Сегодня мы поговорим о том, как маленькие букашки заставляют трепетать страны и континенты. Почему с этим ничего нельзя сделать? Или всё-таки можно?
Этап первый. Кто, где, когда?
Кто? Вы удивитесь, но за голодомор ответственны всего 30 видов насекомых. Чтобы вы понимали, в семействе саранчовых более чем 6500 представителей. Но когда прожорливый рой в буквальном смысле закрывает солнце, людям без разницы на систематические тонкости. К злодеям готовы приписать даже безобидных кузнечиков! Да, эти насекомые похожи издалека, но вблизи отличить их друг от друга легко: у саранчи короткие усики, крылья лежат ровно на спинке и короткие ножки. У кузнечика всё наоборот — длинные усы, крылья домиком и ходули вместо лапок.
Где? Конкретно у нас — на юге страны. Вот, например, в 2015 году пострадала Калмыкия, а в 2020 — Астрахань. В сети появляются тревожные данные и в этом году — пару дней назад полчища прожорливых тварей зафиксировали в Дагестане! Если брать мир в целом, то нашествия регулярно происходят в многострадальной и без того голодной Африке, в Азии, на Аравийском полуострове, в Южной Европе, Австралии и Америке. И если климат станет теплее, то возможно рой смерти когда-нибудь доберётся и до нашего севера. Это и есть ответ на вопрос «когда» — обычно нашествие случается в тех странах, где достаточно тепло. В тот момент, когда засуха сменяется частыми дождями.
Этап второй. Почему?
На самом деле, у саранчи нет цели «устроить казнь египетскую любой ценой». Насекомые действуют, согласно инстинктам. И причины становления роя смерти просты до невозможности — обилие пищи и хорошая погода. Всё, им больше ничего не надо. Однако голодная туча формируется не за один сезон. Этому предшествует несколько лет благоприятных условий.
До того, как грянуть на поля и уничтожить их подчистую, саранча живёт поодиночке. Жизнь её тихая и почти незаметная: насекомые едят и усиленно размножаются. Чем лучше условия, тем больше потомства оставляет самка. И вот однажды наступает «точка невозврата». Саранчи становится так много, что начинается давка, как в супермаркете перед праздниками. Они касаются друг друга усиками, толкаются задними лапами и понимают, что пришла пора.
Этап третий. Как?
Из-за постоянных тактильных контактов с сородичами у саранчи вырабатывается гормон серотонин. Это человеку он приносит счастье, но для насекомых выброс серотонина — сигнал бедствия. Сначала меняется окрас. У молодых особей с комуфляжно-зеленого на чёрно-оранжевый, а у взрослых — с коричневого на ярко-желтый.
Меняется и поведение: букашки становятся настолько неразборчивыми в еде, что жрут не только растения, но и всё, что из них сделано! Например, натуральные ткани или канаты. А ещё у них увеличивается мозг и повышается выносливость. Саранча больше не передвигается коротенькими прыжками — она способна преодолевать тысячи километров в полете.
Такая форма насекомых называется стадной. От одиночной она отличается настолько, что долгое время ученые считали эти стадии — разными видами саранчи. Именно стадная форма снится в кошмарах фермеров. Именно она устраивает настоящий апокалипсис! Стадная форма саранчи активно синтезирует 4-винилазинол. Это феромон, который работает как громкоговоритель «все сюда!». Из-за этого особи со всей округи собираются в огромную стаю и начинается настоящий армагеддон. Каждая особь — это 2 грамма голода. Именно столько она должна съедать ежедневно. Представляете, сколько может съесть рой из миллиарда насекомых?
Крупнейшее нашествие саранчи за всю историю случилось в 1875 году в США и Канаде. По разным оценкам, численность достигла 12,5 триллионов особей! Это не просто много, это рекорд в Книге Гиннеса — за самое большое скопление живых существ, которое когда-либо существовало. Этот рой смерти располагался на 510.000 квадратных километрах и прошёлся из штата Техас на северо-запад, уничтожив при этом всё растительное более чем в 10 штатах. 1/5 страны осталась без продовольствия.
