11830
9
Как Султан стал Мухтаром, сколько собак снималось в фильме и что осталось у Льва Дурова на память о съёмках.
Однажды писатель Израиль Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Заинтересовавшись необычным экспонатом, писатель выяснил, что это Султан — легендарный милицейский пёс, который участвовал в задержании более тысячи преступников и нашёл похищенное имущество на сумму примерно в три миллиона рублей.
Султан работал во время блокады Ленинграда, его дважды ранили преступники, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушимн. Любитель собак Меттер познакомился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и о роли кинологов в розыскной работе. Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма.
Султан работал во время блокады Ленинграда, его дважды ранили преступники, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушимн. Любитель собак Меттер познакомился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и о роли кинологов в розыскной работе. Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма.
×
На роль Мухтара сначала взяли трёх собак — Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой.
Главную роль режиссёр Семён Туманов сразу предложил Юрию Никулину. «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» — возразил актёр, но режиссёра это не смутило. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров».
Съёмки начались с эпизода, в котором Мухтар и Глазычев шли по следу рецидивиста… И сразу возникли неожиданные проблемы. Метель создавали мощные ветродуи, которые работали с таким воем, что собаки в ужасе разбегались. Тогда съёмочная группа задумалась о четвёртом псе. Когда-то на «Мосфильм» пришло письмо от инженера, который был страстным собаководом и написал свой вариант сценария по повести «Мухтар». Он рассказал, что у него есть умнейший Дейк, который запросто справится с ролью. Пёс был расписан так, как будто мог не только сыграть, но и снять фильм… Инженера вызвали вместе с собакой. И действительно — Дейк не боялся ветродуев, выполнял любые команды, был очень артистичным и сыграл большую часть роли.
В сцене, где Мухтар бросался на свою бывшую хозяйку, вместо Аллы Ларионовой снимали дублёршу. Девушку обмотали войлоком, надели поверх толстую шубу и выпустили Дейка. Наблюдавшей за съёмками Ларионовой работа дублёрши не понравилась, и она всё-таки настояла на своём участии. Дрессировщик так переживал за актрису, что бросался оттаскивать собаку на середине сцены и испортил четыре дубля. На пятый раз режиссёр попросил ассистентов держать дрессировщика до тех пор, пока не будет дана отмашка.
Помощником звукооператора работал молодой актёр Олег Шкловский. Когда искали актёров, которые согласятся подвергнуться нападению служебной собаки, многие отказывались, а Шкловский вызвался добровольцем. Он сыграл эпизодическую роль преступника, укравшего окорок из магазина. Оказалось, что актёры боялись совершенно напрасно — на съёмках собака всё время пробегала мимо бандита. В конце концов сцену решили не переснимать, так как действие всё равно происходило в темноте.
Кому не повезло с собаками, так это Льву Дурову. Актёр играл рецидивиста Рыбу, которого должен был задержать пёс. Мухтара в этой сцене играл Байкал, который отличался суровым нравом и однажды на задержании серьёзно погрыз человека. Дурова он воспринял как настоящего преступника — сбил с ног, вцепился, начал таскать по земле и подбираться к горлу. Актёр попытался сунуть ему в пасть защитный рукав, но Байкал его отшвырнул… Все происходило буквально секунды, но, когда собаку оттащили, на Дурове по его воспоминаниям остались только «трусы да валенки», и шрам на ноге на память о съёмках.
Для съёмок финала фильма, когда Мухтар приходит в себя после ранения, собаке надо было придать больной вид. К лапе привязали кусочек проволоки, которая слегка покалывала при ходьбе, и пёс старался на неё не наступать. Голову обмотали бинтами, а шерсть намазали вишнёвым сиропом, чтобы она выглядела свалявшейся.
После выхода фильма кличка обрела небывалую популярность — Мухтары всех пород были почти в каждом дворе… Юрию Никулину стали дарить щенков служебных собак, и он не знал, как уговорить собаководов этого не делать. Актёр шутил, что пора снимать вторую часть и назвать её «От меня, Мухтар!».
