Это явление стало одной из самых крупных и важных вех в истории русской культуры прошлого века. Одной из характерных черт СССР была цензура. Она была в кино, в книгах. Писатели, режиссёры и сценаристы в совершенстве владели так называемым "эзоповым языком", стараясь вплести в своё творчество мысль так, чтобы чиновники-цензуристы её не разглядели, но зрители и читатели прекрасно всё поняли.
До сих так и неизвестно, когда же именно зародился самиздат. Один из исследователей СССР Александр Даниэль утверждает, что этот процесс мало чем отличался от того же процесса эпохи Пушкина. Но тот самиздат, который мы знаем, появился скорее всего в момент, когда печатная машинка стала относительно доступной покупкой.
В 1944 году поэт Николай Глазков, тексты которого не могли пройти ни единого цензора, начал создавать самодельные книжки, подписывая их "Самсебяиздат", иронизируя над "Госиздатом". Но юное литературное поколение стало использовать его только в 60-х, убрав "себя".
Кто был первым? Поэты. Слуцкого, Окуджаву, Сапгира, Евтушенко и не только распространяли именно в формате самиздата. Те, кто жаждали иностранной прозы могли познакомиться с творчеством Оруэлла, Кафки в самиздатовском переводе.
"По ком звонит колокол" ждала интересная судьба. Хемингуэй считался хорошим автором с точки зрения идеологии, его книги печатались в Советском Союзе. Один из самых известных романов писателя уже был переведён и его уже готовили к официальному выпуску, но в последний момент всё отменили. Если посмотреть на архивные переводы, то можно увидеть, что текст был серьёзно сокращён, но даже в таком виде он был "неподходящим". Несколько десятков лет "По ком звонит колокол" прочесть можно только в самиздатовском варианте.
Также под самиздат попадали те авторы, которые изначально были официально распространены, но потом попали в немилость власти и их изъяли отовсюду. Стругацкие, Булгаков, Цветаева, Ахматова, Солженицын и не только. В журнале "Хроника текущих событий" появлялись самые первые правозащитные тексты, а альманах Александра Гинзбурга "Синтаксис" стал первым самиздатовским журналом.
В 50-е годы люди также распространяли самиздатовские "неблагонадёжные" аудиозаписи: Леонид Утёсов, Галич, Высоцкий, Визбор и многие другие.
Александр Марченко вспоминал, как печатали его первую книгу:
"Достали три машинки, правда, одна из них сразу сломалась, так что четверо умевших печатать сменяли друг друга. Те, кто не умел печатать, диктовали им, раскладывали экземпляры, правили опечатки. Одна пара с машинкой устроилась на кухне, другая в комнате. На кухне постоянно кто-нибудь варил кофе или готовил бутерброды. Работали подряд две суток, а спали по очереди...".
Также был ещё один способ: фотокопии. Процесс шёл быстрее.
И очень креативным был распечатка на АЦПУ. Это были не современные принтеры, а такие печатающие устройства, прилагавшиеся к большим электронным машинам, работавшим с перфолент или же перфокарт, или магнитных носителей. Диски, разумеется, были все подотчётными, а вот магнитные ленты отследить было сложнее. Что там на бобине - книжка Ерофеева или же АСУ? Улучив момент, тексты вовсю распечатывали.
Но какой был от этого профит самиздателям? Это были большие риски: благополучие, репутация, свобода, в конце концов. Практически все распространители работали в убыток. Самиздат 50-х годов был не таким, как в 80-х, где уже были просто товарно-денежные отношения. В 50-х текст перепечатывали те, кто хотел прочесть книгу.
Самиздат начал исчезать чуть раньше 80-х, примерно в тот момент, когда зародился "тамиздат" - произведения наших авторов, выпущенные за рубежом. Они одно время шли параллельно, копий было всё больше, а качество всё лучше. Ушла эпоха тонких страничек из папиросной бумаги, где строчки чуть ли не наезжали друг на друга, чтобы уместить как можно больше текста.
История подпольного распространения литературы закончилась. Хочется верить, что больше она не повторится.
Источник:
============================
Как нам СЕЙЧАС не хватает такой цензуры.
Чтобы отфильтровывала весь этот мусор, хлынувший с 1992 года на телеэкраны, книги и прочее масс медиа.
Наверное надо начать с того, что я совершенно свободно купил как-то пишущую машинку, электрическую между прочим. И решили мы с другом освоить печать в слепую. Вот и в качестве тренировки выбрали какой-то рассказ. Впрочем, дело было в самом начале 90-х, так что это был просто рассказ, который мы перепечатали. Впрочем, для более быстрой печати с меньшим количеством ошибок нам было еще относительно далеко после этого. Может перепечатать собрание сочинений Ленина бы смогло решить этот вопрос. Так что да, поднять качество печатания текста можно было только упорной практикой. А в СССР, с огромной вероятностью, за это платили (везде оценивалась квалификация работника).
Так вот, надо сказать, что в СССР книги были дефицитом. Вообще дефицитом, ну разве что кроме весьма ограниченного количества книг. Если кто думает, что того же Маяковского, поэта революции, было легко купить, тот несколько ошибается. Ну, правда, были доступны книги не на русском языке, а на национальных языках Республик СССР (и именно поэтому я отлично выучил украинский и не плохо белорусский в свое время).
