Некоторые животные обладают удивительным даром предчувствовать перемену погоды. Лягушки начинают громко квакать перед грозой, птицы торопятся вернуться в свои гнёзда, а коровы, овцы и муравьи проявляют явное беспокойство.
Джордж Мерриуэзер, английский врач и изобретатель XIX века, заметил, что медицинские пиявки, с которыми он работал, вели себя иначе при ухудшении погоды.
В своих стеклянных колбах с водой они спокойно лежали на дне в ясные дни. Однако за несколько часов до того, как небо заволакивали тучи, и поднимался ветер, кровососы начинали проявлять признаки волнения. Если ожидался дождь, пиявка выбиралась из воды, а если надвигалась настоящая буря, она сворачивалась в клубок и оставалась в таком положении всё время ненастья. Когда погода налаживалась, пиявка возвращалась на дно сосуда.
Мерриуэзер решил использовать эту удивительную способность пиявок, создав аппарат для предсказания штормов. Он описал его как «Атмосферный электромагнитный телеграф, управляемый животным инстинктом», но предпочитал более короткое название — Предсказатель бурь.
Этот прибор состоял из двенадцати стеклянных сосудов, в каждом из которых в четырёх сантиметрах воды обитала живая пиявка. Горлышко каждой колбы было прикрыто кусочком китового уса, соединённого проволочной передачей с маленьким молоточком, способным ударить в большой металлический колокол. Все двенадцать сосудов располагались по кругу вокруг этого колокола.
При приближении шторма изменение атмосферного давления заставляло пиявок подниматься в узкое горлышко. Своими движениями они сдвигали китовый ус, что приводило в действие механизм, и колокол звенел. Если несколько колокольчиков звонили один за другим, это и означало, что буря предсказана.
В своём трактате Мерриуэзер с трогательной заботой отметил, что пиявок, которых он почтительно именовал «жюри философских советников», он поместил в стеклянные сосуды по кругу, чтобы они не страдали «от мук одиночного заключения».
В 1850 году изобретатель потратил более года на испытания устройства. И каждый раз, когда его жюри из пиявок предсказывало бурю, отправлял письмо президенту Философского общества и Уитбийского института.
Впоследствии Мерриуэзер даже предлагал правительству установить такие приборы вдоль всего британского побережья, но власти предпочли использовать для этой цели штормглассы Роберта Фицроя.
Предсказатель бурь не получил того признания, на которое надеялся его создатель. Даже оригинальный аппарат, выставленный на Всемирной выставке 1851 года, был впоследствии утерян. Сегодня точную копию этого удивительного метеорологического устройства можно увидеть в музее города Уитби.
Источник: