«Мы – гениальные возбудители. Мы требуем от заплывшего жиром буржуазного общества отмены всех предрассудков. Отныне нет добродетели. Семья, общественные приличия, браки – отменяются. Человек – мужчина и женщина – должен быть голым и свободным. Половые отношения есть достояние общества».
Это текст одной из листовок футуристов, которые на заре советской власти поддерживали ее стремление уничтожить старые устои и быт. Причем молодые коммунисты одними лозунгами не ограничивались.
Fishki рассказывает, какой была недолгая пора «сексуальной раскрепощенности».
«Страна победившего нудизма»
В первые годы после революции по улицам Москвы, Петрограда и других городов часто разгуливали совершенно голые люди, которые заявляли, что таким образом борются со стыдом как с «буржуазным предрассудком». Сотни нудистов спокойно загорали у стен Кремля, не скрываясь ни от одетых купальщиков, ни от обычных прохожих.
На Кропоткинской (ныне Пречистенской) набережной Москвы-реки, напротив храма Христа Спасителя, 1925 г.
Записи иностранцев, посетивших новоявленную Страну Советов, местами напоминали сценарии порнороликов для фетишистов. Американский журналист Хьюберт Никербокер в начале 30-х годов наблюдал на Ленинских горах в Москве такую картину:
«Группа юношей соревновалась в прыжках а длину. Полусотня их находилась в яме для прыжков, либо ожидая своей очереди. Все они были раздеты. Вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях проходя мимо остановились, чтобы понаблюдать за прыжками. Бронзовая юная фигура пролетела в воздухе. Девушки закричали, поскольку заметили, что юноша заступил отметку, затем грянул смех, так как амбициозный атлет грохнулся носом вперед. Девушки пошли дальше».
Мозаика «Хорошее утро», художник Александр Дейнека
«На несколько лет Россия оказалась "страной победившего нудизма", - пишет в книге «Другой Ленин» публицист Александр Майсурян. - Делегации советских нудистов в 20-е годы были самыми многочисленными на международных нудистских конференциях. На основе нудизма развивался и массовый детский отдых – в пионерском лагере "Артек" все дети купались без одежды (что подтверждает архивная киносъемка)».
Купание в «Артеке» в 1920-е гг.
По сравнению с тем, какие нравы царили в обществе еще недавно, это был шокирующий переворот.
Летом 1917 года, всего за пару месяцев до Октября, Ленин гостил на даче у своего близкого соратника Бонч-Бруевича под Петроградом и сокрушался, что соотечественники даже в купальных костюмах стесняются быть на пляже и прячутся по кустам. На что Бонч-Бруевич ему ответил: «К сожалению, у нас слишком много безобразников и нездорового любопытства, что при общей некультурности нередко приводит не только к неприятностям, но и к скандалам».
«Сексуальная свобода переходила в разгульный блуд»
Однако после революции на «общую некультурность» наложились сильно искаженные идеи «свободы и равенства», что привело к другой скандальной крайности. Для молодежи случайный секс стал нормой. Многие супруги принялись открыто изменять друг другу, следуя новому житейскому принципу: «Хорошая жена сама находит подходящую любовницу своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей».
Писательница Наталья Баранская, которая в 1920-е была школьницей, рассказывала в мемуарах про тогдашнее «бесстыдство»: «Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд. Освобожденная от религиозных "догм", от устаревшего понятия греха, от нравственной узды, молодежь 20-х годов разошлась: сексуальная свобода переходила в разгульный блуд».
«Пара в экспрессивном танце», музейное фото Герхарда Рибике, 1930 г.
Комсомольцы с необыкновенным энтузиазмом развивали «теорию стакана воды»: мол, удовлетворить похоть – это все равно что утолить жажду. Когда хочешь пить – просто берешь стакан воды, когда хочешь женщину – просто берешь эту женщину. Отношения сводились к грубой физиологии, без любви, ухаживаний и какой-либо ответственности.
Вот записи студентов тех лет из книги историка Александра Рожкова «В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов».
«Пойдешь на вечер или еще куда, тут тебе и воля. Иногда неудача. Ерепенится иная стерва, хоть и хороша, да бросишь, потому что с такой все равно ничего не выйдет. Ну а с другой девкой пойдешь в сад, луна и все такое. А там, конечно, слово за слово – ну и в "дамки". Бери от жизни все, что можно. Что сорвал, то твое. Я вот и счет давно утерял, скольких девушек перелюбил. Тут необходимо уменье, быстрота и натиск!»
«Я столкнулась с тем, что в большинстве студенты смотрят на студенток, как на предмет широкого потребления. Видят в них только женщину и "крутят любовь", не любя. Мои товарки, начинающие жить половой жизнью, легко сходятся и расстаются, и без всякого морального угнетения делают аборты. Весь ужас в том, что делается это повседневно, буднично и просто, и все к этому привыкли».
Иллюстрация к сценарию комсомольского агитспектакля 1920-х
«Теория стакана воды» доходила в своем цинизме до оправдания изнасилований. У парней была популярна поговорка: «Сила любви прямо пропорциональна сопротивлению материала» (то есть сопротивлению девушки). Считалось, что женщина обязана подчиняться тому, кто ее вожделеет, если же нет, то ее в лучшем случае затравят как «недостойную мелкобуржуазную дуру», а в худшем – возьмут силой.
В 1925 году все это пыталась критиковать в «Правде» глава Женотдела при ЦК партии Софья Смидович: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста».
Ленин и Крупская были нудистами?
Некоторые современные авторы «исторического» чтива утверждают, что бесстыдство и половая распущенность поощрялись советскими властями. Например, «практикующий врач, профессор» Николай Алексеев в иллюстрированной истории нудизма 2004 года сообщает, будто Ленин на даче Бонч-Бруевича «собственноручно написал "Устав российского общества нудистов"».
Само собой, такого устава за подписью Ульянова-Ленина не существует. В его многотомных трудах вообще нет ни слова о нудизме, хотя в годы эмиграции в Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии он вместе с Крупской познакомился с идеологией и бытом натуристов.
Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях передает слова Ленина на том самом озере, где в 1917 году он разочарованно наблюдал за робкими купальщиками: «Помилуйте, за границей же купаются вместе сотни и тысячи людей, не только в костюмах, но бывает и без костюмов, и однако никогда не приходится слышать о каких-либо скандалах на этой почве. С этим надо решительно бороться... Нам предстоит большая работа за новые формы жизни, без поповской елейности и ханжества скрытых развратников».
Владимир Маяковский и Лиля Брик на курорте в Германии, 1922 г.
Популярный в Европе германский «натуризм», чьи идеи разделяли Ленин и Крупская, был не столько о разгуливании голышом, сколько о здоровом образе жизни и бережном отношении к природе. Нудизм – это лишь часть натуризма, но эти понятия стали смешивать и путать. Так основателя советского государства и его соратников легкомысленно записали в нудисты.
На самом деле, приводя в пример европейский натуризм, Ленин вовсе не пропагандировал публичную обнаженку, а говорил о необходимости повышать культуру совместного досуга, когда мужчины и женщины могли бы, как в Европе, массово загорать и купаться в свое удовольствие, не боясь хулиганов и скандалистов.
Но, как пишет Александр Майсурян, «бульварно-эротическая печать России по-своему отразила приход большевиков к власти: как наступление эры вседозволенности». Появлялись карикатуры и фривольные рисунки, которые читатели, видимо, воспринимали всерьез – как рекламу нового курса на бесстыдство. Газеты подогревали азарт, описывая комичные сценки с участием «свободных купальщиков». Например, как их пытаются разогнать суровые милиционеры, а те, в чем мать родила, бегут врассыпную по набережной под дружный хохот трамвайных зевак.
Кондуктор выгоняет из трамвая голого пропагандиста. Иллюстрация к сатирическому рассказу Евгения Петрова «Идейный Никудыкин» (1924 г.)
«В Совдепии можно ходить голыми, прикрываясь газеткой "Коммунист"»
Из дневника Михаила Булгакова 1924 года:
«12 сентября. Пятница.Яркий солнечный день.Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».Общество «Долой стыд!», которое особенно активно эпатировало москвичей в 20-е годы, объединило самых радикальных «борцов против ханжества». Голые активисты, с одной только красной лентой с лозунгом, разгуливали по городу парами и группами и раздавали свои рекламные листовки.
Они устраивали свои демонстрации еще в 1910-е годы, но тогда на них быстро находили управу. Советский поэт-имажинист Матвей Ройзман забавно описал в мемуарах один московский случай с голым культуристом Владимиром Гольцшмидтом и двумя его спутницами.
«Толпа окружила голых проповедников и с каждой минутой росла. Вдруг откуда не возьмись бойкая старушка закричала: "Ах вы, бесстыжие глаза!" – и стала довольно усердно обрабатывать одну из обнаженных девиц белым зонтиком. Та несла двумя руками древко [с лозунгом «Долой стыд!». – Fishki] и не могла защищаться. Обозлившись, [Гольцшмидт] вырвал зонтик из рук старушки и забросил в Дмитровский переулок. Старушка упала и завопила. Толпа стала угрожающе надвигаться на Гольцшмидта и его спутниц».
Подоспевшие в этот момент милиционеры доставили троицу КПЗ, а после суда их выслали из Москвы.
Гольцшмидт в образе аборигена, начало 1920-х
Но в 20-е годы «бесстыжих» уже никто не высылал. Сейчас пресса пишет, что правительство большевиков негласно покровительствовало голым демонстрантам. Но на самом деле власти поначалу просто не знали, как быть.
С одной стороны, они провозгласили полную свободу рабочего класса – а тому захотелось разгуливать голышом: как же теперь запретишь? К тому же чисто идейно обнаженка уравнивала всех со всеми, ведь без одежды не видны ни профессия, ни социальный статус.
С другой стороны, публичные нудисты портили картину «победившего социализма». «У мира уже достаточно было ложных понятий о коммунистической революции и без излишнего представления о том, что окоченевшая русская нация ходит голой в бреду сумасшествия», - писал упомянутый американский репортер Никербокер.
Часть плаката белогвардейцев, которые по-своему расценили популярность нудизма при большевиках
«Как устроить свою половую жизнь? Верный рецепт: воздержание»
В итоге власти покончили с публичным обнажением и развратом весьма хитроумно. Нарком здравоохранения Николай Семашко выпустил предупреждение о том, что городской воздух загрязнен и напичкан вредными для человеческой кожи микробами.
В свою очередь нарком просвещения Анатолий Луначарский выступил с докладом о свободной любви, в котором призвал молодежь к воздержанию. Вооружившись цитатами Ленина, он очень логично разъяснил, что полюбившаяся комсомольцам «теория стакана воды» ничем не отличается от «буржуйского» отношения к женщине как к проститутке.
«Коммунизм немыслим без полноты любовной жизни, дающей настоящую жизнерадостность. Однако безобразный сейчас избыток половой жизни не приносит с собой жизнерадостность и бодрость, наоборот, уменьшает их», - внушал Луначарский, ссылаясь на Ленина.
Заводские работницы с эмблемами «Коммунистического интернационала молодежи», 1935 г.
«Какой же рецепт мы можем дать молодежи в ответ на ее вопрос о том, как ей устроить свою половую жизнь? Первый и абсолютно верный рецепт заключается в следующем: воздержание. Воздержание для молодежи ничуть не вредно».
А начиная с середины 30-х годов в СССР стали так яростно насаждать «нравственность», что к 80-м он, как известно, превратился в страну, где «нет секса». Подробнее: «Половые заповеди пролетариата». Как в СССР боролись с аморалкой
- Вомбат воспользовался возможностью
- Люди уступили дорогу пингвину
- Отличная идея для совместного досуга – рисование портретов друг друга
- Зрелищные кадры песчаного вихря из Аргентины
- Отец побил сына во время хоккейного матча в Канаде