31781
5
Когда говорят о Русской Америке, тема взаимоотношений русских колонистов с индейцами затрагивается косвенно. Возникает ощущение, что там царил мир и согласие. Но это не так. Индейцы воевали с русскими.
Очевидно, что при освоении Аляски первым русским поселенцам пришлось налаживать связи с местным населением: индейцами и алеутами. Если с аулеутами отношения чаще всего были мирными, то индейские племена были настроены не так дружелюбно. Особенно воинственным нравом отличались тлинкиты.
Первое серьезное столкновение произошло 21 июня 1792 года. Индейские воины Якутат-куана вышли в набег против чугачей и по дороге нанесли серьезный урон русскому лагерю Александра Баранова на острове Нучек.
Подошли индейцы ночью. Раскрашенные черной краской, в доспехах, они застали спящий лагерь врасплох, даже несмотря на то, что там дежурили часовые. Караул заметил приближавшихся тлинкитов только на расстоянии десяти шагов. Оказать полноценное сопротивление было весьма затруднительно, но проснувшиеся колонисты все же отбили нападение.
Когда Баранов подсчитал потери, оказалось, что из русских погибло двое человек, также были убиты девять кадьякцев. Еще пятнадцать человек получили ранения. Потери индейцев были ещё существеннее. Часть своих воинов они забрали при отступлении, но смогли забрать не всех. На берегу после отхода осталось ещё двенадцать тел.
Конечно, не на шутку взволнованный Баранов поспешил с возвращением на Кадьяк, опасаясь внезапного вторжения тлинкитов в Кенайский залив. По прибытии на место он сразу же написал письмо в Правление Компании с требованием отправки оружия и военного снаряжения.Дословно он написал следующее: "колчуг или пансырей сколко можно более... и ружья со штыками весма нужны в опасных случаях, сколко нибудь гранат и поболше пушки".
С этой ночи Александр Баранов до самого конца своей жизни на Аляске не снимал кольчугу, которую носил под одеждой. Понесшие же серьезные потери тлинкиты также поняли, что с русскими так просто не сладить, и стали запасать как можно больше огнестрельного оружия, которое получали, по большей части, в обмен на ценные меха, от англичан и американцев.
Первое серьезное столкновение произошло 21 июня 1792 года. Индейские воины Якутат-куана вышли в набег против чугачей и по дороге нанесли серьезный урон русскому лагерю Александра Баранова на острове Нучек.
Подошли индейцы ночью. Раскрашенные черной краской, в доспехах, они застали спящий лагерь врасплох, даже несмотря на то, что там дежурили часовые. Караул заметил приближавшихся тлинкитов только на расстоянии десяти шагов. Оказать полноценное сопротивление было весьма затруднительно, но проснувшиеся колонисты все же отбили нападение.
Когда Баранов подсчитал потери, оказалось, что из русских погибло двое человек, также были убиты девять кадьякцев. Еще пятнадцать человек получили ранения. Потери индейцев были ещё существеннее. Часть своих воинов они забрали при отступлении, но смогли забрать не всех. На берегу после отхода осталось ещё двенадцать тел.
Конечно, не на шутку взволнованный Баранов поспешил с возвращением на Кадьяк, опасаясь внезапного вторжения тлинкитов в Кенайский залив. По прибытии на место он сразу же написал письмо в Правление Компании с требованием отправки оружия и военного снаряжения.Дословно он написал следующее: "колчуг или пансырей сколко можно более... и ружья со штыками весма нужны в опасных случаях, сколко нибудь гранат и поболше пушки".
С этой ночи Александр Баранов до самого конца своей жизни на Аляске не снимал кольчугу, которую носил под одеждой. Понесшие же серьезные потери тлинкиты также поняли, что с русскими так просто не сладить, и стали запасать как можно больше огнестрельного оружия, которое получали, по большей части, в обмен на ценные меха, от англичан и американцев.
В 1794-1799 годах русские промысловые партии всё глубже проникали в страну тлинкитов, основывая там опорные базы и ведя хищнический промысел калана. Пушнина была настоящим "мягким золотом". Её промысел велся в огромных масштабах, усиливаясь от конкуренции. В гонке за мехом участвовала РАК, английские и американские моряки, а также местные аборигены, которые при помощи бартера могли рассчитывать получить дефицитный товар.
Способы добычи меха были у конкурирующих сторон разными. Русские добывали шкурки сами, а также посылая за ними подневольных алеутов. В районах промысла "вырастали" укрепленные поселения.
Английские и британские торговцы поступали иначе. Они предпочитали вести торговлю с тлинкитами и покупать пушнину у них. Взамен шкурок индейцы получали от торговцев ткани, боеприпасы, оружие и спиртное.
