Он был един во многих лицах: бард, журналист, писатель, актер, драматург, сценарист. А еще турист, альпинист, горнолыжник. Его знала вся большая Cоветская страна. Он пел светлые и лиричные песни о любви и дружбе, верности и разлуке. Они лились из магнитофонов, их исполняли под гитару у походного костра и во время кухонных застолий. Голос у него был теплый, располагающий, как у человека, которому можно доверять.
Юрий Иосифович играл в кино, знаковыми стали роли в фильмах «Июльский дождь», «Ты и я», «Семнадцать мгновений весны».
Визбор участвовал в создании радиостанции «Юность», работал в звуковом журнале «Кругозор», где к текстами прилагались гибкие пластинки. Писал репортажи, сценарии для документальных фильмов.
Визбор полжизни провел в командировках. Все время куда-то спешил, стремился увидеть и узнать что-то новое, важное. Чтобы с кем-то познакомиться, подружиться. Или влюбиться.
Сам себя пытался уговорить: «Слегка замедли шаг / Другие вон живут / Неспешны и подробны…» Но – не мог, да и не хотел: «…А я живу - мосты, / Вокзалы, ипподромы / Промахиваю так, что только свист в ушах!» Потому что иначе не мог - уж слишком интересна была жизнь, и он не мог оторваться от ее круговерти. Именно в ней возникали мысли, образы. Его рифмы были точны, слова верны.
Он пел про «на войну опоздавшую юность», туманы, что «ползли с перевалов навстречу неясной судьбе», и о том, что «всем нашим встречам разлуки, увы, суждены». И о Москве, которая «тревог не прятала и видала всякое».
Да и сам Визбор многого в столице нагляделся. Вот пусть сам и расскажет. Он оставил «Автобиографию» - полусерьезную-полузабавную, с множеством занятных подробностей.
Начинаются записки так: «Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах…» Его матушка Мария Шевченко, родом из Краснодара, была молода и не хотела обременять себя ребенком. «Однако дело у нее это не прошло», - иронично заметил сын.
Отец остался у него в памяти - он был неплохим художником и писал маслом картины в реалистическом стиле. И вот что еще запечатлелось: солнце в казенном доме в поселке художников на Соколе, отцовская портупея с наганом, крашеные доски чисто вымытого пола.
«Я помню, как арестовывали отца, помню и мамин крик. В 1958 году мой отец Визбор Иосиф Иванович был посмертно реабилитирован».
Он был литовец, воевал в Гражданскую, потом работал в милиции. Его обвинили – бред несусветный, но привычный для того страшного времени - в участии в националистической контрреволюционной организации. И расстреляли на Бутовском полигоне…
Юра с мамой уехал в Хабаровск, где она работала фельдшерицей. Жили в бараке, где дымили бесконечные керосинки. Мальчик видел дальневосточные поезда, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над вокзалом и кинофильм «Лунный камень».
«Потом мы, кажется так и не разбогатев, вернулись в Москву, - вспоминал Визбор. - Мы жили в небольшом двухэтажном доме в парке у Академии имени Жуковского. В башнях этого петровского замка были установлены скорострельные зенитные пушки, охранявшие Центральный аэродром, и при каждом немецком налете на нас сыпался град осколков. Потом мы переехали на Сретенку в Панкратьевский переулок…»
В каких московских домах он сочинял московские же песни. Например, эту, из фильма «Москва слезам не верит»:
Александра, Александра,
Этот город наш с тобою,
Стали мы его судьбою.
Ты вглядись в его лицо,
Что бы ни было вначале,
Утолит он все печали
Вот и стало обручальным
Hам Садовое кольцо
Источник:
- В Индии появился на свет младенец с двумя головами
- 17 августа 1935 года родился Олег Павлович Табаков
- 21 июня 1962 — родился Виктор Цой
- Юрий Визбор, сегодня его День рождения (20 июня 1934 года)
- Милонов стал отцом в шестой раз
"Песня, с которой я хочу начать концерт, была написана как раз при тех обстоятельствах, о которых в ней говорится, - на Кавказе, на хижине "Алибек". Я туда попал впервые в 1960 году в компании друзей, среди которых было несколько больших ученых, в том числе академики-физики - нобелевский лауреат Игорь Евгеньевич Тамм и Игорь Иванович Блохинцев.
Мы подходили к хижине вечером. Навстречу нам вышла хозяйка хижины Алла Веретенникова и голосом, которым обычно спрашивают в толпе, нет ли среди присутствующих врача, спросила, нет ли среди подошедших людей с техническим образованием? Ну, все, естественно, обратили свои взоры к обоим академикам, которые как физики несомненно числились людьми с техническим образованием.
Выяснилось, что в хижине сломался двигатель Л-3, который давал ток. Подталкиваемые альпинистами, оба корифея науки были загнаны в закуток, в котором стоял этот двигатель. Мы осветили его фонарями, и нобелевский лауреат Игорь Евгеньевич Тамм при гробовой тишине долгое время рассматривал то,что находилось перед ним. Потом, обращаясь к Блохинцеву, он сказал:
-Игорь Иванович, это ведь, по-моему, двигатель внутреннего сгорания.
На что Блохинцев ответил:
- Да, вы знаете, и очень оригинальной конструкции.
На этом, собственно говоря, помощь со стороны Академии наук была закончена. Утром снизу пришел механик и починил этот двигатель."
Если не ошибаюсь, это про "Домбайский вальс"
Есть ещё странный фильм "Ты и я"
Наказания без вины не бывает. Это всё либерасты в перестройку придумали про "репрессии", "расстрелы" с целью очернения товарища Сталина. Эх, как же сегодня товарища Сталина не хватает!
"Нет мудрее и прекрасней средства от тревог.", "Милая моя", "Ты у меня одна"...? Понятно. Либеральные розовые сопли. У, либераст, "дитя оттепели"!
Отец-то Визбора "враг народа", а следовательно, не приключись с Юрием Иосифовичем третий инфаркт до наступления перестройки и получи он возможность уже публично высказать свои горечь по по поводу убийства отца и естественную неприязнь к убийцам, то кем бы он стал по сегодняшней новой моде? Догадываетесь? Именно! "Вонючим либералом, врагом народа и вруном по поводу невиновности отца" он бы стал.
А то что в "сказочном" ГУЛАГе Визбор не побывал, так это не его заслуга - молодоват он, помоложе Солженицина вот и не успел. Отец по полной огрёб.
Никто не знает, как бы повёл себя Визбор в обозначенной тобой ситуации. И не надо узнавать. Мы любим его песни. Нас не должно интересовать его внутренние мысли. Это как раз тот случай, когда фраза "Не сотвори себе кумира" работает на все 100!
Вот Макарка - прекрасный певец. Действительно, прекрасный певец и сочинитель. А как человек - дерьмо. Но мы бы об этом не узнали, если бы страна не попала в сложную ситуацию. В сложной ситуации человек проявляет свою истинную сущность. Но нужно ли это?
Если бы не война, Власов не предал бы Родину. Это не значит, что война испортила Власова. А как офицер Власов был неплохой профессионал. Просто иногда не стоит знать, каков человек на самом деле. Пока он приносит пользу своими поступками, этого достаточно.
Постоянно в таких случаях я вспоминаю роль Ролана Быкова в фильме "Про Красную Шапочку". Он играл там охотника, эпизодическая роль. И песни пел хорошие, такие мужественные и благородные. А в ответственный момент банально струсил.
Поэтому песни "Машины времени" слушать можно. А Макарку при этом можно и должно презирать.
А Визбора нам надо слушать. А задумываться, как бы он поступил нет смысла. Потому что он сложные времена не жил и никак себя не проявил. Это, кстати, касается и Высоцкого, например. А вот Окуджава, пережил перестройку, и показал себя свиньёй. А песни у Окуджавы были хорошие.
Не надо отождествлять творчество и автора. Творчество живёт отдельно от автора. И это правильно.
Опять же, тут не надо обобщать. Начальнику желательно знать моральный облик подчинённого. Потому что от этого зависит, какие задачи ему можно поручать, а какие нет. Но если мы от некоего человека непосредственно не зависим, то нет необходимости гадать, хороший он или плохой. Вот проявит он себя - тогда будем знать.
Этого достаточно, ящитаю.
Кстати, Королев (тот самый, который Гагарина в космос отправил) тоже сидел. И ничего, это не помешало ему быть великим.