1990 год. Некогда могучий Советский Союз на грани развала. В национальных республиках нарастают центробежные силы – все сами хотят властвовать, все хотят независимости и суверенитета. А между растущим национальным самосознанием и дубовым, низменным национализмом очень тонкая грань. И зачастую она исчезает и выплескивается в дикие и кровавые беспорядки и национальную ненависть и вражду. Алма-Ата, Сумгаит, Карабах, Рига, Вильнюс, Тбилиси.
А ровно 30 лет назад 12 февраля 1990 года вспыхнули кровавые беспорядки в столице Таджикистана Душанбе. Поводом послужили распространяющиеся слухи о переселении в Душанбе более 2,5 тыс. армян, которым якобы в приоритетном порядке предоставили квартиры в новостройках в разгар острого жилищного кризиса. Типичный провокаторский фейк. На самом деле всего несколько армянских семей, общей численностью 39 человек, после армянских погромов в Баку бежали к своим родственникам в Душанбе. И никаких квартир им не выделяли. Но глупый слух послужил детонатором, спичкой пороховой бочке достаточно сильных националистических и происламских настроений среди местного населения.
Под влиянием этих слухов начались акции протеста. По кварталам новостроек в поисках армянских беженцев прошли неизвестно кем созданные общественные комиссии, в составе которых были замечены служители городских мечетей. Затем по городу, уже привыкшему к митинговым страстям вокруг проблемы государственного языка, в маршах протеста прошествовали организованные колонны крепких парней. Власти от греха подальше отправили армян в Ереван на специальном самолете. Но тем не менее 10 февраля 1990 года группа молодых людей устроила «армянский погром», в котором за неимением приезжих армян досталось местным и вообще кавказцам, а заодно и русским и таджикам.
11 февраля у здания Центрального комитета Коммунистической партии (ЦК КП) Таджикистана прошел 4-тысячный митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы. Изначально люди выкрикивали «Долой армян!», но потом толпа стала кричать "Долой Махкамова!" (первый секретарь ЦК КП Таджикистана).
Сам Махкамов обещал выйти к митингующим, но убоявшись не появился, что вызвало дальнейшие волнения, митинги и акции протеста переросли в массовые беспорядки и погромы. Хотя здание ЦК было оцеплено бронетехникой и вооруженными подразделениями МВД и КГБ, зажиревшим партийным бонзам не удалось удержать ситуацию под контролем. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить горожан выстрелами с холостыми патронами. В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазины.
12 февраля в 22.00 по телевидению было объявлено о введении чрезвычайного положения.
13 февраля из-за массовых протестов в Душанбе приостановил работу городской, междугородный и железнодорожный транспорт, были закрыты школы, детские сады, институты, банки, почтовые отделения, а также большинство магазинов и предприятий. А по всему Душанбе, набирая силу, покатилась волна насилия, грабежей, поджогов. Как полагается во время массовых волнений, вылезла криминальная накипь, явно уголовные личности, как следует из рассказов очевидцев, грабили, насиловали и убивали людей, и объектами этих преступлений были вовсе не таджики. Милиции в те дни было не до таких «пустяков», а сделанные задним числом заявления не принимались во внимание.
Жители города, не надеясь на милицию, чтобы обезопасить себя от уголовной сволочи, создавали отряды самообороны, которые охраняли от погромщиков входы в подъезды, подходы в свой микрорайон. Отряды самообороны дежурили по ночам, разводя костры на крышах домов и во дворах.
Все руководство республики подало в отставку. Ночью их заявления передало национальное телевидение. Власть почти перешла в руки «Комитета 17-ти», спешно созданного по требованию митингующих. Среди них были представители духовенства, демократической партии и народного движения «Растохез».
Но это не устроило Москву. И она начала новую игру. Срочно был созван внеочередной пленум ЦК компартии Таджикистана. И послушное руководство республики отказалось от отставки. В охваченный массовыми беспорядками город прибыл из Москвы союзный министр внутренних дел Борис Пуго в сопровождении вооруженной группы спецназовцев. По приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова к вечеру 13 февраля в Душанбе была введена вооруженная техника, переброшены около пяти тысяч военнослужащих и введен комендантский час. Военным был дан приказ стрелять на поражение. Им удалось остановить беспорядки.
За три дня, по официальным данным, погибли 20 (по некоторым источникам – 25) человек, около 600 были ранены, из них 74 получили огнестрельные ранения. По сути события февраля 1990 года, создали гражданское противостояние в Таджикистане.
Кроме того февральские события 1990 года вызвали ухудшение отношения к некоренному населению и привели к активизации миграционного оттока. Уезжало из страны русскоязычное население, состоящее преимущественно из квалифицированной рабочей молодежи – костяка непосредственных производителей Таджикистана: сварщиков, строителей, водителей и т.д. В 1990 году в ближнее зарубежье выехало 113,7 тысячи человек, в 1991 году – 120,0 тысяч человек, в 1992 году – 225,4 тысячи человек.
А потом в кипящем Таджикистане началась гражданская война, унесшая около 60 тысяч жизней; четверть миллиона человек покинули республику. Но это уже другая история.
Более 30 лет прошло с тех кровавых событий, но виновники до сих пор не названы. Хотя что там искать? Главные виновники сидели в московском Кремле – Михаил Горбачев и его клика. Именно неадекватная, а проще говоря глупая, политика высшего руководства Советского Союза и стала причиной кровавых беспорядков.
С высоких трибун говорили о демократии, о либерализме, перестройке, о национальном самоопределении. А когда люди, поверившие этим громким словам выходили на улицы, ничего нового не придумывали, боролись с ними старыми методами – танками, дубинками, стрельбой на поражение.
Источник: