23251
1
Фундаментальное противоречие, лежащее в основании большинства современных проблем мировой экономики – это противоречие, связанное с ростом производительности труда.
Состоит оно вот в чём: при росте производительности труда нужно всё меньше людей, чтобы произвести достаточное для удовлетворения всех природных потребностей населения количество товаров. Но в рамках рыночной/капиталистической/либеральной/монетаристской экономики это неизбежно приводит к тому, что растёт безработица. То есть количество людей, которые нуждаются в товарах, но не могут на них заработать.
Количество безработных «лишних» людей растёт лавинообразно, в результате чего рост производительности труда приводит к росту социального расслоения и, как ни парадоксально на первый взгляд, к росту числа бедных (как, в свое время, законы об огораживании привели к появлению в Англии огромного количества «лишних» людей).
Говоря языком «Экономикс», спрос есть, но нет достаточного обеспеченного спроса.
Причём в этой системе нет состояния равновесия. Каждый цикл приводит к тому, что произведённое количество товаров недостаточно для всеобщего потребления, но избыточно для той части населения, которая способна его купить.
Поэтому производство снова и снова сокращается, рабочие снова и снова увольняются. Количество безработных растёт, величина обеспеченного спроса падает.
В этой логике, кстати, произошёл и крах украинской «евроинтеграции». ЕС рассматривал Украину исключительно как рынок сбыта для европейских товаров, не задумываясь, откуда у украинцев будут браться средства для их покупки (и не создавая условий для подобных заработков). В результате, после закономерного обрушения украинской экономики в связи с разрывом производственных и экономических связей с Россией оказалось, что обеспеченного покупательной способностью населения рынка для европейских товаров на Украине нет. После чего чиновники Евросоюза мгновенно потеряли к Украине интерес, как к объекту, на котором невозможно заработать.
Но вернёмся к проблеме «перепроизводства» или, вернее, проблеме недостаточного обеспеченного спроса.
Все «рыночные» экономические школы и теории пытаются решить эту фундаментальную проблему путём стимулирования потребления. Через потребительские кредиты с одной стороны и формирование «хомо потреблякус» с другой.
Хомо потреблякус – это жирное существо в стразах и с молескином, которое при этом ходит в спортзал и пьёт смузи, потому что это модно, одной рукой ковыряясь в новом айфончике и карауля ночью перед входом в супермаркет перед выходом каждой новой игровой приставки или «чёрной пятницей» (главная американская распродажа года). Но это существо не способно к производительному труду, поэтому может потреблять только в кредит, а кредиты ему в определённый момент перестают выдавать, потому что оно не способно их погасить. Всё, тупик.
Количество занятых в производстве закредитованных потребителей (того самого «среднего класса») с каждой итерацией сокращается. Поэтому все социологи в один голос утверждают о стремительном сокращении среднего класса повсеместно и в мировых масштабах.
Welfare, кстати, не работает. Потому что он только порождает класс живущих на «социалку» паразитов, не хотящих и не способных работать, и повышающих нагрузку на рабочий (или, вернее, производящий) класс.
Точно также не работают попытки раздуть сферу услуг – это тоже только снижает общий КПД системы, поскольку работают больше, а производят и потребляют товаров столько же (или в конечном итоге даже меньше, поскольку часть их расходуется на обеспечение услуг).
Капиталистическая экономика, об «эффективности» которой нам десятилетия поют либеральные пропагандисты, на деле оказывается чрезвычайно малоэффективным монстром, с низкой производительностью и огромным количеством нищих «лишних» людей.
На этом фоне очень показательны тексты ультраправых нацистов (типа пропагандиста украинской хунты Петра Шуклинова, но и в российской либеральной среде таких полно), которые призывают отказаться от солидарных пенсий и, фактически, убивать пенсионеров. Впрочем, не только пенсионеров, но все категории людей, попадающих в разряд «лишних». Это прекрасно показано в американском фильме-антиутопии «Ночь чистки» (Purge Night), где в США устанавливается ультраправая диктатура, при которой богатые безнаказанно убивают бедных.
Мы находимся в ситуации, когда и средства производства, и товары, и деньги, на которые можно купить эти товары, сосредоточены в руках сверхмалого количества сверхбогатых людей. А поскольку сами себе они ничего не могут продать, а потребление их полностью закрыто (даже в самых «элитных» и извращённых формах), то драйверам для роста производства возникнуть неоткуда, и мировая экономика предсказуемо стагнирует.
Я тут вообще никаких велосипедов не изобретаю, всё это прекрасно предсказал и описал товарищ Карл Маркс в своём «Капитале» больше ста лет назад.
И с тех пор всё развивается строго по описанным им закономерностям. В том числе и последовательное снижение нормы прибыли в производстве, поскольку рынки насыщены и перенасыщены товарами, а обеспеченный спрос падает и падает. Этим и объясняется виртуализация современной мировой экономики, когда капитал бежит из реального сектора на фондовые биржи, где виртуально рисуются сверхприбыли, не имеющие никакой реальной связи с физическими товарами/благами.
В рамках либеральной/рыночной парадигмы это уравнение не имеет решений. Если вы хотите попробовать доказать мне обратное – вперёд. Я люблю наблюдать за чужими жалкими потугами.
Советская экономика, вооружённая марксистской наукой, решала это противоречие другим путём – сокращением продолжительности рабочего дня при обеспечении всеобщей занятости.
Таким образом, спрос не сокращался (поскольку все получали зарплаты, безработных «лишних» людей просто не было), зато люди получали больше свободного времени. То есть ОСВОБОЖДАЛИСЬ в истинном, марксистском понимании (получая не абстрактные «права», а реальные возможности).
Второй аспект советского решения проблемы потребления – это повышение надёжности производимых товаров. Они служат дольше, нужно реже покупать новые. В результате ВВП формально получался ниже, зато реальное благосостояние граждан было выше (нужно меньше тратить на такой же объём потребляемых благ).
Но ни первое, ни второе не выгодно в рыночном (хрематистическом) смысле. Это противоречие описал ещё Аристотель, когда противопоставлял «экономику» (науку о ведении хозяйства) «хрематистике» (науке о получении прибыли). За две с лишним тысячи лет никто за пределы аристотелевой логики выбраться так и не сумел. А так называемые либеральные «экономисты» или не знают о трудах Аристотеля, или делают вид, что не знают.
Либерально-рыночная система выгодна (для узкой прослойки «элитных» паразитариев), но не эффективна и не равновесна. Советская система «не выгодна», зато эффективна и сбалансирована.
Нынешний кризис мировой экономической системы не разрешим в рамках существующей модели распределения благ. На смену ей должна прийти более равномерная, более справедливая, более свободная (в марксистском понимании этого термина) система.
И есть два пути изменений – через осознание и реформирование (эволюционный) или через потрясения и конфликты (революционный). Изменения неизбежны, как и победа коммунизма. Вы можете только выбрать путь – легкий или болезненный, таблетки или хирургия – но не результат.
Количество безработных «лишних» людей растёт лавинообразно, в результате чего рост производительности труда приводит к росту социального расслоения и, как ни парадоксально на первый взгляд, к росту числа бедных (как, в свое время, законы об огораживании привели к появлению в Англии огромного количества «лишних» людей).
Говоря языком «Экономикс», спрос есть, но нет достаточного обеспеченного спроса.
Причём в этой системе нет состояния равновесия. Каждый цикл приводит к тому, что произведённое количество товаров недостаточно для всеобщего потребления, но избыточно для той части населения, которая способна его купить.
Поэтому производство снова и снова сокращается, рабочие снова и снова увольняются. Количество безработных растёт, величина обеспеченного спроса падает.
