13334
7
Темы, связанные с отправкой естественных потребностей, люди обычно стыдливо обходят вниманием, хотя в действительности вопросы санитарного, скажем так, характера всегда имели огромное значение в жизни человеческого общества.
На самом деле канализация и туалет не столь давно получили всеобщее распространение.
На самом деле канализация и туалет не столь давно получили всеобщее распространение.
Но люди как-то справлялись и без них. Скажем, в средние века отношение к отправке естественных потребностей было несколько иным, чем сейчас. Оно определялось не только общепринятыми нормами приличия, но и религиозными взглядами.
Для средневекового человека мир был полярен – все, что хорошо и красиво, это от Бога, а все, что мерзко и вызывает отвращение – от дьявола. Естественно, связывались с дьяволом мочеиспускание и дефекация. Запах кишечных газов считался дьявольским. Люди верили, что колдуны и ведьмы употребляют в пищу экскременты.
Для средневекового человека мир был полярен – все, что хорошо и красиво, это от Бога, а все, что мерзко и вызывает отвращение – от дьявола. Естественно, связывались с дьяволом мочеиспускание и дефекация. Запах кишечных газов считался дьявольским. Люди верили, что колдуны и ведьмы употребляют в пищу экскременты.
Вместе с тем особыми правилами поведения в связи с отправкой естественных потребностей средневековые люди себя не ограничивали. Это сейчас громко выпустить кишечные газы считается неприличным действием, хотя деликатные люди сделают вид, что ничего не заметили. В средние века все было немного иначе. Не стеснялись кишечных газов даже короли и князья.
Например, великий граф Сицилии Рожер I, правивший островом в конце XI – начале XII вв., имел привычку выпускать кишечные газы, не стесняясь присутствия посторонних. И делал это даже тогда, когда принимал иностранных посланников. Примерно таким же был и уровень личной гигиены. Например, Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то лишь потому, что так настояли придворные медики, опасавшиеся за здоровье царственной особы. Такое поведение казалось естественным, а вот на чрезмерных «чистюль» смотрели скорее с подозрением. Не случайно европейцев так удивляли русские или восточные обычаи, предписывавшие следить за собой, за состоянием своего тела.
Например, великий граф Сицилии Рожер I, правивший островом в конце XI – начале XII вв., имел привычку выпускать кишечные газы, не стесняясь присутствия посторонних. И делал это даже тогда, когда принимал иностранных посланников. Примерно таким же был и уровень личной гигиены. Например, Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то лишь потому, что так настояли придворные медики, опасавшиеся за здоровье царственной особы. Такое поведение казалось естественным, а вот на чрезмерных «чистюль» смотрели скорее с подозрением. Не случайно европейцев так удивляли русские или восточные обычаи, предписывавшие следить за собой, за состоянием своего тела.
×
Что уж говорить о простых рыцарях и тем более о крестьянах или городской черни! Описывая трактиры, авторы того времени в красках повествовали о том, как вели себя посетители — рыгали, испускали кишечные газы, справляли нужду, совершенно не стесняясь окружающих. Образованные люди стеснялись такого поведения своих соплеменников, но ничего не могли с ними поделать — в то время представления об этикете отсутствовали даже у самых знатных людей, точнее, были весьма специфическими.
Известный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский в своих работах много внимания уделял этой деликатной теме. Он, конечно, подвергал бестактные привычки своих современников критике, но признавал, что лучше, чем терпеть, все же своевременно выпускать газы, дабы не наносить вреда своему здоровью.
Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри, — писал Эразм Роттердамский в 1530 году в сочинении «О приличии детских нравов».
Как правило, большинство простолюдинов в те времена справляли естественные потребности где угодно. Шел, захотелось «по-большому» или «по-маленькому» — сходил. Все относились к этому процессу как чему-то очень обыденному, но при этом не чурались показывать друг другу кучи экскрементов на улицах.
У более продвинутых людей были ночные горшки, содержимое которых, за отсутствием каких-либо специальных систем и даже ям, просто выливалось на улицы. По средневековым городам текли зловонные ручьи. Люди, жившие на вторых и третьих этажах, имели привычку не утруждать себя спускаться вниз, а выливать содержимое горшков прямо из окон, поэтому прохожего в любой момент могли облить вонючей жидкостью.
Известный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский в своих работах много внимания уделял этой деликатной теме. Он, конечно, подвергал бестактные привычки своих современников критике, но признавал, что лучше, чем терпеть, все же своевременно выпускать газы, дабы не наносить вреда своему здоровью.
Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри, — писал Эразм Роттердамский в 1530 году в сочинении «О приличии детских нравов».
Как правило, большинство простолюдинов в те времена справляли естественные потребности где угодно. Шел, захотелось «по-большому» или «по-маленькому» — сходил. Все относились к этому процессу как чему-то очень обыденному, но при этом не чурались показывать друг другу кучи экскрементов на улицах.
У более продвинутых людей были ночные горшки, содержимое которых, за отсутствием каких-либо специальных систем и даже ям, просто выливалось на улицы. По средневековым городам текли зловонные ручьи. Люди, жившие на вторых и третьих этажах, имели привычку не утруждать себя спускаться вниз, а выливать содержимое горшков прямо из окон, поэтому прохожего в любой момент могли облить вонючей жидкостью.
В XIV веке, к примеру, в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, поэтому местные жители справляли нужду либо в Темзу, либо просто на улице. Знать, конечно, вела себя несколько «поприличнее» — покупала ночные горшки и активно их использовала, но такой горшок мог находиться в том же зале, где принимали гостей, и в этом, опять же, никто не видел ничего зазорного. Если ночной горшок отсутствовал, мочились обычно в камин. Доходило до того, что многие дамы в длинных платьях вообще просто мочились под себя. И это считалось в порядке вещей.
В некоторых дворцах, впрочем, все же были отдельные туалетные комнаты, но они были обычно совмещены с залами для приема гостей. Поэтому пока одни гости общались и трапезничали, другие тут же могли справлять естественную нужду. И никого такое положение дел не смущало. Например, в ратуше Йорка лишь в XVII веке была возведена стена, отделившая уборную от переговорного зала.
В некоторых дворцах, впрочем, все же были отдельные туалетные комнаты, но они были обычно совмещены с залами для приема гостей. Поэтому пока одни гости общались и трапезничали, другие тут же могли справлять естественную нужду. И никого такое положение дел не смущало. Например, в ратуше Йорка лишь в XVII веке была возведена стена, отделившая уборную от переговорного зала.
Кроме того, в некоторых крупных европейских городах жилые дома имели специальные туалетные комнаты на втором или третьем этажах, нависавшие над улицей. Можно себе представить негодование случайного прохожего, которому доводилось пройти под такой пристройкой в самый неподходящий момент!
Единственным настоящим санитарным служителем средневекового европейского города в то время был только дождь, но его надо было еще дождаться. Дождь смывал нечистоты с городских улиц, и тогда по Парижу и Лондону, Бремену и Гамбургу текли потоки фекалий. Некоторые реки, в которые они стекали, даже получили характерные названия типа «речка-дерьмо».
Даже в сельской местности, и то было попроще с санитарными вопросами, учитывая меньшую скученность населения и возможность оборудования во дворах выгребных ям. Впрочем, большинство крестьян созданием выгребных ям себя не озадачивало и справляло нужду в любом месте.
На фоне гражданского населения куда более обстоятельно подходили к делу оборудования отхожих мест военные. Еще во времена Римской империи легионеры, как только располагались для обустройства лагеря, первым делом рыли ров, а вторым – латрину. В средние века в простых укреплениях, представлявших собой просто защищенные валами поселения, нужду справляли в обычную выгребную яму. Строительством специальных сооружений никто не озадачивался. Они имелись лишь в каменных замках. Здесь оборудование отхожих мест было продиктовано как самой спецификой укреплений, так и заботой о безопасности гарнизона крепости.
Единственным настоящим санитарным служителем средневекового европейского города в то время был только дождь, но его надо было еще дождаться. Дождь смывал нечистоты с городских улиц, и тогда по Парижу и Лондону, Бремену и Гамбургу текли потоки фекалий. Некоторые реки, в которые они стекали, даже получили характерные названия типа «речка-дерьмо».
Даже в сельской местности, и то было попроще с санитарными вопросами, учитывая меньшую скученность населения и возможность оборудования во дворах выгребных ям. Впрочем, большинство крестьян созданием выгребных ям себя не озадачивало и справляло нужду в любом месте.
На фоне гражданского населения куда более обстоятельно подходили к делу оборудования отхожих мест военные. Еще во времена Римской империи легионеры, как только располагались для обустройства лагеря, первым делом рыли ров, а вторым – латрину. В средние века в простых укреплениях, представлявших собой просто защищенные валами поселения, нужду справляли в обычную выгребную яму. Строительством специальных сооружений никто не озадачивался. Они имелись лишь в каменных замках. Здесь оборудование отхожих мест было продиктовано как самой спецификой укреплений, так и заботой о безопасности гарнизона крепости.
Строители средневековых крепостей додумались оборудовать отхожие места в эркерах, вынося их за крепостную стену. Отходы, таким образом, падали в крепостной ров. Если обратить внимание на картины Питера Брейгеля или Иеронима Босха, то мы видим, что аналогичным образом были оборудованы сортиры и во многих богатых домах того времени. Отхожие места выносили за стену сооружения и они как бы нависали над каналами и рвами. Такой принцип строительства позволял не заботиться о создании и чистке выгребной ямы на территории крепости или замка. Часто туалеты размещали вблизи дымохода, чтобы посетителям «заведения» было теплее суровыми зимами.
В средневековых замках специальные ниши, оборудованные для отправки естественных экскрементов, были совмещены с гардеробами – в них хранили верхнюю одежду, поскольку считали, что пары и запах аммиака отпугивают паразитов. За состоянием гардеробов следили оруженосцы. Начинающий оруженосец именно с уборки гардеробов и приступал к своей службе.
В средневековых замках специальные ниши, оборудованные для отправки естественных экскрементов, были совмещены с гардеробами – в них хранили верхнюю одежду, поскольку считали, что пары и запах аммиака отпугивают паразитов. За состоянием гардеробов следили оруженосцы. Начинающий оруженосец именно с уборки гардеробов и приступал к своей службе.
В более крупных замках, впрочем, подобные туалеты не могли обеспечить потребности многочисленных крепостных гарнизонов. Поэтому в стороне от основного укрепления строили специальную башню – данцкер, соединенную галереей – переходом с основной крепостью. Башня была укреплена, но переход в случае серьезной осады подлежал блокировке или уничтожению. Кстати, именно невнимательное отношение к безопасности данцкера в свое время погубило крепость Шато-Гайар Ричарда Львиное Сердце. Воины противника смогли пробраться в крепость через ходы данцкера.
Как правило, башню-данцкер строили над рвом, каналом или рекой. Иногда сооружали довольно сложные конструкции, в которых для смыва нечистот использовалась дождевая вода, накапливавшаяся в специальных резервуарах. Такая конструкция, например, присутствовала в замке Бург Эльц. Если же год выдавался засушливым и дожди почти не шли, то нечистоты приходилось убирать вручную.
В 1183 году в Эрфурте пировали гости императора Фридриха. Во время пира пол общей залы, которая находилась над выгребной ямой, не выдержал воздействия испарений, многие годы точивших дерево, и рухнул. Прямо в выгребную яму с 12-метровой высоты полетели гости императора. В нечистотах утонули один епископ, восемь князей и около ста знатных рыцарей, присутствовавших на приеме. Повезло императору Фридриху – он смог зацепиться за обломок окна и провисел в таком положении около двух часов, пока его не спасли. Непосредственным же виновником произошедшего был как раз комендант крепости, который, по всей видимости, пренебрегал своими обязанностями и не организовывал своевременную чистку выгребной ямы.
Как правило, башню-данцкер строили над рвом, каналом или рекой. Иногда сооружали довольно сложные конструкции, в которых для смыва нечистот использовалась дождевая вода, накапливавшаяся в специальных резервуарах. Такая конструкция, например, присутствовала в замке Бург Эльц. Если же год выдавался засушливым и дожди почти не шли, то нечистоты приходилось убирать вручную.
В 1183 году в Эрфурте пировали гости императора Фридриха. Во время пира пол общей залы, которая находилась над выгребной ямой, не выдержал воздействия испарений, многие годы точивших дерево, и рухнул. Прямо в выгребную яму с 12-метровой высоты полетели гости императора. В нечистотах утонули один епископ, восемь князей и около ста знатных рыцарей, присутствовавших на приеме. Повезло императору Фридриху – он смог зацепиться за обломок окна и провисел в таком положении около двух часов, пока его не спасли. Непосредственным же виновником произошедшего был как раз комендант крепости, который, по всей видимости, пренебрегал своими обязанностями и не организовывал своевременную чистку выгребной ямы.
Интересно, что наиболее «продвинутыми» в техническом отношении туалетами в средние века обладали монастыри. Это было связано со строгими монастырскими нравами – считалось, что монахам полагается жить не только в духовной, но и в физической чистоте. Поэтому в монастырях существовали специальные системы вывода сточных вод – или по канализационным трубам, или через специальные канавы, которые копались под сортирами. Так как естественную нужду в монастырях чаще всего справляли по часам, монастырские туалеты оборудовались большим количеством отверстий. Монахи старались содержать отхожие места в чистоте, по крайней мере настолько, насколько это было возможно, учитывая реалии того времени.
Проблемы с организацией санитарного обслуживания европейских городов сохранялись даже в XVII веке. В Лувре пришлось достраивать крепостные стены, поскольку объем фекалий, сваливавшихся в крепостной ров, стал настолько большим, что уже выпирал за пределы рва. И это была проблема не только Лувра, но и многих других европейских крепостей.
Версальский дворец сегодня представляется нам символом французской изысканности, хороших манер. Но если бы современный человек побывал на балу в Версале при Людовике XIV, он бы подумал, что находится в лечебнице для умалишенных. Например, самые знатные и красивые дамы двора могли спокойно во время разговора отойти в угол и справить, присев, малую и даже большую нужду. Иногда такое поведение они позволяли себе даже в соборе.
Рассказывают историю о том, как посол испанского двора на аудиенции у короля Людовика XIV не выдержал вони и попросил перенести встречу в парк. Но в парке посол просто потерял сознание – оказалось, что парк использовался главным образом для сваливания в кустах и под деревьями куч экскрементов, а также для отправки большой и малой нужды во время прогулок.
Это, конечно, может быть и байка, но факт остается фактом – до XIX века с гигиеной в европейских городах и замках было не все гладко.
Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него, — рассказывал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».
Таким благодетелем, к сожалению для европейцев, оказалось лишь время. Технический прогресс и развитие общественных нравов постепенно привели к тому, что туалетная комната стала рассматриваться как неотъемлемый компонент благоустроенного жилища. В европейских городах появились централизованные канализационные системы, а собственными туалетами обзаводились уже не только представители обеспеченных слоев населения, но и самые обычные люди.
© Илья Полонский
Проблемы с организацией санитарного обслуживания европейских городов сохранялись даже в XVII веке. В Лувре пришлось достраивать крепостные стены, поскольку объем фекалий, сваливавшихся в крепостной ров, стал настолько большим, что уже выпирал за пределы рва. И это была проблема не только Лувра, но и многих других европейских крепостей.
Версальский дворец сегодня представляется нам символом французской изысканности, хороших манер. Но если бы современный человек побывал на балу в Версале при Людовике XIV, он бы подумал, что находится в лечебнице для умалишенных. Например, самые знатные и красивые дамы двора могли спокойно во время разговора отойти в угол и справить, присев, малую и даже большую нужду. Иногда такое поведение они позволяли себе даже в соборе.
Рассказывают историю о том, как посол испанского двора на аудиенции у короля Людовика XIV не выдержал вони и попросил перенести встречу в парк. Но в парке посол просто потерял сознание – оказалось, что парк использовался главным образом для сваливания в кустах и под деревьями куч экскрементов, а также для отправки большой и малой нужды во время прогулок.
Это, конечно, может быть и байка, но факт остается фактом – до XIX века с гигиеной в европейских городах и замках было не все гладко.
Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него, — рассказывал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».
Таким благодетелем, к сожалению для европейцев, оказалось лишь время. Технический прогресс и развитие общественных нравов постепенно привели к тому, что туалетная комната стала рассматриваться как неотъемлемый компонент благоустроенного жилища. В европейских городах появились централизованные канализационные системы, а собственными туалетами обзаводились уже не только представители обеспеченных слоев населения, но и самые обычные люди.
© Илья Полонский
Источник:
Еще крутые истории!
- Девушка влюбилась в бедуина и переехала в его пещеру
- "Я только начинаю": 32-летний мужчина в 2025 году станет отцом 100 детей
- Беспилотное такси не останавливалось и кружило по парковке в Лос-Анджелесе: пассажир опоздал на самолет
Новости партнёров
реклама
Не знаю, кто придумал баню в северных странах, - Россияне, Финны, Шведы или Прибалты. Во всяком случае, суббота везде считался "банный день" чтобы в воскресение можно было надеть чистую одежду и пойти в церковь (после распространения христианства). В банях всегда принимали роды, если была такая возможность.
