15322
4
В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?
Хорошее кино — это хороший сценарий. Литературная основа у «Ржева» откровенно слабая. Единственный плюс — отсутствие вымученной лирической линии. Произведение «Искупить кровью» хотя и принадлежит перу писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, но относится скорее к перестроечной обличительной литературе. Тогда была популярна «правда» об участии в войне уголовных элементов, и Кондратьев с огоньком описывал воевавших матёрого уголовника и мелкую шпану. По существу, именно они — главные герои.
Таким же «остреньким» тогда было «показать особиста» — и этот приём стал плоским от избитости в 90-е. В 2019 году то, как уголовник в «Искупить кровью» убивает особиста ради его документов, выглядит уже откровенным идиотизмом.
Таким же «остреньким» тогда было «показать особиста» — и этот приём стал плоским от избитости в 90-е. В 2019 году то, как уголовник в «Искупить кровью» убивает особиста ради его документов, выглядит уже откровенным идиотизмом.
Не основано на реальных событиях
От живописного уголовника-убийцы авторам пришлось отказаться, но в результате повествование в «Ржеве» сразу стало разъезжаться по швам. В жертву «остренькому» принесли минимальное соответствие историческим событиям. Увлёкшись скандальными подробностями, автор «Искупить кровью» вообще ушёл от своего собственного опыта боев за Овсянниково. Ни в повести, ни в фильме отражения реальных боёв апреля 1942 году просто нет. Тогда деревню несколько раз безуспешно пытались взять штурмом. В перестройку В. Кондратьев ознакомиться с документами по тем событиям ещё не мог, создатели «Ржева» — не захотели.
Вместо ожидаемой череды атак на занятую немцами деревню с большими потерями в «Ржеве» разворачивается простенькая история «взяли, а потом оставили деревню».
Что сразу видно при просмотре? Занятая деревня слабо напоминает типовой немецкий опорный пункт времён зимних боёв 1941–1942 годов. Немцы готовили деревню к обороне путём переоборудования нескольких подходящих домов в импровизированные дзоты и сжигали остальные здания. Свободное размещение в деревенских домах на кроватях стало бы самоубийством под огнём советской артиллерии. Это и происходит в фильме, когда от попадания снаряда в дом гибнут люди в перевязочном пункте.
Вместо ожидаемой череды атак на занятую немцами деревню с большими потерями в «Ржеве» разворачивается простенькая история «взяли, а потом оставили деревню».
Что сразу видно при просмотре? Занятая деревня слабо напоминает типовой немецкий опорный пункт времён зимних боёв 1941–1942 годов. Немцы готовили деревню к обороне путём переоборудования нескольких подходящих домов в импровизированные дзоты и сжигали остальные здания. Свободное размещение в деревенских домах на кроватях стало бы самоубийством под огнём советской артиллерии. Это и происходит в фильме, когда от попадания снаряда в дом гибнут люди в перевязочном пункте.
Советские схемы немецких опорных пунктов зимы 1941–1942 годов
Безграмотность? Не думаю!
Предположим, что авторы фильма не смогли изобразить превращённую в опорный пункт деревню, поскольку страдают исторической безграмотностью. Эту версию подтверждает стоящий перед деревней подбитый танк Т-34 с «гайкой» и командирской башенкой. Он явно переместился во времени и пространстве откуда-то с Западной Украины весны 1944 года.
Однако обратим внимание: чем же занимаются герои фильма, заняв деревню? Оборудуют позиции фронтом к противнику? Ну хорошо, вялые попытки они делают, даже приказали куда-то перетащить «спираль Бруно». Реально же «спираль Бруно» никуда не переместили, и в кадре она не появляется; вместо неё — «испанский всадник», рогатка. Попытки закрепиться быстро затухают со смертью одного деятельного сержанта. Солдаты в основном бездельничают, а не машут в поте лица лопатами и топорами.
Всё это выглядит не как глупость, а как вынужденное натягивание сюжета на глобус.
Если мало-мальски оборудовать оборону, то не появится никакой мотивации оставить деревню из-за немецкой контратаки. Тем более глупо будет оставить стандартный опорник с круговой обороной и амбразурами в стенах изб — при том, что пулемётов у роты, как своих, так и трофейных, хватает.
Однако обратим внимание: чем же занимаются герои фильма, заняв деревню? Оборудуют позиции фронтом к противнику? Ну хорошо, вялые попытки они делают, даже приказали куда-то перетащить «спираль Бруно». Реально же «спираль Бруно» никуда не переместили, и в кадре она не появляется; вместо неё — «испанский всадник», рогатка. Попытки закрепиться быстро затухают со смертью одного деятельного сержанта. Солдаты в основном бездельничают, а не машут в поте лица лопатами и топорами.
Всё это выглядит не как глупость, а как вынужденное натягивание сюжета на глобус.
Если мало-мальски оборудовать оборону, то не появится никакой мотивации оставить деревню из-за немецкой контратаки. Тем более глупо будет оставить стандартный опорник с круговой обороной и амбразурами в стенах изб — при том, что пулемётов у роты, как своих, так и трофейных, хватает.
Неубедительно выглядит и нытьё про усиление «сорокапятками». Если кто не знает, «сорокапятки» именно тогда, в 1942 году, были дефицитом. В Овсянникове совершенно не просматривается тот факт, что они действительно нужны. Командование ограничивается посылкой двух пулемётов — и это нормальное усиление на предложенной позиции и при таком соотношении сил.
Ночные кошмары
Лазейку для перехода к долгожданному отходу из деревни и скандалу давала немецкая ночная атака. За светскими разговорами ни о чем титаны тактики её проспали. Однако ночную вылазку по логике сюжета все же требовалось отбить для героизации одного из персонажей. В исходном «Искупить кровью» в спину крадущимся в ночи немцам стреляет, спасая товарищей, герой-уголовник. В «Ржеве» эта роль досталась осколку империи — благообразному крестьянину, ветерану Первой мировой.
Ход неплохой, сердце наименее осведомлённых поклонников «России, которую мы потеряли» удалось завоевать.
Правда, скучные историки в этот момент холодно начали спрашивать насчёт молебнов перед атакой под Нарочью в 1916 году, где с позиционным кошмаром всё было в порядке.
В итоге проблема «как заставить роту уйти из деревни» осталась. Как же её решили создатели «Ржева»? Ни за что не догадаетесь.
Ход неплохой, сердце наименее осведомлённых поклонников «России, которую мы потеряли» удалось завоевать.
Правда, скучные историки в этот момент холодно начали спрашивать насчёт молебнов перед атакой под Нарочью в 1916 году, где с позиционным кошмаром всё было в порядке.
В итоге проблема «как заставить роту уйти из деревни» осталась. Как же её решили создатели «Ржева»? Ни за что не догадаетесь.
Великие и ужасные миномёты
Советская стрелковая рота по приказу командира покидает только что занятое с боем и потерями Овсянниково под угрозой… обстрела 81-мм миномётами. Видимо, в сознании авторов фильма это — чудо-оружие инфернальной разрушительной силы, сама угроза применения которого должна заставлять бежать без оглядки. Не артиллерия больших калибров или авиация, не даже реактивные миномёты — всё это было в реальных ржевских боях. Нет, банальные батальонные миномёты, под огнём которых можно отсидеться в минимально подготовленной полевой обороне, встретив атакующих после «могучего» удара 81-мм мин немцев пулемётным огнём.
Совершенно немотивированный уход из важного опорного пункта предсказуемо вызывает неудовольствие и даже ярость командования в лице командира батальона. Это действительно ничем не оправданная трусость, в которую предлагают поверить (и оправдать) создатели «Ржева».
И что, хоть кто-то в это всё поверил?
Совершенно немотивированный уход из важного опорного пункта предсказуемо вызывает неудовольствие и даже ярость командования в лице командира батальона. Это действительно ничем не оправданная трусость, в которую предлагают поверить (и оправдать) создатели «Ржева».
И что, хоть кто-то в это всё поверил?