Способы добычи меха были у конкурирующих сторон разными. Русские добывали шкурки сами, а также посылая за ними подневольных алеутов. В районах промысла "вырастали" укрепленные поселения.
Английские и британские торговцы поступали иначе. Они предпочитали вести торговлю с тлинкитами и покупать пушнину у них. Взамен шкурок индейцы получали от торговцев ткани, боеприпасы, оружие и спиртное.
×
Российско-Американская компания не могла поступать подобным образом. Во-первых, потому что не имела в наличии ценных для индейцев товаров, во-вторых, потому что у русских действовал запрет на торговлю оружием.
Русские колонисты серьезно досаждали индейцам, поскольку вели промысел в хищнических масштабах (к 1840 году каланы были полностью истреблены, что стало важным фактором при продаже Аляски). Усиление русского присутствия грозило и тлинкитам и англо-американским лишением прибылей. Надо ли говорить, что "наши западные партнеры" нарочно настраивали индейцев против русских.
Русские колонисты серьезно досаждали индейцам, поскольку вели промысел в хищнических масштабах (к 1840 году каланы были полностью истреблены, что стало важным фактором при продаже Аляски). Усиление русского присутствия грозило и тлинкитам и англо-американским лишением прибылей. Надо ли говорить, что "наши западные партнеры" нарочно настраивали индейцев против русских.
Вражда между русскими и тлинкитами только нарастала. Летом 1802 года это вылилось в так называемое восстание тлинкитов. Индейцы выслеживали русские партии и проводили массированные набеги. В июне большой отряд тлинкитом в количестве 600 человек, дождавшись, пока основные силы русских уйдут на промысел, атаковал "столицу" РАК Ситку, в которой осталось всего 15 человек. На следующий день индейцы также уничтожили ещё один русский отряд, которым руководил Василий Кочесов.
Кочесов, опытный охотник, один самых метких русских стрелков, был для индейцев "врагом номер один". Тлинкиты называли его "гидак", то есть алеут, поскольку мать Косечова была с островов Лисьей гряды. Взяв в плен отряд Кочесова, индейцы не стали их сразу убивать. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов ... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях".
Была атакована индейцами и "ситкинская партия" количеством больше 150 человек. По большей части алеуты. Потери Российско-Американской компании в этих столкновениях составили 224 человека.
Кочесов, опытный охотник, один самых метких русских стрелков, был для индейцев "врагом номер один". Тлинкиты называли его "гидак", то есть алеут, поскольку мать Косечова была с островов Лисьей гряды. Взяв в плен отряд Кочесова, индейцы не стали их сразу убивать. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов ... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях".
Была атакована индейцами и "ситкинская партия" количеством больше 150 человек. По большей части алеуты. Потери Российско-Американской компании в этих столкновениях составили 224 человека.
Разгрома Ситки Баранов простить не мог. Через два года он отомстил тлинкитам. В 1804 году его отряд, состоящий из 150 русских и почти тысячи алеутов пошел на завоевание Ситки. В Ситке к Баранову присоединился также Лисянский, совершавший кругосветное плавание на корабле "Нева". Это было по-настоящему счастливое для русских обстоятельство. Огневая мощь "Невы" была не лишней. В выстроенной индейцами деревянной крепости засело полторы сотни бойцов. Сначала они успешно отражали атаки русских, отбили штурм и даже серьезно ранили Баранова в руку.
Однако русские не отступили. Индейцы, поняв, что отбиваться бесполезно, покинули крепость. Потери русской коалиции составили около 20 человек.
8 октября 1804 года над Ситкой был поднят русский флаг, началось строительство форта и нового поселения. Здесь же Баранов основал Ново-Архангельск.
Стычки между русскими и индейцами, продолжались вплоть до середины века, но уже не с таким накалом. Через несколько лет после основания Ново-Архангельска тлинкиты, в знак примирения, даже принесли Баранову золотой шлем.
Однако русские не отступили. Индейцы, поняв, что отбиваться бесполезно, покинули крепость. Потери русской коалиции составили около 20 человек.
8 октября 1804 года над Ситкой был поднят русский флаг, началось строительство форта и нового поселения. Здесь же Баранов основал Ново-Архангельск.
Стычки между русскими и индейцами, продолжались вплоть до середины века, но уже не с таким накалом. Через несколько лет после основания Ново-Архангельска тлинкиты, в знак примирения, даже принесли Баранову золотой шлем.
Источник:
Ссылки по теме:
- Женщины слишком долго помнят не подаренные розы
- 20 самых захватывающих приключенческих фотографий года
- Разговор по-русски.Ломаем мозг иностранцам
- Ностальгия: цены и зарплаты в СССР
- Необычный случай в метро
Метки: People Are Awesome history
Новости партнёров
реклама
Готовясь к плаванию в Ситку, Лисянский старался собрать как можно больше сведений о нападении индейцев на русскую крепость, чтобы попытаться понять причины этого события и лучше разобраться в сложившейся обстановке. Большинство русских, с которыми он говорил, считали нападение индейцев ровно ничем не вызванным, беспричинным. По их словам, отношения с индейцами, жившими на берегу Ситкинского залива, были самые хорошие, настолько хорошие, что русские ничего не опасались. И оставалось совершенно загадочным, почему индейцы внезапно совершили такой вероломный поступок и лишили себя торговли с русскими, приносившей им большие выгоды.
Но вскоре Лисянский разыскал человека, которому все случившееся но казалось столь загадочным. Человек этот был кадьякский алеут, по имени Савва.
Это был опытный охотник, лет уже пятидесяти, но на редкость моложавый и крепкий. По-алеутски он звался как-то иначе, а Саввой назвал его русский поп при крещении. Большую часть своей жизни Савва прожил с русскими и говорил по-русски, как русский. С Шелеховым он был дружен, гордился этой дружбой и часто в разговоре поминал его, называя попросту Григорием Ивановичем. С Барановым он тоже был в хороших отношениях и хвалил его, но несколько свысока — молод еще, дескать. Савва был в числе тех кадьякских алеутов, которых Бараков поселил в крепости Архангельской на берегу Ситкинского залива. Спастись ему удалось только благодаря случайности — во время нападения на крепость он находился в лесу, где охотился на лисиц. Возвращаясь, он увидел дым над крепостью, услышал военные песни индейцев и обо всем догадался. Лесами добрался он до селения соседнего индейского племени, враждовавшего с племенем, напавшим на крепость. Оставшиеся верными русским, индейцы помогли ему добраться до русского торгового поста в заливе Якутат, а оттуда он на байдаре вернулся к берегам своего родного Кадьяка.
Савва был единственным жителем крепости Архангельской, оставшимся в живых, и потому Лисянский особенно внимательно прислушивался к его словам.
В рассказах его постоянно упоминались тайон Котлеан и три английских матроса. Тайонами в тех местах называли алеутских и индейских вождей. Котлеан был главным тайоном индейцев, живших на берегах Ситкинского залива. Именно он командовал индейцами, совершившими нападение на крепость Архангельскую. Но кто были три английских матроса? Откуда они взялись?
— Удрали с английского корабля, — объяснил Савва. — Английский корабль приходил сюда за котиковыми шкурами. Капитан бил матросов, и три матроса удрали.
Лисянский вспомнил беглого английского матроса Робертса, которого они встретили на Нукагиве. Каково, значит, служить в английском флоте, если во всех концах мира английские матросы бегут со своих кораблей.
— Они удрали со своего корабля, — продолжал Савва, — и хотели попасть в американский город Бостон, откуда приходят сюда американские корабли. Но до Бостона очень далеко, и американские капитаны не соглашались везти их туда бесплатно. Тогда они пошли к Баранову и стали просить, чтобы он взял их на службу.
— И Баранов взял?
— Взял, конечно. Как не взять. У нас кораблей все больше, а в опытных моряках нехватка. Взял и отправил в крепость Архангельскую. В Архангельской мы с ними и пожили и повидали, что они за люди.
— А что они за люди? — спросил Лисянский.
Савва задумался, стараясь подыскать слово поточнее.
— Дикие люди, сударь, совсем дикие.
— Дикие? — удивился Лисянский.
— Дикие, как волки. Дружества не понимают, обязанностей не признают. Своих англичан боятся, русских не любят, алеутов и индейцев презирают. Дружить они старались только с американцами, упрашивали взять их в Бостон, но и американцев ругали, жаловались, что те не берут, потому что им за проезд заплатить нечем.
Савка помолчал, подумал и сказал:
— Однако, у них нашлось чем заплатить. Однако, они заплатили.
— Чем же они заплатили? — спросил Лисянский.
— Нашей крепостью. Архангельской.
— Позволь, позволь! — закричал Лисянский. — Ведь на крепость напали индейцы. При чем же здесь американцы?
Савва усмехнулся.
— Это верно, сударь, — сказал он, снисходя к непонятливости Лисянского, — напали индейцы. Американская шхуна в целых десяти милях за мысом стояла, чтобы никто потом не мог сказать, что у них на глазах убивали женщин и детей, а они не пытались помочь. Верно, напали индейцы. Зачем индейцам было нападать, однако? Ведь если так посмотреть, все это нападение — глупость одна была, для них же самих беда и разорение. Ну чем тайон Котлеан прельстился, что он захватил в нашей крепости? Ну, две пушки чугунные, почти что без ядер, ну, ружей штук пятьдесят, ну, топоры, обручи железные… Так ведь эти топоры да обручи и так им достались бы, они для мены привезены были… Ну, захватили рыбы вяленой, ну, склад с бобровыми шкурами… А что они с этими шкурами делать будут, если они с русскими поссорились? У них шкур и так достаточно, было бы кому их продать… Им ведь вот как дружба с русскими выгодна была, они русские товары тем племенам продавали, которые далеко от моря живут. Купят топор за одну шкурку, продадут за двадцать… А теперь дружбе конец и торговле конец… Неужто вы верите, сударь, что тайон Котлеан такой глупый человек?
— Зачем же он такую глупость сделал, если он не глупый человек? — спросил Лисянский.
— А потому, что ему столько посулили, что он не побоялся поссориться с русскими, — сказал Савва.
— Посулили, говоришь? А что ему могли посулить?
— Это, сударь, легко отгадать. Первое — посулили ему, что сами будут покупать у него меха вместо русских. Однако, одного такого посула было бы ему мало, он и слушать не стал бы. А второе — посулили ему, что купят у него две тысячи бобровых шкур из русского склада. Тут большая выгода. Получалось, что индейцы одни и те же шкуры два раза продавали: один раз продали русским, а теперь американцам продадут… Однако, и на этот посул Котлеан не пошел бы, не стал бы он из-за бобровых шкур ссориться с русскими… Значит, ему такое посулили, о чем он больше всего мечтал…
— А о чем он больше всего мечтал? — спросил Лисянский.
— Он? Известно о чем: об оружии.
— Об оружии? — переспросил Лисянский.
— Ну да. Ружья, пушки, свинец, ядра — вот чего хотелось тайону Котлеану. Шестьсот ружей у него, как видите, было. Но ему нужны были тысячи ружей…
— Для охоты?
— Для войны.
— С кем же он хотел воевать?
— Со всем миром. Но раньше всего с индейцами, которые живут у залива Якутат. И с индейцами, которые живут на реке Медной. И с индейцами, которые живут у Чугатского залива. Он хотел завоевать их и стать властелином всей этой страны. Сначала он надеялся, что Баранов ему поможет, но Баранов друг всех племен и не хочет, чтоб их завоевал тайон Котлеан. И стал Котлеан разговаривать с американцами, а то посулили ему все, если он нападет на Архангельскую…
— А при чем тут три английских матроса?
— Три английских матроса впустили индейцев в крепость, — сказал Саква.
И прибавил:
— И теперь они, конечно, в Бостоне.
И если ты мне расскажешь про депортацию что-то такое, что я не слышал от своих предков про переселение за урал, вот тогда это будет тема. А так никаких аргументов. Только утверждения что я ничего не знаю. Если ты думаешь, что мои предки жили в идеальных условиях в войну, то вынужден тебя разочаровать. Но они это не называли геноцидом. А ты называешь, при том что не выполняется главное условие геноцида - сознательное уничтожение местного населения по национальному признаку.
Отдавай Америка Аляску домой! Слава Русскому миру!
Неслабо, да? Русские, знали вы такое о себе? И хотите Аляску назад, стало быть? А может, почитаете прежде русского путешественника, камергера Резанова?
Как и озверевшие в ходе боя солдаты отличаются от озверевших от собственной безнаказанности палачей.
Адыги. В процессе присоединения выжило только 5%.
Эвенки. Поглядите на карту расселения эвенков до прихода русских и что осталось сейчас.
Коряки. Есть у меня дореволюционаая книжка, тогда не стеснялись в выражениях. Прямо пишут, что казаки сократили население раз в 20 и Камчатка стала пустынной землей почти без людей.
Так что империализм страшная штука. Обычно в оправдание пишут что мол мы принесли им грамотность, письменность, цивилизацию. Но стоила ли эта письменность смерти 95% народа? Вот вам лично завтра прилетят инопланетяне и скажут - мы вам высокую культуру, но тока тебя, тебя, тебя и вот тебя - убить. Будете радоваться?
Ногайская орда столетия совершала набеги и угоняла людей в рабство. Нормальная реакция для защиты рубежей - пусть пеняют на себя (и как народность, тем не менее, сохранились).
Последний раз повторюсь и покину дискуссию: не русские зло и не европейцы зло: когда рядом слабый или не в меру воинственный сосед - ВСЕ становятся злом. Со всеми вытекающими для соседа последствиями. Просто кто-то отмудохает и оставит в покое, а кто-то ещё и глаз вырвет и в суд подаст на избитого.
Всем счастливо, переубеждать никого не собираюсь, я ушёл.