Европейские империи ставили перед собой задачу ассимиляции малых этнических групп. Народы, которым история не предоставила шанса на самоопределение, ушли с исторической арены и перестали играть активную роль в современной Европе. Некоторые из них окончательно ассимилировались, утратили свой культурный канон, забыли язык, а другие до сих пор пытаются отстоять право считаться отдельным народом, а не субэтносом.
Русины
Русины — восточнославянский народ, о котором официальная европейская историография особо не распространяется. Они проживают в восточных регионах Словакии, на западе Украины, в Сербской Воеводине, в Юго-Восточной Польше, а также на северо-востоке Венгрии и в северо-западной части Румынии. Небольшое число русинов также проживает в Хорватии и России.
У русинов есть и другие названия — угрорусины или карпатороссы.
В конце XIV века в результате сложной геополитической комбинации (при вмешательстве крупных европейских правительств и даже папской администрации) исконные земли русинов были поделены между несколькими монархическими державами: Пястами (Польша), Гедиминовичами (правителями Великого княжества Литовского), правителями Анжуйской династии (Венгрия).
Естественно, каждая из этих сторон пыталась по-своему ассимилировать русинов, беда которых заключалась в том, что они не сумели вовремя объединиться и дать отпор прожорливым соседям.
Языками государственных администраций, делопроизводства, предпринимательства, а также языками образования в местах компактного проживания русинов были преимущественно польский, венгерский, немецкий, румынский, а русины общались на родном языке исключительно в пределах своих узкоэтнических сообществ.
аще всего русины использовали русинский язык только дома, в семье, а уже за пределами родовой коммуникации вынуждены были использовать более престижный и влиятельный язык. Очевидно, этого было недостаточно для его полноценного функционирования. Этническая территория русинов в Закарпатье неуклонно сокращалась и к середине XIX столетия достигла 50 тысяч квадратных километров.
Примечательно, что сами русины именовали себя в единственном числе «русинами», а во множественном — «русскими». Свои веру, народ и язык многие неассимилированные русины называли русскими.
Настоящий внутриэтнический раскол последовал только в 1860-е годы, когда национальное движение русинов разделилось на «русофилов» и «украинофилов». Русины-русофилы, поначалу составлявшие большинство, продолжали отстаивать идею национального единства с большим русским народом и необходимость употребления русского литературного языка.
В свою очередь, украинофилы выступали за создание особого украинского литературного языка на народной основе. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов. Участники движения русинов-русофилов подверглись ожесточенным гонениям вплоть до судебного преследования.
Репрессии, развязанные австро-венгерскими властями против русинского населения, обрели массовый характер и проходили одновременно с реализацией политики национально-культурного строительства в «тюрьме народов» — Российской империи.
В ходе этого строительства возникли движения младолатышей и младоэстонцев. Как следствие, латыши и эстонцы впервые в истории обрели свой национальный театр, литературную традицию, художественный канон, а также обновленную письменность... а вот русины все это потеряли.
Первый громкий судебный процесс, который был направлен против русского (русинского) населения Галиции, стартовал 31 мая 1882 года. Жертвой политического преследования была Ольга Адольфовна Грабарь (мать исследователя древнерусской иконописи Игоря Грабаря).
Ольга пропагандировала идею перехода униатских групп русинов в православие, тем самым призывая вернуться к исконной вере предков. За это австро-венгерская администрация обвинила ее в «государственном преступлении» и готова была приговорить женщину и ее отца к смертной казни. Но адвокатам обвиняемых удалось добиться более мягкого вердикта.
Впрочем, на этом злоключения русинов Австро-Венгрии не закончились. Вскоре грянула Первая мировая война.
Правительство Франца-Иосифа огульно обвинило всех этнических русинов империи в подрывной деятельности и шпионаже в пользу России и без особых угрызений совести заключило несколько десятков тысяч русинов в концентрационные лагеря Талерхоф и Терезин.
По данным галицких правозащитников, например, юриста Дмитрия Маркова, только за первую половину 1915 года в концлагере Талерхоф были казнены 3,8 тысячи человек.
Надо отметить, что это был первый концентрационный лагерь в истории Европы.
До этого англичане устраивали концлагеря для буров в Африке, а американские концлагеря для кубинцев были на Кубе. Так австро-венгерские власти, воспользовавшись военным временем, провели акцию этноцида русинов.
Русины на Карпатах
Карпатские русины
Вид на лагерь Терезин, 1917 год
Источник: