые давали путаные объяснения, затем отказывались отвечать на вопросы, но потом Петрова, а позже и Гацко сознались в совершении преступления и были осуждены судом в соответствии с законом.
За умелые действия при раскрытии этого тяжкого преступления группа работников милиции была поощрена ведомственными наградами. Это убийство и его раскрытие позже и было использовано известнейшим мастером детективного жанра Юлианом Семеновым как основа при написании книги «Противостояние», а затем и при создании одноименного художественного фильма.
Кроме того, Семенов также наделил Кротова фашистским прошлым. Некоторые источники утверждают, что автор использовал детали истории палача из русского карательного батальона. За свои зверства он поплатился только спустя много лет после войны, в начале 1980-х.
1. Прототип с фашистским прошлым
А начиналось все как в шпионском фильме. 1 сентября 1973 года в многотиражной челябинской газете «Всходы» появилась обычная по тем временам заметка, сопровожденная фотографией: «По-ударному трудится на втором отделении совхоза «Кассельский» шофер Челябинского ПАТО-1 Василий Алексеевич Бойко. Работая на перевозке силосной массы от комбайнов, Василий Алексеевич вывозит за одну смену по 60—70 тонн. На передового водителя равняются и его товарищи по работе...».
Редактор газеты конечно же не знал, что «передовик производства» находится в активной разработке УКГБ по Челябинской области с 1972 года. И его газетная фотография очень пригодилась для опознания.
На передового водителя равняются и его товарищи по работе». Разве мог подумать редактор газеты, что передовик производства Василий Бойко давно уже находится в разработке у челябинских чекистов! Эта скрупулезная работа заняла несколько лет.
Как в дальнейшем выяснилось, бывший военнослужащий Красной армии Василий Бойко попал в окружение и добровольно сдался в плен под Вязьмой. Изворотливый Бойко был на самом деле рядовым, но на всякий случай представился допрашивавшим его вербовщикам из германской разведки лейтенантом.
Стремясь выработать действенную тактику борьбы с партизанами, в вермахте приступили к формированию в составе воинских частей «охотничьих» или «истребительных команд» (jagdkommando, zerstorungskommando).
Василий Бойко охотно пошел на сотрудничество с немецкой разведкой, принял присягу на верность фашистской Германии, прошел специальную подготовку и вскоре был назначен командиром карательной роты.
Ягдкоманды фашистов тогда начали широко применять против партизан их же собственную тактику. Они скрытно выслеживали советских патриотов и внезапно атаковали их с близкого расстояния. Расстреливали или захватывали пленных — словом, действовали так, как действуют только опытные охотники. Инструкции требовали от «охотников» безжалостного «уничтожения каждого, кто попал в западню», в том числе любых случайных свидетелей. Один из бойцов ягдкоманды вспоминал после войны: «Охота на партизан продолжалась два—три дня. Мы прочесывали местность, и всякого, кого встречали в лесу, будь он с оружием или без оружия, обычно убивали без следствия и суда».
Василий Бойко нес «службу» исправно и вскоре из рядовых дослужился до звания капитана немецкой армии, получил за усердие две медали «Знаки отличия для восточных народов — «Ост» 2-й и 3-й степени в серебре и бронзе. Бойко охотно командовал массовыми расстрелами, возглавлял карательные экспедиции против партизан и десантников, и при этом не раз лично загонял пленных и сочувствующих сопротивлению мирных граждан в машины-«душегубки», специально доставленные для «быстрого и качественного» умерщвления людей из Германии. В операциях с участием Бойко было расстреляно более 3500 советских граждан. Лично Бойко расстрелял не менее 39 человек.
В 1948 году Бойко был арестован сотрудниками военной контрразведки, как пособник немецких оккупантов. Свое участие в карательных акциях на территории Смоленской области умело скрыл. В 1955 г. из мест заключения был освобожден.
Скрываясь от возможного наказания за массовые расстрелы мирных граждан, выехал в Челябинск. С 1956 года работал водителем автотранспортного предприятия, характеризовался исключительно положительно, имел более 40 поощрений и почетных грамот...
Скрупулезная негласная работа челябинских чекистов заняла несколько лет и была завершена лишь в середине 1980-х годов.
