3143
2
Общеизвестно, что при входе практически в каждый российский православный храм висит раздражающее объявление, воспрещающее ставить в храме свечи, купленные в другом месте. Откуда и как православным пришла в голову такая несообразная идея?
Как ни удивительно, историческая наука нашла ответ на этот вопрос. Во всем виноват некий еврей Ямайкер, цеховой ремесленник города Митавы, в 1880–х годах содержавший в Орле свечной завод.
К началу 1880–х годов церковные свечи делал и продавал кто угодно. Некоторые, но не все, епархии имели свои церковные заводы, иные приходы закупали свечи у них, а иные у частных производителей, большинство верующих покупали свечи в храме, но кто–то мог купить их и в лавке — никто не обращал на это внимание. В принципе, ситуация была похожа на современную торговлю иконами и крестиками — большая часть такого товара продается в церквях, но никто не запрещает частному бизнесу изготавливать эти предметы и продавать их в любом магазине.
Случайное происшествие изменило ситуацию. В 1886 году орловская полиция прицепилась к нашему Ямайкеру, обвиняя его в продаже поддельных церковных свечей. Полиция полагала, что Ямайкер, как еврей, не имел право производить и продавать церковные свечи (лицам нехристианских вероучений воспрещается писание икон, изготовление крестов и других подобных сему предметов чествования христиан, равно как всякая вообще торговля всеми означенными предметами), тем более поддельные, то есть не чисто восковые. Ямайкер ловко оправдывался: он производил свечи для еврейских молелен и никогда не называл их церковными, следить же за тем, что будут делать со свечами покупатели, он не способен. Свечи не были чисто восковыми, как того требует обычай для церковных свечей, именно потому, что Ямайкер и не собирался продавать их как церковные. Заметим, что не будь Ямайкер евреем и делай он свои свечи из чистого воска, полиция не имела бы к нему претензий.
Объяснения были резонными, но как–то подгадить еврею (в рамках общей антисемитской политики 1880–х годов) очень хотелось. Дело ушло на министерский уровень. Министерские чиновники раскопали закон 1808 года, по которому розничная торговля свечами была монополией церкви, а производство и оптовая торговля могли быть частными. Закон никогда не исполнялся и был забыт ровно по той причине, на которую указывал Ямайкер — никто не мог понять, чем именно церковная свеча отличается от обыкновенной свечи.
Бюрократические колеса начали медленно крутиться. От Ямайкера персонально отстали и начали решать проблему на законодательном уровне. Через четыре года, в 1890 году, был принят новый закон "О приготовлении и продаже церковных свеч". Церковные свечи могли быть изготовлены только из чистого воска, изготовление схожих по виду свечей не из чистого воска воспрещалось. Розничная торговля церковными свечами могла производиться только в церквях и церковных лавках. Изготавливать свечи и продавать их оптом (от 20 фунтов) могло любое лицо христианского исповедания. За нарушение полагались сторублевый штраф в пользу церкви и конфискация свечей.
К началу 1880–х годов церковные свечи делал и продавал кто угодно. Некоторые, но не все, епархии имели свои церковные заводы, иные приходы закупали свечи у них, а иные у частных производителей, большинство верующих покупали свечи в храме, но кто–то мог купить их и в лавке — никто не обращал на это внимание. В принципе, ситуация была похожа на современную торговлю иконами и крестиками — большая часть такого товара продается в церквях, но никто не запрещает частному бизнесу изготавливать эти предметы и продавать их в любом магазине.
Случайное происшествие изменило ситуацию. В 1886 году орловская полиция прицепилась к нашему Ямайкеру, обвиняя его в продаже поддельных церковных свечей. Полиция полагала, что Ямайкер, как еврей, не имел право производить и продавать церковные свечи (лицам нехристианских вероучений воспрещается писание икон, изготовление крестов и других подобных сему предметов чествования христиан, равно как всякая вообще торговля всеми означенными предметами), тем более поддельные, то есть не чисто восковые. Ямайкер ловко оправдывался: он производил свечи для еврейских молелен и никогда не называл их церковными, следить же за тем, что будут делать со свечами покупатели, он не способен. Свечи не были чисто восковыми, как того требует обычай для церковных свечей, именно потому, что Ямайкер и не собирался продавать их как церковные. Заметим, что не будь Ямайкер евреем и делай он свои свечи из чистого воска, полиция не имела бы к нему претензий.
Объяснения были резонными, но как–то подгадить еврею (в рамках общей антисемитской политики 1880–х годов) очень хотелось. Дело ушло на министерский уровень. Министерские чиновники раскопали закон 1808 года, по которому розничная торговля свечами была монополией церкви, а производство и оптовая торговля могли быть частными. Закон никогда не исполнялся и был забыт ровно по той причине, на которую указывал Ямайкер — никто не мог понять, чем именно церковная свеча отличается от обыкновенной свечи.
Бюрократические колеса начали медленно крутиться. От Ямайкера персонально отстали и начали решать проблему на законодательном уровне. Через четыре года, в 1890 году, был принят новый закон "О приготовлении и продаже церковных свеч". Церковные свечи могли быть изготовлены только из чистого воска, изготовление схожих по виду свечей не из чистого воска воспрещалось. Розничная торговля церковными свечами могла производиться только в церквях и церковных лавках. Изготавливать свечи и продавать их оптом (от 20 фунтов) могло любое лицо христианского исповедания. За нарушение полагались сторублевый штраф в пользу церкви и конфискация свечей.
Закон мог работать только при наличии официального описания церковной свечи. Эта большая бюрократическая работа, требующая многих междуведомственных согласований, заняла еще два года. В этот период МВД рассылало по губерниям особые циркуляры, предписывающие полиции временно не применять закон. Наконец, в 1892 году правительство определилось в том, что есть церковная свеча: это свеча из чистого воска, длиной более шести диаметров, с фитилем белого цвета, в который вплетена красная нитка. Закон начал работать.
Хотя закон и позволял частным производителям изготавливать церковные свечи, в последующее десятилетие все епархии завели собственные свечные заводы и запретили приходам закупать свечи в иных местах. Так было уничтожено частное производство церковных свечей. Впрочем, до развешивания позорных объявлений дореволюционная церковь не дошла. Тот, кто желал купить в лавке свечу нецерковных пропорций с фитилем, не содержащим красной нити, а затем поставить ее в церкви, мог делать это невозбранно.
Хотя закон и позволял частным производителям изготавливать церковные свечи, в последующее десятилетие все епархии завели собственные свечные заводы и запретили приходам закупать свечи в иных местах. Так было уничтожено частное производство церковных свечей. Впрочем, до развешивания позорных объявлений дореволюционная церковь не дошла. Тот, кто желал купить в лавке свечу нецерковных пропорций с фитилем, не содержащим красной нити, а затем поставить ее в церкви, мог делать это невозбранно.
Ссылки по теме:
- Отец побил сына во время хоккейного матча в Канаде
- Зрелищные кадры песчаного вихря из Аргентины
- Вомбат воспользовался возможностью
- Люди уступили дорогу пингвину
- Отличная идея для совместного досуга – рисование портретов друг друга
Новости партнёров
реклама
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошел в храм. И тут к нему подходит кто-то: Не так руки держишь! . Вторая подбегает: Не там стоишь! . Третья ворчит: Не так одет! . Сзади одергивают: Неправильно крестишься! . А тут подошла одна женщина и говорит ему:
Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
Что ты, дитя мое, плачешь?
Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
Не плачь, они и меня давно туда не пускают.
"Подходит к плачущему человеку бог и спрашивает:
"Почему плачешь?"
Он отвечает:
"В церковь не пускают"
Бог отвечает:
" Не плачь. Меня тоже, уже давно туда не пускают".
Почему-то нет постов про католические храмы,синагоги и мечети?
Конечно же есть дешевле. От 15 рублей самые тонкие. Беда только не восковые они, а парафиновые, и даже не чисто парафин а какая-то адская смесь непонятно чего непонятно с чем, как итог плывут, трещат, коптят, и.... запах от них мягко говоря не очень. Большинство людей ходят часто, простят Бога о чем-то, ставят эти дешевые свечки. Я хожу редко, по возможности, и в основном поблагодарить. Беру свечки за стольник, как единственное более менее приемлемое. Есть еще за 160 восковые, чуток потолще. И все, более выбора нет. Ставлю, молюсь и ухожу. для того чтобы о чем Бога просить, мне в Храм ходить не обязательно. И что, я в благодарность Богу буду ставить смердящий парафин? Да не смешите. Однако, я могу пока позволить себе сие. А многие люди не могут. и вынуждены ставить мерзость. И РПЦ вполне могла бы те свечи что я покупаю по сотке продавать по себестоимости рублей за 20 максимум, а парафиновое гуано известии на ноль, если хотя бы уважала людей Бога и Христа. Даже если этот пост про еврея Ямайкера почитать, и то можно понять что ранее стандартом была восковая свеча а все остальное не допускалось. При том что церковь куда как беднее жила нежели в наш просвещенный век...
== Вы в такой позе, что Церковь Вам по определению должна? С каких это пор?==
Вы не мне служите, а Богу. Поэтому должны служить так, чтобы не было стыдно. А уж если народ (а не только я один!) вам правду в глаза говорит, так лучше думайте как это исправить, нежели в позу вставать, типа вы никому ничего не должны. Должны. Априори. Хотя бы только потому, что существуете на пожертвования. На основании только этого факта вы уже должны, только лишь народу, не говоря уже о Боге.
== И главное, зачем покупать в хоз мага? Тем более, что в хоз маге дороже. Это как минимум не логично==
Вы не понимаете совсем что я вам говорю. Нафиг мне вонючий парафин из хозмага? Если за ценой гоняться, я у нефтяников могу пудами его брать задаром, тем паче что он им забивает трубы, они их чистят и у них это отходы. Валом можно набрать, если знаешь где. Только не в цене вопрос, а в качестве. И в отношении к Богу. Я вот не свечных дел мастер совсем, и мне пока, увы, приходится покупать что есть. Однако я уже закупил натуральный пчелиный воск... его еще очистить надо, это сложный процесс. К воску надо еще фитиль подобрать, а не совать что попало, это тоже сложный процесс. Изготовить формы, освоить отливку... я может быть сотню свечей так дома сожгу впустую, прежде чем у меня наконец таки получится то, что мне не стыдно будет пойти и поставить в Храм. Поблагодарить Бога хотя бы за то, что я до сих пор еще живой... парафином - не благодарят...
Одна из первых ошибок практически любого человека, это рай с адом перепутать... вот кажется многим, успех в делах, бизнесе, с попами там поделился и грехи замолят, и вот оно все что только надо в жизни... не понимая что сие просто обертка от конфеты по имени ад, и одно из самых жутких наказаний, какие только можно дать человеку, это дать ему все чего он хотел... навечно... без права потом вернуть обратно с криками "мне этот товар не подошел"...
Но знать не знают элементарного -зачем в церковной лавке свечи, что Церковь наравне со всеми платит налоги (и платит полностью, что положено по закону, без черных и серых бухгалтерий), что львиная часть доходов идет на помощь малоимущим и попавшим в беду...
Все ходят пешком, платят налоги до копейки, жертвуют 70% зарплаты в детские дома, никогда не грешат даже в мыслях, не пьют, не курят и такие все благостные, что хоть по воде их пускай , хоть на крест прибивай!
А в реале, лицемеры и гнилоусты лживые - отродясь в Храме не бывавшие и старушке в автобусе место уступить считающие западлом!
Церковь в первую очередь боятся и ненавидят педофилы, да извращенцы всяческие продавшие душу дьяволу ибо знают, что ждет их после смерти...
Одно из первых требований п"доров,кстати-право венчаться в церкви.Что говорит о том,что п"доры-верующие.
И логика у тебя как в анекдоте про "таракан без лапок не слышит" -такая же хромающая, неужели тот кто тут в статье про продажу церковных свечей воет -закупает их ящиками влезая в убытки жуткие? Нет , просто он мразь которой без разницы, какую хулу на церковь извергать, какой поклеп нести, только бы против Православия! Против русских, против Морали и Культуры!
Воистину так. окопались в Храмах. Ездят бухими на дорогущих тачках, сбивают людей и им оптом это сходит с рук. Хари такие, что на кобыле не объедешь... Но конечно же они все святые, а тем кто своими очами видел сие, тем так, померещилось...
Не всегда, не везде, и не видели всего. Вот и не подписывайтесь за всех, я тоже говорил про отдельных ваших "вождей", которые например прославились в СМИ и интернете. То что есть среди вас "служители" ездящие на дорогих авто и при этом не считают себя стяжателями - давно известный факт. То что таких бухими если ловят то отпускают без протокола менты тоже факт. То что один такой было дело в Москве по пьяни не вписался в поворот и кого-то задавил, и после сбежал, тоже вроде бы как было. Ну и как одному из ваших вождей фотошопом убирали дорогущие часы с руки на фото, а про тень на столе забыли, то тоже воде как было. Я ничего не придумываю? Так кто они тогда, те кого и вы знаете? Богу служители? Веры ревнители? Или может быть еще кого?
== Есть как и в любой сфере и свои позорники и негодяи==
Воот! Беда только в том, что они ваши прямые начальники, господин алтарник. Чем выше сан, тем "чернее ряса". Вот прикажет тот кто с часами засветился в каждом храме повесить прайс и повесите, вы же как в любой фирме сотрудник человек подневольный. Скажут выбить в граните что свечки только из лавки, выбьете. Али откажитесь? Так отлучат. И что тогда? Идти в пещеру Богу служить?
== А то, что Вы пишите-это ложь наглая== Господин алтарник. Вас конечно же могут запросто отлучить от сана, но на гугле вас не сможет забанить даже сам Папа Римский. не говоря еще оком. Я мог бы вам кучу ссылок накидать в подтверждение моей якобы лжи. Однако, потрудитесь сделать это сами. И вы найдете массу историй, включая один из прецедентов когда поп освятил бордель. Их столько, что запаритесь считать. А по теории вероятности (есть такая наука, математика, и раздел в ней) даже учесть нашу желтую прессу и лживый век, минимум 10% из того что найдете есть правда. А это уже не отдельные личности, это уже прецедент.
==И чувствую, что Вам до 30 лет. Если Вы все же старше, то мне Вас жаль==
Мне давно идет пятый десяток, поэтому мне лапшу на уши вешать бесполезно. Я помню как было ранее, при СССР. Я помню как и во что все превращалось. Я знаю всю суть нынешней власти и ее основной опоры. Да, в низах, в деревнях, где нищие люди там искренне служат такие же нищие священники. Да, там Вера еще местами есть. А в верхах... там царство мамонны давно, ибо как известно рыба гниет с головы... А жалеть меня не надо. Ибо жалея меня вы уже осуждаете, а судить вам право не дано, ни Богом ни законом.
Это называется Видеть, чувствовать собеседника :) Ваша реакция на мои ответы ощущается на уровне тела, просто я умею так а вы скорее всего нет.
==И давайте уже прекратим==
Да не вопрос. С меня не убудет :)
Я в храмах не завсегдатай - но такого ни разу не видел.
"до развешивания позорных объявлений дореволюционная церковь не дошла" -
Потому, что большая часть паствы была неграмотная и элементарно не знала бы, что там написано.
"Благодатное время Великого поста, начавшегося 27 февраля у православных, приносит с собой не только повышенное молитвенное настроение. В среде верующих бытует выражение постовые искушения . Но теперь оно применимо не только к обычным церковным практикам: в эпоху технического прогресса лукавый активно смущает души и в Сети.
В Прощеное воскресенье автор этих строк посетил храм с целью получения Божией помощи и духовной настройки на Великий пост. Не обошлось без заказа дополнительных услуг: одновременно с объявленным пожертвованием в 400 рублей в свечную лавку отправилась записка в 10 имен, которые во время всего поста будут поминаться во здравие в алтаре храма каждый день вплоть до среды Страстной Седмицы.
Такое благочестивое деяние издавна принято в великопостное время и приносит много пользы как тостуемым, так и храму и самому заказчику услуги. Но по зрелом размышлении стало ясно, что денежные средства, отведенные на духовные вложения, можно было бы потратить куда эффективнее: после недолгих поисков в Сети можно было бы найти и расценки пониже, и храмы попрестижней.
Например, абсолютно божеская такса установлена в одной из самых известных русских обителей Псково-Печерском монастыре. Стоимость одного имени в записке на Великий пост составит всего 10 рублей. Доступен и заказ сорокоуста только лишь 200 рублей и в течение 40 дней совершается поминовение на литургии во время проскомидии с выниманием частицы. Объяснять детали долго, впрочем, практикующим христианам и так все понятно, а праздно любопытствующим лучше не обременять себя излишними знаниями. Существуют и иные виды молитвенных услуг. Для вечного поминовения пишите запрос на электронную почту , гласит сайт монастыря, тариф не указан.
Заказать постовые записки на сайте Валаамского монастыря не получится, а сорокоуст там подороже уже 300 рублей. В монастыре понимают, что верующие, привычные к традиционным формам подачи записок, могут пребывать во смущении. Поэтому следует исчерпывающее разъяснение: Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считаные минуты в качестве аргумента в пользу такого варианта подачи записок можно привести пояснение духовного смысла церковного поминовения, который заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А вот этого скорость подачи-приема записок не отнимает .
Молитвенное соработничество Господу осуществляется путем электронных платежей ( для быстрой оплаты можно воспользоваться QR-кодом, который будет выдан на странице подтверждения заказа ), а также обычным почтовым переводом ( мы обратимся с запросом в отделение связи о поступлении пожертвования ). Правда, этот способ не рекомендуется: Валаам это остров, и почтовые поступления приходят не ранее чем через неделю, а в периоды ненастья с еще большей задержкой. Теперь, благодаря тому что в монастыре на основе лучших образцов был разработан специальный модуль по приему платежей, требы могут исполняться намного раньше .
Если стремление подать постовую записку онлайн в вас все еще не утихло, то вот в помощь сайт Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря 50 рублей имя. Можно найти и предложения другой ценовой категории. На сайте Оптинского подворья в Санкт-Петербурге вам предложат заплатить 300 рублей за имя ( можно подать постовую записку в любое удобное Вам время на нашем сайте и мгновенно оплатить заказ ). Примечательно, что на головном сайте Оптиной пустыни записки онлайн не принимаются.
На петербургском подворье монастыря можно заказать и другие поминовения из широкого ассортимента. Например, годовое поминовение человека стоит 600 рублей. Поминовение в течение пяти лет уже выгодный дисконт, всего 1500 р. Цена пустячная и меркнет на фоне молитвенного предложения Русской православной церкви в США: заказать сорокоуст в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка обойдется в 40 долларов, годовое поминовение все 200.
Ради полноты картины Фонтанка сверилась с прейскурантами петербургских храмов, в которые онлайн-платежи пока не добрались. В недавно переданном РПЦ Смольном соборе постовая записка в 10 имен стоит 500 рублей, такая же цена установлена в Князь-Владимирском соборе, но количество имен при этом не ограничено. За постовое поминовение в Николо-Богоявленском соборе нужно отдать 300 рублей ( можно написать много имен ). После некоторых технических препон ( Можно связаться со свечным ящиком? Я вас переключу. Колокольня, алё! Ой, я вас неправильно переключила ) удалось выяснить, что во Владимирском соборе поминовение одного имени стоит 100 рублей.
Блуждания по духовным страницам интернета приоткрыли еще массу возможностей для молитвенных упражнений. Оказалось, что в Сети можно не только подать записки, но и поставить свечу онлайн, а также заказать такие требы, как крещение и венчание. Эти услуги оказывает ООО Церковная лавка онлайн (по данным системы СПАРК, предприятие зарегистрировано в Подольске Московской области, уставной фонд составляет 10 тысяч рублей, генеральным директором является Усманов Тимур Салаватович). В перечне доступных для осуществления услуги мест, размещенном на сайте молитвенных заказов, указаны самые известные храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов.
Сколько же добрых дел можно сотворить, поставив на службу Святой Вере интернет-технологии! Они открывают перед нами новые возможности в оказании помощи нищим, убогим, малоимущим, нуждающимся людям, коих, как это ни прискорбно, на нашей земле немало. Эта помощь наша святая обязанность. И в ней может принять участие каждый , сообщается на сайте. Далее следуют взаимоисключающие пояснения: Стоимость проведения треб в каждом храме устанавливается индивидуально. По этой причине вам необходимо подобрать для себя оптимальный храм или монастырь, который подойдет для вас по цене Важно понимать, что у храмов нет такого понятия, как "стоимость требы" или "прайс на проведение службы". Деньги, которые принимает храм, должны восприниматься прихожанами исключительно как добровольное пожертвование .
Автор материала не смог устоять перед искушением и заказал за здравие близкого сердцу человека восковую свечу (210 мм, время горения 90 минут). Оптимальным и подходящим по цене (300 руб.) оказался Успенский собор Московского Кремля. Совсем немного времени, потребовавшегося для транзакции, и на электронную почту прибыло письмо с подтверждением заказа. По факту проведения службы мы уведомим Вас отдельным письмом. Храни вас Бог! гласила приписка. На момент сдачи материала уведомления еще не было.
Хотя предложение ООО Церковная лавка онлайн не содержало такой дополнительной опции, как онлайн-трансляция осуществления услуги , желание оказать молитвенную помощь ближнему превозмогло все сомнения и побудило ознакомиться с другими возможностями молитвенного сервиса. Так на свет появилась идея усилить кремлевскую свечу сорокоустом в одном из любимых петербургских соборов автора Владимирском. Стоимость онлайн-услуги составила 700 рублей. Звонок в свечную лавку собора выявил, что живьем за сорокоуст нужно заплатить 300 рублей. Лучше ножками , последовал вывод.
Неудавшийся сорокоуст мы попытались заменить еще одной свечой за здравие, на этот раз в храме Христа Спасителя, и сделали заказ на сайте Чудотворная столица . Но сколько ни отправляли форму ответа не было. Не получилось. Значит недостоин."
А еще фишка в том, что за такого чела действительно будут год или даже 5 лет молиться, существует лишь в сознании оплатившего такой заказ. Кто и когда проверит сие? Кто и когда сможет выкатить претензию? Отсюда простой вывод - идут эти записки в корзину после первой же службы...
А вот мерзких мошенников, которые готовы наживаться на чем угодно, в том числе - на религии, я люто ненавижу.
И о чем тогда говорить?