28301
5
Василий Суриков очень крут. Мало кто может посоревноваться с ним в тщательной проработке деталей и отсылочек. И как идеальный пример - его «Боярыня Морозова».
Главная сила картины – сюжет. Полотно показывает отъезд в ссылку Федосьи Морозовой, которая вместе с протопопом Аввакумом стала символов раскола Русской православной церкви. Давайте еще мальца разберемся, что за раскол.
Главная сила картины – сюжет. Полотно показывает отъезд в ссылку Федосьи Морозовой, которая вместе с протопопом Аввакумом стала символов раскола Русской православной церкви. Давайте еще мальца разберемся, что за раскол.
Василий Суриков - «Боярыня Морозова», 1887
После реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два непримиримых лагеря, реформаторов и старообрядцев. Морозова тусила с последними, и во время преследований не отреклась от своих взглядов. Не спасли ее ни родство с царем, ни огромное состояние, в итоге царь отправил ее в ссылку, где она и умерла от голода. Добавляет драматизма картине, не правда ли?
Собственно, мучения Морозовой Суриков показывает отлично. Закованная, на крестьянских санях с соломой, исхудавшая и слабая, но все равно решительная. Художник долго искал прототип для боярыни, и в итоге случайно нашел среди старообрядцев. Да, тут у нас все закольцовано)
Собственно, мучения Морозовой Суриков показывает отлично. Закованная, на крестьянских санях с соломой, исхудавшая и слабая, но все равно решительная. Художник долго искал прототип для боярыни, и в итоге случайно нашел среди старообрядцев. Да, тут у нас все закольцовано)
Вот, зацените поближе. Бледная боярыня и фирменные два пальца (так крестились до реформ Никона), а еще гамма эмоций в толпе:
И много, куча деталей. Наряды тщательно подобраны и полностью соответствуют статусам персонажам, достоверно изображены даже старообрядческие четки.
Посох у мужика тоже достоверный - Суриков как то повстречал одну необычную старушку, и после небольшой погони смог зарисовать ее инструмент.
Всех писал с натуры, у каждого персонажа свой прототип. Суриков погонялся за некоторыми бабушками, за червонец упросил алкаша с рынка попозировать для юродивого, собирал на улице пацанов..
Посох у мужика тоже достоверный - Суриков как то повстречал одну необычную старушку, и после небольшой погони смог зарисовать ее инструмент.
Всех писал с натуры, у каждого персонажа свой прототип. Суриков погонялся за некоторыми бабушками, за червонец упросил алкаша с рынка попозировать для юродивого, собирал на улице пацанов..
×
Разная реакция толпы на событие, блин, даже снег как настоящий:
Кстати, обратите внимание, картина как будто движется. Получилось это не сразу, Суриков долго ломал голову над задачкой. Весь секрет в мальчике, который бежит рядом – именно благодаря мальцу сани тоже поехали.
Вот тут отлично видно, как получилось сдвинуть сани с места. Еще маленькая деталька - в верхнем левом углу угарают два боярина-тролля:
Очень мощная картина. Суриков постарался вложить как можно больше символов и намеков, и у него получилось. Девушки скорбят, юродивый не боится повторять за опальной боярыней, мусульмане (они есть в толпе, все суровые на вид) уважительно глядят, бояры ржут.
4 года потребовалось художнику, чтобы найти всех прототипов и написать конечный вариант огромной картины. А она действительно здоровая - 3 на 5,8 метров.
Как говорится - мое уважение!)
4 года потребовалось художнику, чтобы найти всех прототипов и написать конечный вариант огромной картины. А она действительно здоровая - 3 на 5,8 метров.
Как говорится - мое уважение!)
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем инстаграме, там интересно:
Ссылки по теме:
- Мини-Моне: 16-летний импрессионист покорил рынок современного искусства
- Гиперреалистичные женские портреты от Филиппа Вебера
- Швейцарский художник нарисовал в Альпах картину площадью три тысячи квадратных метров
- Искусство для эпохи коронавируса: люди исключены!
- Дизайнер наглядно показал уникальность стилей легендарных художников, объединив 4 их картины в одну
Новости партнёров
реклама
шо боярыня Морозову сослали не за раскольничество, а за беспредел над холопами.
даже по тем временам она была маньячкой. от недоёпа всё.
ну и между делом отжали все имущество у богатейшей боярыни в Руси.
раскольничество было только в том, шо она с каким-то старовером переписывалась и деньги ему давала.
это логичней. как-то странно отправление раскольников в монастырь...
вроде их просто казнили, если не "ломались".
Сюжет играет главную роль в каком-нибудь романе или рассказе. А в живописи важно другое - композиция и колорит. К примеру, мало кто может точно описать библейский сюжет картины "Возвращение блудного сына", но тщательно выписанная Рембрандтом пятка бродяги, странно сочетающаяся с его бритым затылком, завораживает всех.
Встретил интересную информацию про композицию в картинах Сурикова. Оказывается психологи обнаружили четыре основных вида диагональных направлений в его произведениях:
1. Слева направо в глубину от зрителя (диагональ победы).
2. Справа налево в глубину (диагональ поражения)
3. Справа налево из глубины на зрителя (диагональ входа)
4. Слева направо из глубины или вниз (демонстрационная диагональ).
В "Боярыне Морозовой" реализована "диагональ № 2". Контраст мощного воздействия боярыни на народ с общей "пораженческой" композицией картины и рождает у зрителя ощущение трагической безысходности.
Вот и я удивляюсь тому, насколько массивными изображены сани. Хотя если её ссылали в Боровск, сейчас Калужская область... Не удалось найти что там было в те времена, но завод металлоконструкций там сейчас есть. Так, что возможно, что-то тяжёлое оттуда в Москву возили, ну а обратно, в порожние сани погрузили ссыльных Морозовых. Для перевозки тяжестей могли запрячь и тройку лошадей, а для Морозовой и одной достаточно.
Такого добра в Петербурге во времена Сурикова было навалом, явно писал с натуры. Конструкция проверенная веками.
А не как у автора тут написано мол алкаш за червонец. Так что маслу запарту или пересматривать классику.