Доказательства преступлений собирались по всей стране. В результате оперативно-розыскной работы подразделений КГБ СССР были установлены трое опаснейших карателей из отряда Бишлера, в том числе и Бойко. Затем были найдены более 50 очевидцев их преступной деятельности, которые впоследствии были допрошены в качестве свидетелей и потерпевших.
10 мая 1984 года сотрудниками УКГБ СССР по Челябинской области Бойко был арестован. Объем обвинительного заключения, содержащего описание преступлений Бойко и двоих его сообщников, составил 44 машинописных листа.
Военный трибунал не нашел смягчающих обстоятельств для этого преступника. В ноябре 1985 года смертный приговор в отношении Василия Бойко приведен в исполнение.
2. Прототип с фашистским прошлым
После Второй мировой войны неоднократно предпринимались попытки привлечь к ответственности членов 667-го ост-батальона «Шелонь». Среди них Г.М. Гуревич (Гурвич) и В. Вечер.
667-й ост-батальон «Шелонь» (нем. Ost-Bataillon 667) – коллаборационистское соединение, состоявшее из советских военнопленных и участвовавшее в боевых действиях и карательных операциях на стороне нацистской Германии.
Штаб 667-го ост-батальона «Шелонь» располагался в деревне Кривицы Волотовского района Новгородской области. В составе находилось 6 рот, в каждой от 100 человек. Регион действий – территория современных Новгородской и Псковской областей.
Изначально 667-й ост-батальон «Шелонь» планировали как учебно-тренировочное подразделение абвера (военной разведки) по подготовке русских диверсантов с последующей заброской в советский тыл, однако ввиду большой активности партизан в тыловых районах Группы армий «Север» было решено переориентировать его на борьбу с партизанами.
В итоге практически с момента своего формирования 667-й ост-батальон «Шелонь» применялся для антипартизанских и карательных операций в тылу 16-й армии вермахта.
С августа 1942 г. 667-й ост-батальон «Шелонь» непрерывно принимал участие в боях против партизан к юго-западу от озера Ильмень, в ходе которых личный состав батальона совершил многочисленные военные преступления против гражданского населения Белебелкинского, Волотовского, Солецкого, Поддорского районов Новгородской области и Дновского, Дедовичского, Пожеревицкого районов Псковской области, связанных с расстрелом мирных жителей и уничтожением деревень.
Одной из самых печально известных и кровавых акций с участием членов 667-го ост-батальона «Шелонь» стал массовый расстрел жителей деревень Бычково и Починок Поддорского района на льду реки Полисть зимой 1942-1943 гг. Сами деревни были сожжены.
Бойцы самого большого карательного отряда «Шелонь», оказавшись после войны в Европе, разбежались кто куда. Некоторым удалось эмигрировать в США и Канаду, а несколько человек вернулись в Советский Союз.
Не смог остаться на чужбине и «Вячеслав Вечер». Бежав в конце войны из батальона, он попал в зону американских войск, был арестован и передан 15 мая 45-го года советским властям, вместе с освобожденными из немецких концлагерей военнопленными. После спешной проверки, которая ничего не дала, его зачислили в одну из частей советской армии, прослужив три месяца Вячеслав Вечер демобилизовался.
Бывший боец карательного батальона Шелонь, возвращался на Родину как герой, вместе с частями советской армии. Но к семье не поехал, а устроился в Москве на стекольный завод. В течение несколько лет им никто не интересовался и не разыскивал, успокоившись Вечер вернулся домой к жене и детям в Ленинградскую область.
Показательные процессы над карателями, начались еще во время войны. Судили немецких пособников не успевших скрыться. Первый процесс прошел в Краснодаре в 43-м году. В это время вышел указ Президиума Верховного Совета, о наказание изменников Родины. Для карателей была предусмотрена, одна мера наказания — смерть через повешения. А двадцать лет спустя, был выпущен еще один указ Правительства, о наказание лиц виновных в военных преступления, без срока давности; мера наказания осталось без изменений — смертная казнь.
Вячеслава Вечера арестовали только 1982 году, когда ему уже было за семьдесят, а для лейтенанта КГБ Яковлева, который пришел его арестовывать, розыск карателя был первым служебным заданием. Как только завидев в дверях лейтенанта, он понял, что за ним пришли: руки сильно задрожали, стал метаться по комнате доставая свои ордена и медали, с книжками к ним.