А в озерах, реках и море всегда мылись и купались, только это считалось для черни, или для солдат в походе.
Изначально на Руси не было специальных строений или отдельных комнат в домах, предназначенных для справления нужды. Малочисленное население, занимавшее широкие просторы Восточной Европы, обитало в бревенчатых постройках, расположенных на приличном расстоянии друг от друга. Поэтому для естественных потребностей отводили особое место, которое называлось отхожим, потому что требовалось отойти от дома, чтобы справить нужду. Все жители знали, где находится такое место. Разумеется, его время от времени чистили, чтобы не засорять окружающее пространство, просто закапывая фекалии в землю. Затем рядом с каждой избой появился деревянный сортир, который позволял людям не только уединиться, спрятавшись от посторонних глаз, но и защищал от ветра с дождем. И сегодня многие россияне пользуются такими «удобствами». «Домострой» известный памятник русской литературы XVI века уделяет много внимания вопросам гигиены, призывая людей жить в чистоте и опрятности.
Традиции православия
Московский протоиерей Георгий Крылов в своей научной работе «Понятие скверна“ (»погань») в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве» написал, что в XI-XV веках люди не противопоставляли духовную и телесную чистоту. Если что-то оскверняло тело, то и душа считалась запачканной. Поэтому добропорядочные христиане стремились соблюдать гигиену. Например, нельзя было молиться, не помыв руки. Религиозный памятник XII века «Вопрошание Кириково» (Се иесть въпрошние Кюриково, иеже въпроша иепископа ноугородьского Нифонта и инехъ), написанное известным православным мыслителем Кириком Новгородцем, дает людям ряд конкретных указаний, как сохранить душевную, а значит, и физическую чистоту. Автор канонического текста указывает, что любое действие человека может быть оценено с нравственной точки зрения. Поэтому соблюдение правил гигиены является важным аспектом духовной борьбы со злом. Туалет на Руси, как и баня, с точки зрения христиан считался местом скверны. После посещения обоих этих помещений необходимо было очиститься, умывшись дома или даже окатив себя с ног до головы ключевой водой.
В печку залезали и мылись.
В большинстве крестьянских дворов бань вообще не было. Люди мылись с весны до осени в озерах и реках, в баню, если она была ходили в лучшем случае раз в 2-3 месяца или того реже перед большими праздниками – 2-3 раза в год. Это советское исследование, на основе археологии и прочих свидетельств.
Кстати, я Россию считаю европейской страной, если что.
"Чтобы не вонять" -тут по-моему одним из мифов пахнет.
Древние и средневековые люди были сугубо прагматичными, так что если флакон духов стоил меньше ведра воды, а религия мыться запрещала-тогда да, ты прав) Кстати, гораздо интереснее возникшая немного позже причина моды на карманных собачек.
Ситуация была точно такая же. Различие в том, что русские варвары жили более дворами, а не лондонскими многоэтажками, а в свой двор горшок не будешь выливать- поэтому, или на улицу, или золотарями пользовались.
Если насчет канализации и водопровода-то в той же Москоу-сити при Иване3 ковыряться с трубами начали итальянские архитекторы (Фрязин), а до полноценной канализацией дошли уже при императрицах-Екатеринах. А то был случай какой-то знатный англичанин в нечистотах первопрестольной прямо на улице утоп)
Чума тоже случалось регулярно, но проходила сравнительно легко, опять же из-за низкой урбанизации и невысокой плотности заселения городских.
Мне лесник показывает сухостой, который надо убрать, что бы лес жил нормально. По сути это его работа - убирать все это. Но так и он не в накладе и я так же. За несколько лет я у родителей на даче очистил лес так, что там земляника и голубика начали расти. И кролики иногда приходят. А раньше был бурелом какой то, шагу не ступить. И пахло гнильем постоянно.
Еще можно было путешественникам архимандритский ДМС получить, не все это могли себе позволить, но от заражений он хорошо помогал.
Крепостное право, понятно, в 1974-м отменили, но и ввели не так давно, до этого неплохо работал царьград-тур, татар-круиз, так что не все так было мрачно.