Источник:
Ссылки по теме:
- Интересные факты о сериале "Ликвидация"
- 6 интересных фактов о фильме «Дети понедельника»
- 5 интересных фактов о фильме "Усатый нянь"
- Непростые герои Михаила Ульянова
- 6 интересных фактов о фильме «Брат»
Новости партнёров
реклама
Хозяин собаки, Михаил Давидович Длигач, в самом начале обратился к Никулину с необычной просьбой: Я прошу, чтобы вы называли меня просто Мишей. А я вас Юрой. Нужно об этом договориться сразу. И не потому, что я хочу быть с вами на короткой ноге, это нужно для него, он кивнул на овчарку. И будем на ты . Собака сразу должна узнать твое имя. Юрий Владимирович ей трудно запомнить. Когда ты будешь называть меня Мишей, она поймет, что ты обращаешься ко мне. И еще не предлагай ему никакой еды и не зови его, а то он на тебя бросится .
Вот как вспоминал эти съемки сам Юрий Владимирович Никулин.
С первых минут знакомства я понял, что Михаил Длигач относится к своей собаке как к человеку. Он не сомневался в том, что она понимает все, о чем говорят люди. В то же время я заметил, что собака действительно мгновенно выполняет любую его команду, реагирует на интонации голоса.
Я помнил, что меня просили ничего не давать собаке. Но все-таки вытащил кусок колбасы из портфеля и посмотрел на пса. Тот, естественно, повернулся в мою сторону, взглянул на колбасу, потом мельком на меня и отвернулся. Колбасу я съел сам.
На студии продолжали снимать сцены без участия собаки. Но тем не менее, чтобы Дейк ко мне постепенно привык, его приводили в павильон. По ходу сцены я сидел за столом, а Михаил Длигач говорил Дейку:
Сидеть с Юрой.
Пес подходил ко мне и садился рядом.
Пусть он посидит с тобой, говорил Длигач. Неважно, что он не снимается. Вам необходимо привыкнуть друг к другу. Дейк запомнит твой запах, постепенно будет считать тебя своим. Ведь вам во многих сценах придется быть рядом.
Во время обеденного перерыва собака пошла вместе с нами в столовую. Я ел, а она сидела рядом.
К вечеру Длигач сказал:
Завтра принеси пару сосисочек.
На другой день я вошел вместе с Длигачем в специальную комнату, где находился Дейк. Он увидел меня и зарычал.
Сидеть, сказал Длигач. Юра, вынь сосиски и дай мне.
Я протянул сосиски хозяину. Он передал их собаке. Дейк стал есть.
Вот видишь, сказал Михаил, обращаясь к Дейку, это Юра принес тебе сосиски, Юра.
На другой день мне велели принести печенку. Просьбу я выполнил. Все повторилось: сначала я отдал печенку хозяину, а тот, говоря: Это Юра тебе печенку принес, Юра , передал ее Дейку. Потом я принес любительскую колбасу. Снова та же церемония. Я не выдержал и спросил:
А почему нельзя мне самому давать еду?
Он из чужих рук не берет, спокойно ответил Длигач, может броситься.
Через неделю я вошел в комнату, где были хозяин с собакой, и услышал радостный возглас:
Смотри, смотри, Юра! показывал Михаил на хвост Дейка. Ты видишь?!
И я увидел, что кончик собачьего хвоста шевелится.
Ну, ничего себе, заметил я, неделя понадобилась для того, чтобы кончик хвоста задергался. Сколько же нужно, чтобы хвост вилял вовсю?
Время, время, и все будет, заверил Длигач.
Действительно, через два дня я впервые дал Дейку колбасу. Пес посмотрел на меня с недоумением.
Бери, бери, разрешил Длигач, это Юра тебе принес. У Юры можно брать.
Дейк неохотно принялся есть.
А как-то Длигач положил ладонь на голову собаки и попросил, чтобы я свою ладонь положил сверху. Потихоньку Михаил убрал свою руку из-под моей, и моя ладонь оказалась на голове собаки. Дейк покосился на меня и тихо зарычал.
Сидеть! Спокойно произнес Длигач. Спокойно, Дейк.
У меня было ощущение, будто под моей рукой работает динамо-машина.
Как-то мы шли вместе по коридору Мосфильма . Поводок от Дейка держал Длигач. Незаметно он передал его мне, а сам остановился. Собака шла вперед, не зная, что поводок у меня. Так мы прошли метров десять. Вдруг собака остановилась, повернулась и увидела, кто ее ведет.
Дейк! Спокойно! крикнул Длигач. Иди вперед. Это Юра. Это Юра, который приносит тебе сосиски и колбасу, иди вперед.
Собака нехотя сделала несколько шагов.
Говори ей вперед . Давай команду, попросил Длигач.
Вперед, вперед не очень уверенно скомандовал я.
Собака нехотя пошла вперед. Поводок был крепко намотан на мою руку. Тут Длигач присвистнул. И собака так рванулась к хозяину, что я упал, и она протащила меня несколько метров.
Постепенно мы с Дейком подружились. И вот, наконец, последнее испытание: меня посадили в клетку вместе с собакой, пригласили осветителей, шоферов, плотников и попросили их бить по клетке палками, будто они на нас нападают. Дейк в бешенстве кидался на решетку и яростно лаял. Он защищал меня.
Вот видишь, говорил мне потом Длигач, раз он тебя защищает, значит, действительно признал. Теперь можно начинать съемки .
Летом, когда уже проводили досъемки фильма, семья Никулина уехала на дачу. И Юрий Владимирович пригласил Длигача переехать с Дейком к себе.
Как-то около пяти часов утра сквозь сон я услышал, как Дейк, стуча по паркету лапами, вошел в мою комнату и начал стаскивать с меня одеяло. Спросонья я ничего не мог понять.
Что тебе надо? спросил я собаку.
Дейк посмотрел на меня и повернул морду к окну.
Я понял, что собака просится погулять. Надо же, подумал я. Хозяин спит рядом, а она пришла за мной . Мне стало приятно. Я встал, быстро оделся и вывел Дейка на улицу.
С тех пор Дейк каждое утро будил меня, и мы шли с ним гулять .
Когда съемки фильма закончились, Никулин, который очень привязался к Дейку, сказал Длигачу, что собака его полюбила больше, чем хозяина. Длигач удивился:
С чего это ты взял?
А с того, что три последние недели Дейк каждое утро будил меня! И просил, чтобы я с ним шел погулять. Хотя ты, хозяин, спал в соседней комнате.
Длигач засмеялся и сказал:
Так вот знай каждое утро он будил меня, а я ему говорил: Иди к Юре. Он с тобой погуляет .
Из четырех собак, снимавшихся в роли Мухтара, самым талантливым артистом оказался Дейк.
В самом начале работы Длигач (хозяин Дейка) обратился к Никулину с просьбой:
Юрий Владимирович, разрешите мне называть вас Юрой.
Никулин удивленно посмотрел на него.
Видите ли, пояснил Длигач, мой Дейк любит короткие имена: Юрий Владимирович для него слишком длинно. Я буду подавать ему команду: Иди к Юре! . А каждый раз говорить ему: Иди к Юрию Владимировичу слишком официально и утомительно.
После выхода фильма исполнилась давняя мечта Никулина он купил себе автомобиль Волгу -пикап. Стоит отметить, что приобрести эту машину в те годы частным лицам было невозможно. Единственным исключением были фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Но Никулин написал письмо на имя Председателя Совета Министров СССР Косыгина и ему разрешили приобрести машину.
С мухтаровской Волгой произошла одна интересная история:
В гости к кинорежиссеру Александр Митте заехали Никулин и Высоцкий. Просидели до утра. Подвыпившую компанию развозил по домам на своей Волге Никулин, хотя и был тоже выпивший. И тут между Никулиным и Высоцким возник спор о том, кто круче .
А вот ты на такое способен? спросил Никулин Высоцкого.
С этими словами великий русский клоун догнал на своей Волге машину ГАИ и стал подталкивать ее бампером.
Машина ГАИ остановилась, вышел капитан. Он был скорее удивлен безумством храбрых , чем взбешен. Никулин опустил стекло и дыхнул на капитана водочным перегаром. Капитан, как полагается, взял под козырек и только-только начал произносить стандартную фразу Гражданин, да вы , как осекся. Он узнал Никулина, и его грозное лицо стало по-детски счастливым.
Товарищ Никулин, товарищ Никулин! закудахтал он, но от душившего его восторга не мог произнести ничего более внятного. (После фильма Ко мне, Мухтар! Никулин стал идолом всех милиционеров Советского Союза.) Наконец капитан достал книжку со штрафными квитанциями и попросил Никулина украсить ее своим автографом. Никулин великодушно согласился.
Вот, везу пьяного Высоцкого домой, бросил он небрежно, расписываясь в капитанской книжке.
Фильм показывали по ДомКино с 7 утра до 8:50, а пост написан в 8:53.
Если хочешь - можешь дальше сам попроверять, канал именно этот и почти одновременный (иногда одновременный) показ с выходом поста.
Забавное же наблюдение?
Почему так - предоставляю гадать Вам. Мне хватает того, что корелляция такая есть - и это забавно.