За год до окончания войны Сталин попросил Жукова сделать ему доклад о том, как воюют тувинские добровольцы. Маршал выполнил указание, и вскоре подал верховному главнокомандующему подробнейший документ. По его итогам Виссарионыч принял решение отправить восточных союзников домой. Предварительно он лично принял их в Кремле и наградил, как полагается
Там было сказано, что бойцы кавалерийского эскадрона, созданного в Тувинской Народной Республике, в столкновениях с немцами проявили себя с наилучшей стороны. Все они, как один, бесстрашны, инициативны и прирожденные конники. Тем не менее, их все равно решили вернуть на родину. Но не потому, что они воевали плохо – напротив, делали это слишком хорошо.
Почему же Сталин убрал с фронта тувинцев, когда наши были так близки к победе?
Главная проблема состояла в том, что в бою они не щадили ни врага, ни себя. Это хорошо только с одной стороны, а в конечном счете приводило к проблемам. Дело в том, что Красная Армия только что переступила через границу СССР. И в дальнейшем планировала бить врага в самой Германии, а если надо, то дойти до Берлина.
Поэтому излишняя суровость приводила к эскалации войны, возбуждала у немцев стремление сопротивляться любой ценой. В войсках хватало своих народных мстителей, которые помнили сожженные белорусские деревни, блокаду Ленинграда и Бабий яр. И желали отомстить за это гражданским противника.
Но советских граждан в тыл не отправишь. Зато в отношение них действовал знаменитый приказ 229 «О поведении на территории Германии». Он говорил, что каждый должен сохранять самообладание, население европейских стран не должно подвергаться насилию, а виновные в этом будут наказаны по законам военного времени.
Тувинские военнослужащие по договору между СССР и ТНР попадали под действие этого документа, равно как и иного советского военного законодательства. Но закон – это закон, а наказывать союзников как-то не комильфо, да и самому неприятно. Тем более, за то, что они совершенно искренне стремятся внести свой вклад в дело победы.
К тому времени Геббельс уже начал раскручивать истерию, как в милую и невинную Германию вторгаются большевистские монгольские орды. Это для нас казахи, туркмены, якуты, узбеки, тувинцы были простыми советскими людьми. А вот «цивилизованные» европейцы в то время относились к ним очень неровно. И не преминули бы использовать это в своей пропаганде.
Но в отношение своих сограждан, как уже было сказано, действовал упомянутый сталинский приказ. За их поведение командование не опасалось. Вот почему было принято решение демобилизовать хотя бы тувинцев, объяснив это решение другими причинами.
Второе наблюдение также было высказано в докладе Жукова. К моменту его составления от общего количества призванных добровольцев в живых оставалось менее половины. Маршал заявил, что если тувинцы продолжат воевать в том же духе, то некому будет отметить победу и пропустить по сто грамм с товарищами.
Руководство ТНР объявило о намерении восполнить тувинские подразделения в составе РККА до списочной численности, и уверяло, что добровольцев хватит. Но ставка решила этого не делать, несмотря на патриотизм людей, который вот-вот станут советскими гражданами.
На тот момент население Тувы составляло чуть более 90 тысяч человек, и около четверти из них были русскими. По законам СССР тувинцев было нельзя классифицировать, как малый народ – не призывали только представителей тех этносов, чья численность составляла менее 50-ти тысяч.
Но и для народов побольше существовали определенные послабления. А свою «квоту» на призыв ТНР выполнила и перевыполнила в несколько раз. Поэтому советская власть вполне благоразумно заботилась о будущем и не желала, чтобы тувинцы понесли слишком большие потери.
Ну и, наверно, сыграли свою роль еще два фактора. Еще в Тегеране Сталин обещал союзникам после победы над Третьим рейхом атаковать Японию. Поэтому на востоке нам был нужен спокойный тыл. Именно поэтому, кстати, монгольских добровольцев на фронт не брали. Хотя их было огромнейшее количество.
Второй момент состоял в том, что вскоре было запланировано вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР. Поэтому советской власти там были нужны надежные союзники, а кто может ими стать, как не опытные ветераны?
Источник:
- Редкие и интересные фотоматериалы с фронтов Второй Мировой Войны
- "Варварски сорвали": у липецких коммунистов украли баннер со Сталиным
- В Вологодской области установили очередной памятник Сталину
- В столичном метро показали воссозданный барельеф со Сталиным
- Птицы против пулемётов: как Австралия объявила войну эму и позорно капитулировала


По своей религии они попадают в верхнюю тундру к предкам и наоборот, нужно прожить жизнь так, чтобы не было стыдно с ними встретиться. Описывались исторические особенности из жизни и быта. Самый страшный зверь на Чукотке это чукча. В своей стихии он как рыба в воде, от него не уйти, сплошь следопыты и охотники.
Были случаи записаны , показывающие их отношения к жизни и смерти. Поели как то вместе , тут у одного разболелся живот, он попросил своих чтобы не мучаться , чтобы его убили. Тут же его проткнули копьем как само собой разумеющееся. Выполнили просьбу друга, такое вот суровое уважение.
Тувинцы тоже подобные, простые ребята, с врагом нянчиться не будут, в игры играть, просто уничтожают под ноль в порядке вещей.
Тувинская Народная Республика, не смотря на малую численность, была отдельным государством, и их участие на фронтах определялось не добровольцами и не законами СССР или военного времени, а только четко прописанными пунктами союзного договора между СССР и ТНР.
А всякие россказни насчет "невинную Германию вторгаются большевистские монгольские орды"(с) оставьте гейропейским пустобрехам, и уж тем более бред насчет того, что Штабы СССР будут ломать кадровый состав войск по расовому признаку - просто потому, что предложившего подобное отправили к психиатру.
"монгольских добровольцев на фронт не брали"(с) - не брали граждан Монгольской Народной Республики вне зависимости от национальности (поскольку союзный договор СССР и МНР этого не предусматривал), а вот граждане СССР по национальности монголы служили на равных с другими гражданами СССР. Знаю одну семью их прадедушка тот самый "Монгольский цирик"(с) на Халхин-Голе был в составе монгольских сил, по завершении конфликта перебрался в СССР (влюбился человек), получил гражданство и женился (любимая не смогла устоять перед ухаживаниями джигита). Мобилизовался добровольцем в июле. Прошел всю войну, с ранениями и наградами. А вот его родной брат, что остался гражданином МНР, грузы в СССР сопровождал, но до военных действий с нациками так и не был допущен.