В этой логике, кстати, произошёл и крах украинской «евроинтеграции». ЕС рассматривал Украину исключительно как рынок сбыта для европейских товаров, не задумываясь, откуда у украинцев будут браться средства для их покупки (и не создавая условий для подобных заработков). В результате, после закономерного обрушения украинской экономики в связи с разрывом производственных и экономических связей с Россией оказалось, что обеспеченного покупательной способностью населения рынка для европейских товаров на Украине нет. После чего чиновники Евросоюза мгновенно потеряли к Украине интерес, как к объекту, на котором невозможно заработать.
Но вернёмся к проблеме «перепроизводства» или, вернее, проблеме недостаточного обеспеченного спроса.
Все «рыночные» экономические школы и теории пытаются решить эту фундаментальную проблему путём стимулирования потребления. Через потребительские кредиты с одной стороны и формирование «хомо потреблякус» с другой.
Хомо потреблякус – это жирное существо в стразах и с молескином, которое при этом ходит в спортзал и пьёт смузи, потому что это модно, одной рукой ковыряясь в новом айфончике и карауля ночью перед входом в супермаркет перед выходом каждой новой игровой приставки или «чёрной пятницей» (главная американская распродажа года). Но это существо не способно к производительному труду, поэтому может потреблять только в кредит, а кредиты ему в определённый момент перестают выдавать, потому что оно не способно их погасить. Всё, тупик.
Количество занятых в производстве закредитованных потребителей (того самого «среднего класса») с каждой итерацией сокращается. Поэтому все социологи в один голос утверждают о стремительном сокращении среднего класса повсеместно и в мировых масштабах.
Welfare, кстати, не работает. Потому что он только порождает класс живущих на «социалку» паразитов, не хотящих и не способных работать, и повышающих нагрузку на рабочий (или, вернее, производящий) класс.
Точно также не работают попытки раздуть сферу услуг – это тоже только снижает общий КПД системы, поскольку работают больше, а производят и потребляют товаров столько же (или в конечном итоге даже меньше, поскольку часть их расходуется на обеспечение услуг).
Капиталистическая экономика, об «эффективности» которой нам десятилетия поют либеральные пропагандисты, на деле оказывается чрезвычайно малоэффективным монстром, с низкой производительностью и огромным количеством нищих «лишних» людей.
На этом фоне очень показательны тексты ультраправых нацистов (типа пропагандиста украинской хунты Петра Шуклинова, но и в российской либеральной среде таких полно), которые призывают отказаться от солидарных пенсий и, фактически, убивать пенсионеров. Впрочем, не только пенсионеров, но все категории людей, попадающих в разряд «лишних». Это прекрасно показано в американском фильме-антиутопии «Ночь чистки» (Purge Night), где в США устанавливается ультраправая диктатура, при которой богатые безнаказанно убивают бедных.
Мы находимся в ситуации, когда и средства производства, и товары, и деньги, на которые можно купить эти товары, сосредоточены в руках сверхмалого количества сверхбогатых людей. А поскольку сами себе они ничего не могут продать, а потребление их полностью закрыто (даже в самых «элитных» и извращённых формах), то драйверам для роста производства возникнуть неоткуда, и мировая экономика предсказуемо стагнирует.
Я тут вообще никаких велосипедов не изобретаю, всё это прекрасно предсказал и описал товарищ Карл Маркс в своём «Капитале» больше ста лет назад.
И с тех пор всё развивается строго по описанным им закономерностям. В том числе и последовательное снижение нормы прибыли в производстве, поскольку рынки насыщены и перенасыщены товарами, а обеспеченный спрос падает и падает. Этим и объясняется виртуализация современной мировой экономики, когда капитал бежит из реального сектора на фондовые биржи, где виртуально рисуются сверхприбыли, не имеющие никакой реальной связи с физическими товарами/благами.
В рамках либеральной/рыночной парадигмы это уравнение не имеет решений. Если вы хотите попробовать доказать мне обратное – вперёд. Я люблю наблюдать за чужими жалкими потугами.
Советская экономика, вооружённая марксистской наукой, решала это противоречие другим путём – сокращением продолжительности рабочего дня при обеспечении всеобщей занятости.
Таким образом, спрос не сокращался (поскольку все получали зарплаты, безработных «лишних» людей просто не было), зато люди получали больше свободного времени. То есть ОСВОБОЖДАЛИСЬ в истинном, марксистском понимании (получая не абстрактные «права», а реальные возможности).
Второй аспект советского решения проблемы потребления – это повышение надёжности производимых товаров. Они служат дольше, нужно реже покупать новые. В результате ВВП формально получался ниже, зато реальное благосостояние граждан было выше (нужно меньше тратить на такой же объём потребляемых благ).
Но ни первое, ни второе не выгодно в рыночном (хрематистическом) смысле. Это противоречие описал ещё Аристотель, когда противопоставлял «экономику» (науку о ведении хозяйства) «хрематистике» (науке о получении прибыли). За две с лишним тысячи лет никто за пределы аристотелевой логики выбраться так и не сумел. А так называемые либеральные «экономисты» или не знают о трудах Аристотеля, или делают вид, что не знают.
Либерально-рыночная система выгодна (для узкой прослойки «элитных» паразитариев), но не эффективна и не равновесна. Советская система «не выгодна», зато эффективна и сбалансирована.
Нынешний кризис мировой экономической системы не разрешим в рамках существующей модели распределения благ. На смену ей должна прийти более равномерная, более справедливая, более свободная (в марксистском понимании этого термина) система.
И есть два пути изменений – через осознание и реформирование (эволюционный) или через потрясения и конфликты (революционный). Изменения неизбежны, как и победа коммунизма. Вы можете только выбрать путь – легкий или болезненный, таблетки или хирургия – но не результат.
Ссылки по теме:
- В Швейцарии может появится закон о «Безусловном основном доходе»
- Удивительные закономерности Капитализма
- 15 самых крупных экономик планеты 2016 года
- Жертвы экономической катастрофы: в венесуэльской больнице новорожденных кладут в картонные коробки
- Острова, которые можно приобрести прямо сейчас
Новости партнёров
реклама
Если раньше один изобретатель делал проект и 100 рабочих производили продукт, то сейчас скорее 50 изобретателей делают 50 разных проектов и 50 рабочих производят их.
считаю, что цивилизация поставила главными целями не то - бабки, материальные вещи, удовольствия. Предлагаю всем перейти на другие ценности: способности, творческие и духовные. Когда крутым и модным будет не тот, кто на папины деньги купил ламборгини или единственные в мире часы, а тот, кто их создал, как-то все по другому должно быть.
Ну, мне так спьяну кажется, по крайней мере.
А вот если сравнить Союз во времена правления Сталина, то по экономическим и социальным показателям его никому не удалось превзойти.
Устойчивость государства состоит не только в одной экономике. Есть и государство, и власть, и общество, и армия.
До Олимпиады-80 в экономике все было относительно спокойно (да, в 1970-х начали добывать нефть). С 1980 начались перекосы, однако экономика устояла. А вот с 1985 (точнее, с 1986, когда были разрушены основы денежного обращения), страна начала погружаться в болото. И то, тонула целых 5 лет до распада Союза.
"Процесс распада шел с 1960-х..."
"До Олимпиады-80 в экономике все было относительно спокойно"...
Правление Хрущева ввиду его крайней недальновидности началось с отрицания Сталина (он не хотел и не мог быть в его тени) и преобразования советского общества. Началась "оттепель", т.е. преобразование самого общества. Этот процесс начался с 60-х и к 70-м привел к появлению целого класса "свободомыслящих" людей.
В это время экономика, заложенная Сталиным, функционировала вполне успешно, но начались стратегические ошибки. Происходило перераспределение денежных потоков. Усиливалось политическое и военное давление со стороны Запада (а тогда ему еще было на что жить, сохранились гигантские резервы репараций после Второй Мировой, и еще были недограблены колонии).
Олимпиада-80 и Афганистан ударили по экономике, социуму, политическому климату СССР крайне серьезно. Появились первые внешние санкции. Диссиденты продолжали свою "работу". В 1982 году страна на три года осталась практически без власти. Но экономика еще держалась, поскольку не были подорваны ее основы (кругооборот денег, принципы хозяйствования), еще было сильно само советское общество.
С 1985 года начался необратимый процесс распада общества и экономики. Сначала были сняты все органичения "на совесть". Новый руководитель снова противопоставил себя системе, да и общество уже было готово к бунту. Но самое страшное произошло в экономике. В 1986-87 были соединены наличный денежный контур, безналичный денежный контур и валютный денежный контур. Появились хозрасчетные предприятия, кооперативы и гигантские фирмы по обналичке денег (разрешение/индульгенция были даны на уровне Партии и ВЛКСМ).
Этого экономика уже пережить не могла, поскольку эффект можно было сравнить с коротким замыканием на питающей город электростанции. Начались массовые сбои в поставках. Разрешение на хозрасчет привели к тому, что начали придерживать товар, деньги в частных руках. Фирмы по обналичке начали массово работать на Запад, они же образовали первых будущих олигархов. Страна вошла в крутое пике, но даже здесь ее накоплений хватило еще на 5 лет до политического распада и на 15 лет до полного экономического.
Также это научно-техническое и культурное развитие, которое входит в блоки "работа", "общество", "саморазвитие", "хобби", да и подъем детей тоже. То есть развивать не только себя, но и давать свой вклад другим.
Кроме того, блок "Общество" тоже весьма коррелирует с "саморазвитием", поскольку невозможно работать с людьми, не воспитывая себя.
Ну, а совсем дальние цели - это познание мира (материального, духовного), поиск новых точек опоры, интересов, внешних связей с людьми, изучение их духовной составляющей. И это из раздела "хобби" может плавно перекочевать и в другие, в том числе новые.
А ведь есть еще и блок "Предки и Учителя", который включает в себя познание того, что могли кровные родственники, живущие сейчас и жившие давно, а также учителя дня сегодняшнего, перенятие их опыта и мудрости. И сделать это формально просто невозможно: нужно именно постигать стержень их мировоззрения, а это можно быть весьма затруднительно. Куда приведет это понимание и будет ли оно - сейчас неизвестно.
Но что если без скромности , для себя практически открыл устройство мира как духовного так и физического,и тут сразу возник вопрос с которого всё и начиналось , "ну и что ?" а вот ответа на этот вопрос не могу найти
"Состоит оно вот в чём: при росте производительности труда нужно всё меньше людей, чтобы произвести достаточное для удовлетворения всех природных потребностей населения количество товаров" - кроме количества, существует качество, которое можно повышать очень долго - это РАЗ.
Люди на планете, если не считать упырей из "золотого миллиарда", очень сильно не обеспечены товаром, и до этой обеспеченности еще очень далеко.
Очередное дристание на вентилятор. Чем же питаются эти дристатели, хочется спросить?
Дристотель, где ссылки? Хочется посмотреть.
И все-таки я с автором согласен. Не на 100%, но близко к этому. Советский строй типа был поганым... но мы до сих пор живем в советских домах, ездим по советским дорогам, до сих пор еще не все похерили и не разворовали с той поры.
Я вижу, вы совершенно не представляете, как действует наша экономика. Попробую объяснить на простейшем примере. Возьмем фермера. Он производит сельскохозяйственную продукцию, обеспечивая себя всем необходимым.
– Так уж и всем? – усомнился я. – А если ему понадобятся новые башмаки?
– Он пойдет к башмачнику и выменяет обувь на еду.
– Бартер! – воскликнул Мортон. – Самая примитивная экономическая система. Но для современного технологизированного общества она неприемлема… – Он запнулся, обводя взглядом комнату. Стирнер снова улыбнулся.
– Разумеется, неприемлема. Но индивидуальный мютюэлизм не сводится к бартеру. Индивидуум добровольно объединяется с другими индивидуумами для производства промышленных изделий, или, скажем, строительства домов. За каждый час работы он получает вирр.
– Что получает?
– Трудочас. За вирр он может получить определенные товары и услуги.
– Короче говоря, вирры – это деньги, – заключил Мортон. – А деньги – это капитализм. Значит, ваше общество – капиталистическое.
– Боюсь, что нет. Индивидуальный мютюэлизм – это не капитализм, не коммунизм, не социализм, не вегетарианизм и даже не жуткий монетаризм, погубивший множество технологизированных цивилизаций. Я знаком с этими терминами по трудам Марка Четвертого. Физически вирр не существует, в отличие от редких металлов или морских раковин. Его нельзя вложить в дело, и с него нельзя получить прибыль. В этом – главное отличие вирра от валюты. Поэтому у нас нет банков в привычном смысле этого слова – в них нечего вкладывать.
В голове у меня все перепуталось.
– Минуточку, минуточку. Я видел на улице автомобили. На какие средства они приобретены?
– Денег не нужно, – мягко ответил Стирнер. – Если вам понадобился автомобиль, идите к тем, кто их производит. Пока будете пользоваться – будете платить, вернете – перестанете платить. Главный принцип индивидуального мютюэлизма: каждому – по потребностям, от каждого – по способностям для общего блага.
– Нельзя ли пояснить? – Я налил себе вина и залпом осушил бокал, надеясь, что спиртное прочистит мозги.
– С удовольствием. Когда-то я читал – и дрожал от негодования! – о философии под названием «трудовая этика». Дескать, индивидуум обязан трудиться в поте лица, чтобы добывать элементарные средства к существованию. По мере совершенствования технологий, все больше людей вытесняется из производства машинами. Удел безработных – быть брошенными на произвол судьбы, голодать и подвергаться гонениям, как преступники. Зато обладатели капитала, как утверждает эта лицемерная доктрина, не обязаны трудиться. Достаточно, если они будут увеличивать капиталы и присматривать за нищими. Ужасно? Ужасно. Иное дело – мютюэлизм. Чем больше всего производится, тем богаче общество, тем выше стоимость вирра.
До меня начало доходить.
– Еще один вопрос. Если стоимость вирра растет, то за ту же зарплату индивидуум может работать меньше?
– Именно так.
– Значит, сорокачетырехчасовая рабочая неделя становится не нужна. Сколько часов индивидуум должен работать, чтобы не помереть с голоду?
– Два часа в неделю обеспечат ему скромный кров, еду и одежду.
– Я хочу здесь поселиться, – тихо сказал Мортон.
– Допустим, я прихожу в далекий город и прошу работу. Мне не откажут?
– Разумеется, нет! Это же основной принцип индивидуального мютюэлизма.
– А вдруг там просто не найдется работы?
– Такого быть не может. Вспомните, мы говорили о растущей покупательской способности вирра. Теоретически, чем она выше, тем меньше часов уходит на отрабатывание элементарных благ. Придет время, когда нескольких секунд в неделю будет достаточно…
В описываемом обществе часовая ставка едина вне зависимости от квалификации. Соответственно, высококвалифицированный труд будет естественным образом сменяться низкоквалифицированным.
Приписывается ДАМу.
"Либерализм - это система политических и филосовских взглядов..."
Каких-каких взглядов? Ты мне предлагаешь смотреть информацию здесь? Книги нормальные открой. Философский словарь хотя бы.
И тут же предлагаешь открыть философский словарь.
Палишся, троляка!