Сами путешествия тоже поражают своими масштабами. Голодный рой способен перелететь моря и океаны. Так, в 1988 году стадо саранчи переправилось из Западной Африки в Карибский бассейн всего за 10 дней. А между ними, между прочем, 5000 км и Атлантический океан!
Этап пятый. Бесконечный ужас
Саранча не просто летит и ест всё на своём пути. Во время остановочек на перекус насекомые активно плодятся! На организм самок во время беременности действуют гормоны и феромоны, так что она откладывает яйца, из которых выведутся личинки, более склонные к роению. И круг замкнётся — когда старшее поколение погибнет от старости, молодняк образует новый рой. Именно поэтому борьба с саранчой такая дорогая и неэффективная. Они слишком быстро плодятся и слишком много едят. Когда рой сформирован и уже встал на крыло, остановить его практически невозможно.
Единственная возможность для людей хоть как-то избежать голодной смерти после нашествия роя — предотвратить его появление. Это можно сделать только на стадии личинок, когда саранча ещё не полиняла и не умеет летать. Необходимо отслеживать массовые скопления молодняка и нещадно заливать их инсектицидами, распылять хищные грибки, что будут пожирать насекомых изнутри. Можно жечь огнемётом, затапливать водой, или давить трактором. Главное — не допустить роения. Летучий апокалипсис может преодолеть за день до 150 квадратных километров — никаких мер не хватит, чтобы остановить его смертельное шествие.
Источник:
- Лейстотропус версиколор: устраивают массовые драки за право владеть навозом
- Тайна пояса дождевого червя: зачем ему нужна перемычка на теле
- Глубоководья скрывают от нас гигантских морских пауков
- Мокрецы: их не остановит даже противомоскитная сетка
- Гигантские насекомые, от вида которых захватывает дух
Они устраиваются на ночлег, мы их теперь наберем полные мешки! сказал с довольным видом Черныш.
Для него саранча составляла лакомство, и он готов был пожирать ее с таким же рвением, как орел и коршун или даже сам саранчовый гриф.
Как сказал Черныш, так и случилось. Туча действительно осела на равнину.
Солнца нет они не летают, продолжал бушмен. Слишком холодно. Они до утра как мертвые.
Так оно и вышло. Солнце закатилось, холодный ветер ослабил крылья маленьких кочевников и принудил их заночевать на деревьях, кустах и траве. Несколько минут и темного тумана, только что застилавшего весь горизонт, не стало видно; но равнина вдали приобрела такой вид, точно по ней прошел пожар. Ее густо покрыли тельца насекомых, и, сколько глаз хватал, вся она почернела. Птицы-попутчики, почуяв приближение ночи, подняли крик, потом разлетелись во все стороны. Одни опустились на скалы, другие укрылись в низких зарослях мимозы, и вот через короткое время на земле и в воздухе все смолкло.
Ван Блоом беспокоился о своем скоте. Силуэты животных вырисовывались далеко в степи, покрытой саранчой.
Дай им немного подкормиться, баас, посоветовал Черныш.
Чем подкормиться? спросил хозяин. Не видишь разве вся трава завалена этой нечистью!
Самими прыгунками, баас, ответил бушмен. Хороший корм для большого быка, лучше, чем трава, лучше даже, чем кукуруза.
Но поздний час не позволял оставлять дольше скот в степи: скоро выйдут на прогулку львы возможно, из-за саранчи раньше обычного, потому что и царь животных не брезгает наполнить свой желудок этими насекомыми, когда удается набрести на них. Ван Блоом счел необходимым поскорее загнать свой скот в крааль. Оседлали третьего коня, и начальник ополчения сам сел в седло и выехал в степь, взяв с собой Гендрика и Черныша.(С) Майн Рид "В дебрях Южной Африки"
Это концентрат еды-корма. Придумать как легко собирать и высушивать - богатство.
Это концентрат еды-корма. Придумать как легко собирать и высушивать - богатство.