В 1600 году король Франции Генрих IV создал для своей личной охраны отборную роту карабинеров, в которую вошли дворяне, вооружённые особым оружием, лёгкими карабинами.
Немного истории
В 1600 году король Франции Генрих IV создал для своей личной охраны отборную роту карабинеров, в которую вошли дворяне, вооружённые особым оружием, лёгкими карабинами. В 1622 году Людовик XIII приказал заменить карабины длинноствольными мушкетами, после чего их стали именовать «мушкетёрами королевского военного дома», или просто «королевскими мушкетёрами».
Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетёров. С 3 октября 1634 года капитаном роты считался сам король, а её фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял граф Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 года граф де Труавиль, иначе де Тревиль). Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Мушкетёрами могли стать только выходцы из дворянских семей, пусть и обедневших. Так что служение королю приносило им определённый доход, ну и, конечно, славу.
Форма мушкетёров была весьма пышной и красивой. Отличительным знаком её был короткий лазоревый плащ с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и сбоку белыми крестами. Крест, изготовлялся из бархата и имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистникина перекрестьях.
Снаряжение мушкетёра, кроме коня, обязательно серой масти, и мушкета с сошкой составляли шпага, палаш (для конного боя), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь (берендейка) из буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами, пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; позже в набор вошёл и багинет. Мушкет выдавался от казны, остальное вооружение и снаряжение, коня и обязательного для военных нужд слугу мушкетёр должен был приобретать сам. Для многих обедневших дворян это было разорительно, поэтому во времена де Тревиля, а впоследствии д'Артаньяна, в роте существовала своего рода "касса мушкетерской взаимопомощи". Когда состоятельные товарищи делали добровольные взносы. Сюда же отчислялся обязательный "налог" с выигрышей в азартные игры.
«Мушкетёры военного дома короля» причислялись к «гвардии вне Лувра», то есть к внешней охране короля ( как современные телохранители); они должны были сопровождать короля в его выходах и прогулках, передвигаясь верхом по двое впереди прочей охраны; они также сопровождали короля в кампаниях, если он в них участвовал.
После смерти Людовика XIII кардинал Мазарини попытался сместить де Тревиля с должности командира роты, чтобы назначить на его место своего племянника, Филиппа Мазарини. Попытка его, однако, не удалась, но в 1646 году он всё-таки добился роспуска роты. Она была воссоздана в 1657 году во главе с герцогом Неверским. Мушкетёров в момент их возобновления насчитывалось 120 человек.
Зачем Людовику XIII мушкетеры
Технически все солдаты, вооруженные мушкетами, были мушкетерами. Но те, кто носили это обозначение как почетный знак, составляли личную гвардию французского короля Людовика XIII. То время было неспокойным для Франции. Протестанты, известные как гугеноты, выступали против господства католической церкви. Вспыхнули ожесточенные религиозные войны. Борьба за власть между королем, дворянством и церковью была постоянной, нередки были и покушения.
Людовик XIII стал королем Франции, когда ему было всего 9 лет. Получив полную власть, он осадил гугенотов в портовом городе Ла-Рошель в 1620-х годах с помощью мушкетеров. Они были грозными воинами в бою, а их подготовка и боевой дух давали им решающее преимущество.
Чтобы стать гвардейским мушкетером, нужно было быть аристократом или дворянином — не обязательно богатым, но связанным с французским правящим классом. Почти все новобранцы были дворянами, хотя главным требованием оставалась военная доблесть. Мужчины поступали на службу в этот полк в возрасте 17-18 лет. Новобранцами были преимущественно гасконцы, которые были известны своей храбростью, упорством и хитростью.
Мушкетеры Людовика XIII являлись силой, которая представляла собой комбинацию секретной службы и сил специального назначения. Их основной обязанностью была защита короля и его семьи. Во времена частых заговоров это считалось непростой задачей.
В мирное время мушкетеры служили эскортом королю и устраивали инсценированные сражения в качестве придворного развлечения. Людовик XIV особенно любил хвастаться ими в военных смотрах. Они сопровождали короля на фронт в военное время, руководили штурмами при осадах, совершали опасные маневры и служили часовыми у дверей короля.
Этакие универсальные солдаты, французский вариант опричников Ивана Грозного. Они были специально сформированы из наиболее верных дворян, чтобы «давить» всевластную французскую аристократию и защищать лидера от обиженных баронов, покушений и для интриг.
Отношение народа
В Париже гасконцев & мушкетёров не любили (это как в Москве — кавказцы). Воинственность хороша в бою, в городе она доставляла лишь неудобства. Столичных жителей коробило от грубых шуток, бахвальства и агрессивности мушкетеров, однако открыто выступать против любимцев короля никто не решался. Зато они стали неизменными героями пьес: писатели обожали изображать их в карикатурном виде. Мелкий дворянин, жадный до денег, помешанный на вопросах чести и лгущий ради любви к искусству, — такой литературный образ гасконцев сложился к XVIII веку. Тогда же в обиход вошло выражение «мушкетерские манеры», означающее грубое и наглое поведение. Мушкетёров характеризовали людей с самым тяжелым характером и низкими моральными качествами.
Мушкетеры могли зайти в таверну, заказать все, что душе угодно, и не рассчитаться. Попробуй у него потребуй – можешь поплатиться жизнью. Мушкетер мог запросто убить за косой взгляд.
С жителями города он вели себя крайне дерзко. И не готовы были изменяться даже ради женщин, показывая им все свое неуважение. Поэтому парижанки предпочитали не пересекаться с мушкетерами и всегда обходили их стороной.
Проживание в Париже и статус элитной гвардейской роты накладывал отпечаток на жизнь мушкетеров. До правления Людовика XIV у них не было своей казармы, поэтому жить приходилось на съемных квартирах. Что добавляло проблем парижанам, поскольку молодые, полные сил юнцы-гвардейцы любили выпить и всегда были готовы к приключениям.
Например, эпизод с госпожой Бонасье был списан Дюма с реальной ситуации из жизни Шарля де Кастельмора, приударившего за женой своего арендодателя. Правда, вместо глупого и трусливого галантерейщика, мужем оказался бывший военный. Шарль однажды чуть не погиб, когда пуля из пистолета обманутого мужа пролетела в миллиметре от его головы.
Кроме алкоголя и женщин, самым страшным и повальным увлечением королевских мушкетеров были дуэли. Периодически мушкетеры специально выходили в ночной город, чтобы поискать приключений и заколоть кого-нибудь на поединке.
Не брезговали военные драться и с гражданскими, ничуть не смущаясь тем, что силы неравны. В 1768 году полиция задержала трех мушкетеров, которые напали на кучера, кузнеца и башмачника, покалечив их так, что понадобился хирург. Надо ли говорить, что ни сами ремесленники, ни их жены не испытывали теплых чувств к тем, кто мог напасть на человека на улице ради развлечения?
Особенно опасным увлечение стало после того, как кардинал Ришелье принялся решительно бороться со смертоубийством (он логично полагал, что дворяне должны погибать на войнах за короля, а не в подворотне на острие шпаги). Надо сказать, что молодых дворян в XVII веке на дуэлях погибало больше, чем в войнах. Даже один из прототипов героев Дюма, Арман де Сийег д’Атос д’Отвиль, был убит в поединке у рынка Пре-о-Клер 21 декабря 1643 года.
После принятия властями решительных мер, поединки ушли в подполье. Само слово «дуэль» исчезло из обихода, ведь просто вызвав кого-то на поединок можно было угодить на плаху и лишиться дворянского звания. Тем не менее, ссоры никуда не делись, просто бузотеры научились «эзопову» языку. Если намечалось дельце, зачинщик говорил сопернику, что намерен в такое-то время прогуляться в уединенном месте. После чего происходила «случайная» встреча и драка, а если их задерживали, оба могли отговориться, что они защищались, а на них просто напали.
Из-за разницы в покровительствах и названиях между мушкетерами иногда возникали противостояния. Самое известное из них — «война кружев» — пришлось на вторую половину XVII века. Мушкетеры соревновались в роскоши и пытались всячески поддеть друг друга. В 1680 году внук Людовика XIV герцог Бургундский решил стать мушкетером. Две части едва не передрались, решая, в какой именно он будет служить, так что король велел герцогу служить в обеих одновременно.
Вот тяга к деньгам у мушкетеров появилась по объективным причинам. Дворянин не имел права заниматься физическим трудом, и потому все, у кого не было собственного имения или желания им управлять, стояли перед простым выбором: либо служить церкви, либо делать военную карьеру. Последняя, увы, редко помогала мушкетерам обогатиться: считалось, что аристократы и так состоятельны, а потому им выдавали лишь мушкеты. Всё остальное приходилось покупать самим: от шпаг и до лошадей (обязательно белых или серых).
Жалованье рядового мушкетера составляло 300 ливров в год. Для сравнения: ломовой извозчик зарабатывал 30 ливров в месяц (360 в год), пастух — 28 ливров (336 в год). Мушкетерам приходилось жить на 38 су в день: хватало разве что на еду — и то не лучшую.
Молодые военные постоянно находились в поиске денег: они выпрашивали их у родственников, занимали и перезанимали друг у друга и часто становились жертвами ростовщиков.
Женщины
Храбрость и напористость «серых» мушкетеров-гасконцев была нужна лишь в бою. В повседневной жизни их старались обходить стороной из-за задиристого характера и агрессивного поведения. А еще они тянулись к большим деньгам и были весьма прижимисты. Тут все более-менее понятно: мушкетеры происходили из дворянских семей, поэтому не могли зарабатывать на жизнь физическим трудом, как простые люди. У них было два пути — стать военными или священниками.
Многим женщинам не нравились наглые манеры «серых» мушкетеров. Они не церемонились в общении с дамами, поскольку просто не владели этикетом. Представительницы знатных семей и слышать ничего не хотели об ухаживаниях со стороны грубых гасконцев. Что же оставалось делать мушкетерам? Некоторые из них становились стали завсегдатаями борделей, а другие выбирали в спутницы глупеньких провинциалок, у которых не было особых требований к кавалерам.
Француженки ненавидели их, привыкшие к размеренной жизни, понять их нетрудно – мушкетеры могли запросто убить их мужей, а самих девушек насильно забрать, так сказать, для ночи любви
А если неподалеку была хорошенькая дама, они могли смело увести ее с собой. Если же кто вступал в перепалку – начинался смертный бой. Вот поэтому владельцы ресторанов и съемных квартир буквально вздрагивали от одного слова «мушкетер».
Мушкетеры и гвардейцы
Гвардейцы кардинала Ришелье по сути своей были теми же мушкетерами. Король Людовик выделил своих лучших и верных военных для службы кардиналу и его защиты. Произошло это после того, когда маркиз да Шале — герцог Орлеанский, жаждущий свергнуть короля, являющегося его братом, организовал покушение на кардинала, защищавшего интересы Людовика. Таким образом, 50 мушкетеров перешли на службу к кардиналу в благодарность. Для сравнения, мушкетеров у Людовика было лишь 150.
И гвардейцы, и мушкетеры были дворянами, но гвардию Ришелье по мере укрепления своего государственного влияния начал развивать и увеличивать, обращая внимание не только на титул, но и на личные качества — храбрость, ответственность и верность. Численность гвардейцев достигла королевской 150-ки, а со временем и превысила более чем вдвое. Лучшими из них считались полторы сотни конных гвардейцев.
Откуда же возникла такая конкуренция и почти ненависть между двумя подразделениями, подчиненными государственных деятелей, которые фактически стояли на одной стороне? Объяснение довольно просто, и даже в некотором роде банально.
Кардинал не скупился и хорошо платил своим гвардейцам, чем не могли похвастаться мушкетеры. Конечно, и муштра в подразделении Ришелье была сильнее, но военные люди это тоже записывают в преимущества. Кроме жалования, экипировка гвардейцев тоже была более качественной и полной.
В этой связи мушкетеры просто завидовали гвардейцам, отсюда и количество дуэлей и схваток. Король смотрел на эту конфронтацию сквозь пальцы, и даже поощрял задиристое поведение мушкетеров. А вот сдержанный и рассудительный Ришелье наказывал гвардейцев за нарушение дисциплины и стычки с мушкетерами.
Чтобы не лишиться хорошо оплачиваемой работы и престижной воинской службы, гвардейцы просто избегали встреч с мушкетерами. Так и появился стереотип об их трусости, который ярко отразили в экранизации романа Дюма. На самом же деле за таким поведение стояли обычная осмотрительность и благоразумие. А мушкетеры становились героями — их дерзость и безбашенность, естественно, больше подходят для литературных произведений и кинематографа.
Кстати, гвардия кардинала перестала существовать после того, как Ришелье отошел в мир иной. Гвардейцы опять стали мушкетерами на службе у короля. Можно предположить, что все равно продолжались конфликты между бывшими гвардейцами и мушкетерами, ведь браваду и задиристость нужно было куда-то девать.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками в социальных сетях. Спасибо за внимание!
- Лучший кардинал и талантливый актёр: Александр Трофимов
- Чем на самом деле были вооружены королевские мушкетеры
- Людовик XIII из "Д'Артаньян и три мушкетёра". Фотопробы
- Миледи де Винтер из "Трёх мушкетёров"
- Кэтти из "Д'Артаньян и три мушкетера"
Да уж... Великая магия кино!
Как теперь это развидеть?
https://press.lv/post/merzavtsy-bandity-i-predateli-davajte-posmotrim-na-tryoh-mushketerov-dyuma-vzroslymi-glazamihttps://press.lv/post/merzavtsy-bandity-i-predateli-davajte-posmotrim-na-tryoh-mushketerov-dyuma-vzroslymi-glazami
Историческая Гасконь располагается на территории современных департаментов Ланды, Верхние Пиренеи, Жер, южной части департамента Верхняя Гаронна, Тарн и Гаронны, и Ло и Гаронны.
С запада омывается водами Бискайского залива.
Гасконь ограничена Атлантическим океаном (западная граница) и Пиренейскими горами (южная граница); как область гасконского языка, она простирается до Гаронны (север) и близко к Арьежу (река) (восток) от Пиренеев до слияния Гаронны с Арьежем. Другая важнейшая река - Адур, а также ее притоки Гав-де-По и Гав-д'Олорон.
Классный пост!
Мож ещё разок?