Пять столетий римляне выражали свой гнев властям уникальным способом.
Они размещали на городских статуях анонимные сатирические стихи, высмеивающие правительство и даже папу римского.
Эти памятники, установленные в людных местах, становились площадкой для оживлённых дискуссий, предвосхитившей современные интернет-форумы. Так родился феномен говорящих статуй Рима, или Собрания остроумцев.
Самая известная из них — повреждённая эллинистическая статуя Пасквино, найденная в XV веке. В День Святого Марка кардинал устраивал у её подножия литературный конкурс, но горожане стали оставлять едкие записки и после его окончания. Так Пасквино приобрёл свой голос.
Сообщения прикрепляли под покровом ночи, а утром у статуи собиралась толпа, чтобы посмеяться над ними, пока власти не забирали листки. Папа Адриан VI пригрозил утопить Пасквино в Тибре, но опасался насмешек за расправу над изваянием.
Вместо этого статую взяли под надзор, что лишь заставило людей обратиться к другим монументам, таким как Марфорио.
Вскоре статуи начали «общаться» друг с другом, их диалоги становились остроумной формой политической сатиры. Когда сестра папы Сикста V, выходца из крестьян, стала вести себя как знатная дама, Марфорио спросил: «Эй, Пасквино, почему твоя рубаха так грязна? Ты похож на торговца углём!» Пасквино ответил: «Что поделать? Мою прачку произвели в принцессы!»
Традиция жива до сих пор. В 2011 году, во время скандала вокруг премьера Берлускони, на Пасквино появились записки: «Италия — не бордель» и «Тело Италии не продаётся». Слово «пасквиль», родившееся у подножия этой статуи, вошло в словари всего мира как обозначение злой сатиры.
Источник: