34225
17
Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.
Вот что рассказывают на эту тему:
Вот что рассказывают на эту тему:
"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."
"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)
"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."
"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)
"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."
×
Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь , хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство , например, или увечья , или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства , как глубокое моральное падение.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь , хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство , например, или увечья , или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства , как глубокое моральное падение.
Все солдатское общество делится на следующие группы:
Категория военнослужащих - Жаргонное наименование
военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон
военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь
военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь
военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан
военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед
военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин
Категория военнослужащих - Жаргонное наименование
военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон
военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь
военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь
военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан
военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед
военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин
Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы . Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы . Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.
Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.
Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.
Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.
В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.
Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.
Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.
В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами ...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами ...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".
Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).
Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.
Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".
Получили новую униформу 1969 год.
Ссылки по теме:
- Китайская армия в действии
- Экскурсия по немецкому музею-бункеру
- Моряк о службе на подводной лодке
- В казармах норвежской армии
- Военный парад 1951 года
Новости партнёров
реклама
Автор не понимает офицеров, которые за дедовщину, оттого что они смотрят с разных сторон, офицер как инструмент воспитания (и это действительно воспитывает в сжатые строки), автор, как издевательство над человеком и анти гуманизм.
Просто все должно быть в меру, и вот следить за тем чтобы не были покинуты "берега" и должно следить командование. Части в которых нет дедовщины (а такие есть) полное разложение, понятие дисциплина просто отсутствует, а без этого нет ни какой боеготовности - это сброд.
Извиняюсь за много буков.
Послушание силой только дебилы завоевывают, конкретно в армии послушание основано на авторитете командира и уставе. При чем как добиться авторитета среди подчиненных постигают в училищах (в меру способностей), путей для этого не один и каждый подбирает свой ключик. И кстати методы рукоприкладства в некоторых ситуациях этому очень способствуют, важен момент, но не тупое насилие ради власти.
Странные у Вас рассуждения, Вы служили?
Дети, точно так же, как и вы, действуют по определенным причинам. И причины эти - непонимание и неумение. Чтобы понять, нужно или чтобы тебе объяснили, или чтобы дали убедиться на своем опыте. Или все сразу. Зачем тут ремень? Когда меня отец бил ремнем, вы думаете, что я вдруг осознала, что была неправа? Нет, я почувствовала свою бесправность и даже ненависть к отцу, и осталась уверена в своей правоте. Еще я поняла - что братьям доверять нельзя, так как они донесут отцу. Отец этим разрушил доверие между нами. Чем меньше между родителями и ребенком доверия, тем меньше влияния у них на него есть.
А рассуждения у меня не странные, а просто, видимо, непривычные для вашего окружения. И говорила я не об армии, а в целом про причины дедовщины где бы она ни проявлялась, вы ведь упомянули, что дедовщина есть везде.
Вы просто как я и говорил смотрите под другим углом. У меня дочь школу закончила и что такое ремень знает только по разговорам. А по поводу осознания вины при физ. наказании, простите вот Вы до сих пор воспринимаете это именно как наказание чтобы вас унизать, а попытайтесь это представить в как обучение, ведь в случае нарушения вы несете наказание (выговор, штраф, исправительные работы, лишение свободы), в случае с детьми это беседа, ограничение в чем либо, а при рецидиве я лично допускаю и небольшое физическое воздействие, но не в виде казни/истязания, а того же ляща, ладошкой по попе ребенку, можно усугубить эту процедуру "на людях", но тут надо смотреть на псих устойчивость ребенка.
Работал я на одном заводе в Харькове, так у нас в цеху "дедовщина" больше всего процветала среди старичков, людям от 50 до 70 лет, но там рукоприкладство процветало (был в шоке).
Дедовщина это ведь не физическое издевательство над человеком, это: "система межличностных отношений , основанная на иерархии и подчинении младших старшим"
И поверьте моему опыту, лучше пусть мне 5 лящей дадут, чем лишат на год трети зарплаты за небольшую провинность, или выгонят или возбудят дело. Ситуация грузчик выронил ящик с чем либо, старший подходит "Тааак с тебя стоимость товара в пятикратном размере" или даст по шее с криком "Бестолочь смотри под ноги" - в обоих случаях наказали, но как Вы думаете какое из этих двух для грузчика безобиднее? (он уже не ребенок, он сам может понять и оценить степень своей вины)
...другое дело было когда попал в боевой полк где была дедовщина,там никто никогда не спорил и все что скажут делал быстро и качественно,был порядок чистота.
С демократической точки зрения новобранца ему не хотелось что бы им помыкали и он как водится с гражданки хочет что бы за него все делали другие.
С точки зрения человека который отслужил год,не совсем понятно с какого х..уя молодой должен балдеть и прирекаться?
Сейчас в нынешнее время ниокаой дедовщине речи не может идти,когда служат год.
Дедовщина это абстрактное понятие,сама природа дедовщины еще от того,что в армии особо нечем заняться и там сконцентрирована большая масса людей с разными характерами и отчасти это молодежь,вчерашние школьники,вот находили себе развлечение.
Скажу от себя,первый год "летаешь" за то потом "расслабуха",такое явление как дедовщина заставляло считаться с другими и четко понимать кто с тобой,а кто против тебя,там ярко проявлялись разные люди,плохие и хорошие,кто бросит тебя,а кто поможет тебе,это ребята с твоего призыва.
А вообще,через это все проходили,мой дед,отец,дядя,я прошел и ничего страшного,да бывают переборы,но и на гражданке по пьяни люди себя калечат и других и с ума сходят не меньше,в вузах и технарях,в общагах,школах и тп
Дедовщина как преступное явление достаточно просто классифицируется по Уголовному кодексу.
Однако партия не хотела этого, потому что при социализме, а мы были уже одной ногой в коммунизме, нет социальной базы для преступности. Безнаказанность стимулирует рост преступности.
Дальше можно не распространяться.
Все остальные причины, указанные автором несущественны.
Кстати в армии Израиля дедовщина в мягкой и официальной форме есть: молодые там официально больше вкалывают чем дедушки. Но все четко под присмотром офицеров
Так не надо рассуждать о том, чего не знаешь.
Я понял, что для избежания дедовщины ее надо В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ "узаконить". Как это сделать и в каких рамках - тема отдельного разговора и обсуждения, обширная тема, требующая глубокого, тщательного, долгого обдумывания и т.п.
Для чего узаконить? Все просто. Сейчас когда говорят о дедовщине, все представляют, каково это - быть молодым солдатом, как тебя деды прессуют, как ты моешь туалет, метешь плац, моешь казарму. Каждый из нас (особенно кто не служил) может представить себя и дедом, который уже видел службу, мыл полы, убирал бытовку, мел территорию, одним словом - был молодым. И вот ты прослужил полтора года, матерый солдат, и вот приходят молодые. И выходит так, что ТЫ должен на равных с ними и дальше мыть полы, убирать и подметать... Для 99% дедов это просто НЕПРИЕМЛЕМО, и их можно понять! Они не будут с этим мириться, они все равно заставят молодого это делать, любыми способами, особенно если НАД ДЕДОМ висит груз соблюдения принципов, что если ты, ДЕД, будешь это делать, то будешь лох и чмо.
Выход может быть прост. Просто снимать с дедов определенные обязанности по мере прохождения службы, сводя все к тому, что у деда будут уже обязанности, больше связанные не с черновой работой, а с какой-то условно интеллектуальной - скажем, ответственный пост, ведение документации, контроль дисциплины в казарме, повышения в должности (скажем, старший радист или старший механик), развитие навыков определенных специальностей у молодых (т.е. обучение, наставничество и т.п.).
У нас, когда служил я, это было более-менее сбалансировано. Молодые первые полгода службы убирали и мыли свои территории и наряды по казарме, а также за дедов и за дембелей. Второе полугодие - только за себя. Третье и четвертое полугодие - ты от этого освобожден. Этим достигалось равновесие, своеобразная гармония, и все это понимали. Молодые ложились спать вовремя (22-00), вставали в 5 утра, чтобы все успеть. К 6 часам утра к подъему уже все блестело, территории ВСЕ были выметены, бытовка убрана. Офицерам это было тоже выгодно, и они понимали и не предъявляли претензий - все убрано.
Был другой беспредел от дедов, конечно, но это уже другая тема. Были и попытки нагрузить на деньги, и попытки (часто удачные) "зачморить" таких, кто грязный, немытый, неопрятный и т.п., были попытки заставить носки постирать, подшиву подшить и т.п. Здесь, безусловно, соглашусь, что это недопустимо, но здесь уже все зависит от человека (от молодого солдата) - будет он отстаивать себя или нет. В таких ситуациях часто достаточно пару-тройку раз дать отпор (причем в подавляющем большинстве случаев быть сильно битым) и от тебя отстают. У нас при этом часто начинали деды по полной беспредельничать - после того, как ты за себя постоял, когда тебя пытались заставить постирать-подшить-побрить, они начинали тупо подставлять - то тумбочку опустошат, то простынь сп..з.дят, когда ты в наряде, а при проверке виноват ты, что не содержишь в надлежащем виде свое место в казарме. Но это уже проделки полных гнид и отбросов, именно из-за таких проявлений дедовщины моя служба и была тяжела и трудна больше года, пока деды не ушли и не остались только те, с которыми проблем уже не возникало.
Одним словом - палка о двух концах. Но менять устав и требования, принимая во внимание действующую дедовщину, мне кажется - ПРОСТО НЕОБХОДИМО для ее частичного искоренения.
Сколько ни говорил с недавно служившими, ничего такого припомнить не могли. С "дагами" вот иногда были проблемы, но это другое...
Плюс годичная служба, тоже помогла. Ну и жрачка нормальная стала и казармы переделали в общаги. Да, и тихий час до кучи.
Вариантов много, они требуют тщательного обдумывания и опробации. Но, повторюсь, выслужив 2 года в тяжелых условиях (касаемо дедовщины), могу со всей ответственностью предложить то, что предложил выше.
Про то что неуставщина повышала боеспособность полная брехня. Вместо того чтобы стрелять во врага зачморенные солдатики будут стрелять в спины "дедушкам". Знакомый рассказывал в первую Чеченскую такое было в порядке вещей.
А "школа жизни", так армия всегда была таковой... Просто где-то строже, где-то легче. Это жизнь, это нормально. Эту "школу" и без дедовщины не так-то легко преодолеть. И есть у этой школы свои плюсы и минусы. Когда тебя на улице побили - это школа жизни, но в армии когда тебя побили - это совсем другое. Потому что тебе просто некуда деваться, за тебя некому заступиться, ты включаешь другие рефлексы, инстинкты, мысли, ты ведешь себя по-другому, двигаешься по-другому, все становится другим, когда ты понимаешь, что тебе нужно держаться, тебе нужно ВЫЖИТЬ, просто не дать себя сломать. После этого на гражданке многие проблемы тебе кажутся просто детскими.
И я даже не говорю про питание, проживание, строгость без поблажек, тяжелый режим, физ.нагрузки в сапогах, которые ты в кроссовках на гражданке с трудом выдерживал... Это все естественно и хорошо "закаляет" человека именно психологически...
Про стрелять в товарища - пока я служил, в соседних частях были такие стрелы штук 6-7 я застал (я был старшим телеграфистом на коммутаторе у начальника гарнизона, знал все). Правда, стрелы были не в бою, а в наряде - обиженные духи отстреливали дедушек-разводящих, несколько раз после такой стрельбы и самострел, получалось два трупа. Во всех случаях потом следствие выясняло, что были сильные издевательства со стороны этого дедушки, беспредел. Короче, грустно все это, но полностью этого не предотвратить. Никто из нас не знает, как сам бы поступил на их месте....
Я прошел через это все и вроде психика вполне себе здоровая (как мне кажется ), и у абсолютного большинства других парней - тоже. В чем закалка - я выше пытался изложить (если отбросить крайности, за которые Вы зацепились).
Ну а сына своего - да, я бы не отмазывал от армии (пока что у меня только дочь ). Через много лет он меня за это все равно благодарил бы, я уверен.
Но одно предложение таки ответило на название статьи:
"...для поддержания прежней численности потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов."
Дедовщина это зоновская иерархия, пришедшая в армию с реформами Хрущёва в 60-х, когда служить стали брать судимых.
Это было сделано как нарочно почти одновременно стали сокращать сержантов и брать уголовников. Естественно каждый приблатненый захотел стать тузом в казарме. А противостоять ему по сути и некому. Офицеры далеко, сержанты - никто. А когда традиция укоренилась ее уже не сломаешь просто так