Орден Красной Звезды он получил еще при Н. Хрущеве, за ранение от партизан, тогда он каким-то странным образом перехитрил комиссию. Но, на этом совесть почетного карателя не ограничилась. Упиваясь чужими боевыми заслугами, он ходил по школам и другим образовательным учреждениям, рассказывая детям о боевых заслугах. Находясь на хорошем счету у местной власти, он выбил себе беспроцентную ссуду на строительство дома в Петушках, ему установили индивидуально освещение возле дома и пользовался всеми благами героя войны.
Обвинять таких людей как Вечер было сложно, его все знали как героя и прокурор долго не выдавал ордер на его арест. Говорил — фронтовик, орденоносец, ну какой он каратель! Прокурор считал, что еще молодой лейтенант Яковлев, просто делает карьеру и заслуженного человека может просто опорочить. Тогда лейтенант стал искать еще свидетелей, на то время у него один уже был, который дал показание против карателя. Это был Качалин, в свое время осужденный за участие в боевых действиях, в составе батальона Шелонь. Второй свидетель нашелся в Смоленской области, некто Марченков, однополчанин Вечера по 4-ой роте.
Марченков не был судим, поскольку не было доказано его участия в расстрелах, он служил в обозе. В первый раз когда Яковлев вызвал Марченкова в качестве свидетеля, тот не приехал сославшись на плохое здоровье. Но, когда лейтенант стал более настойчив, Марченков повесился, вероятно было что скрывать. Ценный свидетель был потерян, но вскоре нашелся другой, им оказался односельчанин Вечера и орден на арест карателя был получен.
На первом допросе, Вечер категорически отрицал свою вину. Он заявлял, что фронтовик, орденоносец, служил рядовым в Красной армии 667-го стрелкового полка. Следователь ответил, что под таким номером стрелкового полка в Красной армии не было, а по документам 667-й батальон был в составе немецкой армии, его еще называли батальон «Шелонь».
Суд состоялся летом 82-го года, его бывшие однополчане подробно рассказывали о службе в карательном батальоне, о расстрелах в которых участвовал Вячеслав Вечер и о том как он добивал раненых. Суд приговорил Вечера к исключительной мере наказания — расстрел.
Гуревич (Гурвич) прятался до 1961 г., пока с ним на улице случайно не столкнулся свидетель, видевший его во время, когда существовал 667-й ост батальон «Шелонь». Вскоре Г.М. Гуревича/Г.М. Гурвича арестовали. Присутствовавшие на Новгородском процессе 1962 г. вспоминали – каратель никакого раскаяния за содеянное не испытывал. Охотно говорил о том, что больше всего любил расстреливать людей из пулемета. Утверждал, что на его личном счету более 200 жертв, хотя следствию удалось доказать причастность только к 130 случаям.
Отвечая на вопрос судьи о своем мотиве, каратель рассуждал: «По большому счету, об этом не жалею. Потому что своим предательством я себе “нарисовал” еще больше двадцати лет жизни». Во время судебного процесса поступало немало телеграмм, писем от ветеранов, блокадников, узников фашистских концлагерей. И во многих содержалась просьба: судить карателя по всей строгости закона. «Собаке собачья смерть!», -–писал один из них.
Согласно Обвинительному приговору военного трибунала Ленинградского военного округа, который был оглашен 3 марта 1962 г., Г.М. Гуревич/Г.М. Гурвич был приговорен к высшей мере наказания – смертной казни.
Заключение
Процесс по делу В. Вечера оказался последним, хотя сотрудники КГБ СССР вплоть до конца 1980-х годов продолжали сбор доказательств военных преступлений около 80 человек из 667-го ост-батальона «Шелонь».
Сериал «Противостояние» соединил увлекательный сюжет, интригующее направление и потрясающую игру многих актеров.
Кротов, наслаждаясь убийствами и расчленением тел, больше других актёров остался в памяти у зрителей.
- Предатели-полицаи в годы Великой Отечественной войны
- Польша объяснила отказ позвать Россию на годовщину Второй мировой войны
- Бесславный удел палача (часть 1)
- Французы нашли письмо, отправленное с голубем 110 лет назад
- Фанат прогулялся по местам съемок сериала "Очень странные дела"
Видимо, чтобы не усложнять, тем более в фильме, допустил литературное допущение.