«Стратегическое» значение
Вообще, имея слабую литературную базу, авторы фильма попытались приложить к ней свои очень умелые ручки. В результате атака «какой-то» роты на деревню якобы имитирует наступление, отвлекающее от удара прибывающей откуда-то из тумана «30-й армии». Всё это крайне беспомощно.
В реальной жизни Овсянниково изначально находилось в полосе 30-й армии. Впрочем, в некоторых моментах авторам «Ржева» удалось отойти от крупиц реализма, которые были в «Искупить кровью». Так, у Кондратьева удачную атаку деревни обеспечили танки. В «Ржеве» танков в начале фильма нет.
Листовки
История с листовками, может быть, и выглядела глупым самоуправством в 1980-е. Сейчас же мы знаем, что пропаганда велась на всю катушку, и в немецких сводках присутствовали две графы: «пленные» и «перебежчики» (в том числе с листовками в руках). Перебежчики при этом могли сдавать систему обороны и её слабые места.
Требование комиссара и особиста не брать листовки выглядит на экране в 2019 году вполне разумным. Дело не в доверии — перебежчиками двигал сиюминутный страх и стремление выжить любой ценой.
Требование комиссара и особиста не брать листовки выглядит на экране в 2019 году вполне разумным. Дело не в доверии — перебежчиками двигал сиюминутный страх и стремление выжить любой ценой.
Этот фильм не про Ржев
Итог: перед нами малореальная история, которая никак не может стать символом боёв за Ржев, куда более масштабных и напряжённых. Заявленный в финальных титрах миллион погибших под Ржевом — не более чем городская легенда, которую не оправдать даже кровавыми нелепицами, только что прошедшими перед зрителем.
АЛЕКСЕЙ ИСАЕВ
АЛЕКСЕЙ ИСАЕВ
Источник:
Ссылки по теме:
- 8 интересных фактов о фильме «Сорок первый»
- Дети-актёры, которые сегодня выглядят совершенно иначе
- Звезды «Ералаша» 20 лет спустя
- Да пребудет с тобой сила и со всеми нами!
- 10 интересных фактов о фильме «Баллада о солдате»
Новости партнёров
реклама
С локальной точки зрения - провальная.
Но итог - немцы не взяли Москву и не смогли усилить штурм Питера.
Да и Ленинград в 43-ем никто уже штурмовать не собирался, после "Искры"
Если хочу посмотреть кино про войну ,
смотрю советские фильмы .Всё, что снято после СССР "дешевка", за крайне редким исключением... .
Мнение моё личное !
Ждём обзор Бэда.
Как он бедолага весь этот треш смотрит....
и совсем ничего, что это художественный фильм)))
буду смотреть, как в сети появится.
интересно.
И Берлин они же штурмом взяли. Это тоже "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ" фильмы
о чем ты сейчас???
говном покидаться?
мне неинтересно.
Поэтому на тему исторического соответствия почитать Исаева стоит.
Ну, а если вам больше пыщь-пыщь и трах-трах, то зачем было читать?
Лукавые цифры Алексея Исаева
В очередном опусе изобретателя военного новояза, как всегда, нет глубокого анализа, поучительности и полезных для современности выводов.
Книги военного историка Алексея Исаева, посвященные переломному в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн 1943 году, отличают те же особенности, что и другие труды этого весьма плодовитого автора. Это крайняя фрагментарность изложения и весьма выборочное цитирование источников. Цельной картины не получается, но Исаеву это и не надо. Его задача – дать отдельные яркие мазки событий, подтверждающие основные выводы.
Продолжение, кому интересно, про этого графомана тут: https://www.vpk-news.ru/articles/17987https://www.vpk-news.ru/articles/17987
А так-то и супермен с росомахой кассу собирают при полном отсутствии реальности в фильме.
Наше кино уже зае-бало бредом про кровавых комисаров, загранотрядах, тупизной командиров... [мат] "одичалый конвой доедающий беглеца"... зае-бали боливудские спецэффекты и отсутсвие сюжета, режиссерской и операторской работ... [мат] горе-актеры, которые по уровню игры годны для сельского драмкружка...