В 1920-х годах Генри Форд купался в успехе. Его заводы выпускали тысячи автомобилей, но цены на каучук для шин взлетели из-за монополии азиатских поставщиков.
Тогда Форд задумал авантюру — создать крупнейшую в мире каучуковую плантацию прямо в амазонских джунглях, на родине каучуковых деревьев.
Форд купил 2,5 миллиона гектаров и построил город-утопию. В нём было всё: белые домики, больница, электростанция, библиотека, гольф-клуб, отель и даже регулярно проводились поэтические вечера.
Рабочих — и американцев, и бразильцев обязали вести «правильный» образ жизни. Он включал запрет на алкоголь, танцы в стиле кантри и песни только на английском, а также чтение стихов (под надзором менеджеров).
Всё начиналось так многообещающе, но проект с треском провалился. Саженцы гибли от болезней, поскольку Форд проигнорировал советы ботаников. Поселенцев выкосила малярия. В 1930 году рабочие устроили бунт, результатом которого стали погромы и уничтоженные машины.
К 1945 году убытки достигли $20 млн (сегодня это более $200 млн). Форд пытался спасти проект, основав ниже по реке «Белтерру», но и там собрали лишь 750 тонн каучука вместо запланированных 38 000.
В 1945 году Форд сдался. Бразилия выкупила земли за смешные $250 000. Сегодня руины Фордландии являются районом муниципалитета Авейру в штате Пара. Это мрачный памятник амбициям, бросившим вызов джунглям. Сюда водят туристов, чтобы показать, что Амазонке может проиграть даже гений.
Источник:
генри форд был гением, но не во всём, как он думал.
Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.