А про самиздат на кассетах или бабинах вообще смешно. Магнитные записи от советской промышленности были очень редкими. Вообще редкими. Ну или может и нет, может кто кассеты брал и переписывал там что-то свое. Но помню и девяностые, когда видео массово переписывали совсем уже без цензуры.
Да, а зачем я пишущую машинку купил-то? Да так, потому что меня никто в 90-е не хотел публиковать (а самомнение таки было, впрочем, и талант, но вот желание над собой работать отсутствовало, как и понимание над чем работать). Так что да, вот собирался совершенно без цензуры заниматься самиздатом. Ух, кровавая гебня, еще ответите мне ха это!
я ни забуду никогда, там читалось "что всё так просто!? нас нае ?!
больше партизанских слушаний не было.
Самиздат умер в начале 80-х не потому, что начали возить книги из-за рубежа, а потому, что стали доступны электрические копиравальные аппараты. В СССР, по началу, были такие:
И печка там тоже есть, как и в современных лазерных принтерах и копирах.
Работал на заводе, где их выпускали.
В настоящее время кстати самиздат есть.Сайт где любой может выставить свое творение.
Ну и да, из 1000 парочка действительно неплохих авторов. Другое дело что издательства , видя популярность автора ,заключают договор,печатают или выставляют на литрес и аналоги и закрывают бесплатный доступ .Но если поискать можно найти у пиратов.
А вот у отца, пол комнаты было завалено пачками бумаг! Благо, мама работала в БТД (бюро технической документации). Была возможность распечатать.
И я на сборах макулатуры в первых был!
Печатные машинки, после покупки в магазине, необходимо было зарегистрировать в милиции (или кгб - не суть). Это же касалось и принтеров (да, матричных или с ромашкой), если вдруг такие привозилось в Союз.
Само собой, все АЦПУ в машинных залах также были под контролем. Чтобы было понятно, каждая машинка или ацпушка имеет свой "характер" - недожим каретки или иголки. По ним, имея "слепки" с техники, и выходили на распространителя самиздатов.
И сажали их сполна.
Не хочу как-то шельмовать (или наоборот) это движение. Но в большинстве своём запрет цензоров был оправдан.
А в 82-м я только 2-й класс закончил ))
По вежливому и аргументированному разговору чувствуется школа МИФИ.
Мой сын К закончил в 2005.
Ну, немного бывшая, 2 года как..
Собственно, я от нее отворачивался как от ТП и вообще думал как такую кралю в ИТ занесло. А как сказала про К фак и магистратура ещё, тут меня пробило))
Так что да, марка-бренд. Лодыри не заканчивают и безмозглые.
Ну и всякие там Стругацкие тоже совсем не помогали воспитанию правильного человека. Еще некоторые пытались Толкиена прочитать - вот же враги народа!
Меня пока в Гугле не забанили, вот поискал сейчас: https://educationdata.org/average-student-loan-debthttps://educationdata.org/average-student-loan-debt
Т.е. средний долг после 4 лет учебы - 37.6к. Цифра значительная, но вполне подьемная (и по моему мнению абсолюнто правильная, не должно быть высшее образование бесплатным - в отличие от среднего).
После университета эта цена будет побольше - ну так и зарплата тоже будет куда больше.
--------------
От своей одноклассницы, живущей в США с 1992 года и дочь которой обучалась в Московской консерватории, потому что в штатах стало дорого.
А в целом - речь про цензуру, которой по факту не было. Потому что ограничения не есть цензура. И если Вам так хотелось вырваться их СССР- никто Вас в нем не держал.
Насчет же шуток... Я с марта 2022 стараюсь ничего не писать прямо так, как думаю, потому что иначе сразу в бан попадаю... Вот и выражаю в итоге свой полный восторг действиями российского правительства, а заодно и (в прошлом) политикой руководящей и направляющей силы советского общества. C'est la vie...
Еще раз - спасибо за посты, они практически всегда интересные (с удовольствием недавно прочитал про "Жизнь прекрасна"). Люблю читать Вас и Горбовского.
Возможно, что обучение именно в Консерватории как раз и выросло гораздо больше среднего, но это не обучение в МИФИ или MIT, не обучение инженера в самом простом колледже. Это - экзотика. И, получив подобное музыкальное образование, будет не очень просто вернуть вложенные деньги - просто потому что обществу больше нужны инженеры или врачи, пусть даже менеджеры, а не музыканты (хотя есть очень уважаемая работа преподавателя). Так что надо очень серьезно думать - какую профессию выбирать, куда вкладывать средства, время и усилия! Серьезное образование - это слишком ценная вещь!
Поехать учиться музыке в Москву из США - великолепное решение, минимальная цена при максимальном качестве! Очень, очень разумно.
Я был бы совсем не против получить по окончанию института долг в те самые $40 тысяч, но годовую зарплату в $150-200 тысяч вместо зарплаты пусть даже в $50-80 тысяч, зато без колледжа и без долга! А сколько Вы получали после МИФИ? Наверно, 130 в месяц (у меня было даже меньше)? Практически любой рабочий наверняка получал больше Вас (если Вы не стали исключеним, конечно)...
По конституции РФ цензура "запрещается". Да, всё запрещается, запрещается и запрещается. А запретить никак не могут.
Это точно как в анекдоте:
– Абрам, на Привозе говорят, что твоя дочь – проститутка.
– А у меня вообще дочери нет, у меня сын!
– А кого это теперь волнует!
И что? И ничего. Никто не слышал, никто даже не в курсе что произошло этой весной...