Николай Багратион-Мухранский воевал в Южной Африке, виделся с Черчиллем и был пленником на острове Святой Елены. В конце жизни ему пришлось торговать сигаретами на улицах Тбилиси, но каждый покупатель знал, что перед ним — князь Нико Бур.
Князь Нико был потомком древнего рода Багратиони. Красивый, образованный, он хорошо знал английский, а французский — лучше родного грузинского. Семья Нико была царской, но по уши в долгах. Его отец как-то задолжал Николаю ІІ 600 тысяч рублей. Царь долг простил, но денег больше не давал. Нико пришлось зарабатывать самостоятельно: владел шерстяной фабрикой, потом управлял подрядчиками на Карской железной дороге.
Нико (сидит) вместе со своим знакомым.
С наступлением нового 20-го столетия Багратион-Мухранский отправляется в Санкт-Петербург, потом в Париж, а из Марселя плывет в южноафриканский город Александрия. Он думал, что едет охотиться на львов. А получилось — на англичан.
ТРАНСВААЛЬ, СТРАНА МОЯ, ТЫ ВСЯ ГОРИШЬ В ОГНЕ
Войной для Нико запахло еще в море. В книге воспоминаний «У буров» он признается, что почти ничего не знал о Южной Африке. Соседи по каюте объяснили Нико, что с октября 1899 года республики Трансвааль и Оранжевое Свободное государство противостоят там Британской империи.
Как обычно, корни конфликта уходили в историю. В 1806 году Британия окончательно завоевала голландскую колонию в Африке, и ее жители стали подданными королевы. Новый язык, налоги и английских соседей буры еще кое-как пережили. Но последней каплей для них стала отмена рабства в 1834 году. Компенсацию за освобождение рабов платили мизерную, а обрабатывать без них землю было тяжко — это привело к банкротству фермеров. Поэтому голландцы переселились подальше от англичан, за реку Вааль, где создали два государства. Оба получили признание Британской империи.
Князь Николай Багратион-Мухранский в национальном костюме (второй справа в среднем ряду).
Тихая сельская жизнь закончилась, когда во второй половине 19 века на землях буров нашли залежи алмазов и золота. В регион хлынули толпы шахтеров, в основном британского происхождения, — их называли уитлендерами. Со временем число приезжих вдвое превысило коренное население республик. Они скупили горнодобывающую промышленность и 80% недвижимости, платили высокие налоги, но были абсолютно бесправны. Оказавшиеся в меньшинстве голландские колонисты не давали уитлендерам право голоса, чтобы не потерять контроль над республиками.
Со временем к требованиям уитлендеров присоединилась Британская империя — это было уже серьезно. Лондон настаивал на государственном статусе английского языка, предоставлении мигрантам четверти мест в парламентах, отмене налога на добычу золота. Буры пошли на компромисс, впрочем, англичане посчитали уступки недостаточными. Началась война.
Молодой Нико Бури
И слушал эту историю Нико, и наполнялось сердце его болью за народ бурский. Ведь и сам он был князем маленькой гордой страны. Отойдя от морской болезни, Нико почувствовал готовность защитить Трансвааль ценой собственной жизни.
ДЯДЮШКА ПАУЛЬ ПРИНИМАЕТ В АРМИЮ
В трасваальском городе Претория Нико добивается аудиенции у президента Крюгера, которого буры звали «дядюшкой Паулем». Ожидая приема, Нико успел проникнуться культурой африканеров — подстрелил на охоте пару обезьян и тигра.
В мемуарах князь описывает встречу с президентом, как очень теплую. На ней присутствовали жена Крюгера и знаменитые бурские генералы: Коос Де ла Рей, Петрус Якобус Жубер и Пит Арнольд Кронье. Они обнимали князя и пили кофе, заботливо сваренный первой леди.
Пауль Крюгер — президент Трансвааля в 1883–1900 годах.
Президент Трансвааля был честен и признался, что никогда не слышал о Грузии, но перед расставанием якобы предложил гостю деньги и землю. Князь в ответ обещал на смерть сражаться с английскими люциферами. Так как Нико свободно говорил по-французски, его определили во Французский легион.
КТО СПАСЕТ ЖИЗНЬ ГРУЗИНУ?
24 марта 1900 года Николай Багратион-Мухранский был взят в плен. На допросах присутствовал Уинстон Черчилль — военный корреспондент газеты Morning Star. Британцы не могли понять, что на этой войне забыл грузинский князь.
Нико Бури (в центре) среди буров.
«Я приехал в Африку путешествовать, но когда услышал, что на этих доблестных людей напала могучая Англия, я решил присоединиться к армии буров. Каждая нация имеет право на жизнь», — повторял пленный.
Грузинский шарм не подействовал и Нико приговорили к смерти. Стоя перед расстрельной командой, он сжимал в руке фотографию матери, одетой в традиционное грузинское платье. Руководивший казнью офицер подошел к нему и забрал снимок.
— Кто это? — спросил офицер.
— Это моя мама.
— А ты кто и откуда?
— Я Николай Багратион-Мухранский из Грузии.
Нико крупно повезло, ведь британец знал и уважал его дядю — российского генерала Петра Багратиона-Мухранского, воевавшего против Наполеона. Казнь заменили ссылкой на остров Святой Елены, где свои последние годы в плену провел император Франции.
ПЛЕН НА СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ
Нико провел на острове 7 месяцев. Условия содержания были близки к концлагерным. Кормили плохо, и князь потерял половину своих 130 килограммов. Он скучал по Грузии, рисовал карандашные портреты своей невесты Анны, ходил на бывшую могилку Наполеона и писал письма домой.
Пленные на острове Святой Елены. Нико Бур отмечен стрелкой. На обороте фото подписано 1899
годом. Но пояснение сделано позже, и не самим князем. Автор текста мог ошибиться в дате.
Текст на обратной стороне фотографии. Снимок был подписан позже, и не самим князем. Автор пояснения мог ошибиться в дате.
Одно из писем опубликовала грузинская газета «Иверия». После этого Николай стал на родине героем, а кличка «Бур» прилипла к нему до конца жизни. Корабли из Америки и даже Англии стали привозить подарки от поклонников.
В ноябре 1901 года англичане сжалились и позволили Багратиону-Мухранскому покинуть остров. Правда, за свой счет. К счастью, транспортные расходы взял на себя французский однополчанин грузина, граф Брэда.
Нико Багратиони, его жена Ана Бучкиашвили и дочь Наталья.
На прощание бурские офицеры устроили скромное застолье и вручили князю благодарственное письмо за участие в войне. Через Марсель и Париж Николай добирается в Россию. В Санкт-Петербурге ждали 1000 рублей и письмо от матери. Не теряя ни минуты, он отправляется в Грузию.
После возвращения Нико больше не покидал надолго родной дом. Он остался в Тбилиси, даже когда большевики репрессировали половину его родственников и конфисковали большую часть имущества. Багратион-Мухарский пытался добиться пенсии, как участник англо-бурской войны, но безуспешно.
Николай Багратион-Мухранский, 1919 год.
Выживал князь продажей сигарет и остатков антиквариата. Умер тихо в 1933 году. Могила не сохранилась, на месте кладбища теперь Верийский парк.
В 2011 году президент Грузии Михаил Саакашвили вспомнил о братском белом народе Южной Африки, который тогда переживал кризис после отмены апартеида и прихода к власти черного большинства. Он предложил бурам приехать в Грузию и освоить земли на востоке страны. 30 человек приехали, посмотрели и уехали обратно в ЮАР.
Источник:
- Женщину осудили за убийство мужа после того, как попугай повторил "последние слова" жертвы
- Как ChatGPT избавил пользователя от пятилетней боли в челюсти за одну минуту
"Но последней каплей для них стала отмена рабства в 1834 году. Компенсацию за освобождение рабов платили мизерную, а обрабатывать без них землю было тяжко" - это что, самим работать что ле?
Черчилль - крайний справа.