10800
6
В 1964 году режиссер Константин Воинов снял фильм «Женитьба Бальзаминова», сценарий которого сделал из трех пьес Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)».
В комедии о браке по расчету мелкого провинциального чиновника снялись Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Людмила Шагалова, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко, Ролан Быков, Надежда Румянцева.
«Женитьба набальзамированного»
Воинов и Вицин были давними друзьями и с 1936 года мечтали вместе создать картину, тогда им было по 18 лет. Сбылось это лишь в 1964 году, на момент съемок Вицину было уже 47 лет, а его герою, Мише Бальзаминову, – 25. Чтобы «омолодить» актера, каждый день (а съемки шли летом) на него накладывался толстый слой грима. «Женитьба набальзамированного», – шутил Георгий Михайлович, глядя на себя в зеркало. Актер выбрал кудрявый рыжий парик и каждый раз собственноручно долго и кропотливо рисовал на лице веснушки. Чтобы лицо казалось румянее и худее, в тональный крем он добавлял красную краску. Однако гримом подготовка к «Женитьбе» не исчерпывалась. Перед началом съемок Вицин отправился стройнеть в Сухуми, где целый месяц тренировался с местными футболистами. Приблизиться к юношеской физической форме, осанке и походке «Бальзаминову» также помогала йога, которой актер в те годы очень увлекался.
По иронии судьбы Людмила Шагалова, которую Воинов утвердил на роль матери Миши Бальзаминова, была на шесть лет младше Вицина. И если Георгия Михайловича молодили, то Людмилу Александровну нещадно старили, превращая миловидную 41-летнюю женщину в старуху. Морщины на лице создавались с помощью пара, из-за которого ее лицо становилось похожим на печеное яблоко, и специального клея. Каждый день на грим Шагаловой уходило несколько часов. По вечерам актриса разглаживала кожу на лице дорожным утюжком.
Воинов и Вицин были давними друзьями и с 1936 года мечтали вместе создать картину, тогда им было по 18 лет. Сбылось это лишь в 1964 году, на момент съемок Вицину было уже 47 лет, а его герою, Мише Бальзаминову, – 25. Чтобы «омолодить» актера, каждый день (а съемки шли летом) на него накладывался толстый слой грима. «Женитьба набальзамированного», – шутил Георгий Михайлович, глядя на себя в зеркало. Актер выбрал кудрявый рыжий парик и каждый раз собственноручно долго и кропотливо рисовал на лице веснушки. Чтобы лицо казалось румянее и худее, в тональный крем он добавлял красную краску. Однако гримом подготовка к «Женитьбе» не исчерпывалась. Перед началом съемок Вицин отправился стройнеть в Сухуми, где целый месяц тренировался с местными футболистами. Приблизиться к юношеской физической форме, осанке и походке «Бальзаминову» также помогала йога, которой актер в те годы очень увлекался.
По иронии судьбы Людмила Шагалова, которую Воинов утвердил на роль матери Миши Бальзаминова, была на шесть лет младше Вицина. И если Георгия Михайловича молодили, то Людмилу Александровну нещадно старили, превращая миловидную 41-летнюю женщину в старуху. Морщины на лице создавались с помощью пара, из-за которого ее лицо становилось похожим на печеное яблоко, и специального клея. Каждый день на грим Шагаловой уходило несколько часов. По вечерам актриса разглаживала кожу на лице дорожным утюжком.
×
Безжалостные дубли
Константин Воинов снимал очень придирчиво, некоторые сцены актерам приходилось повторять десятки раз. Одной из таких злополучных сцен для Нонны Мордюковой и Георгия Вицина стала сцена поцелуя во время чаепития. Жара, костюмы, грим, и вот уже в 20-й раз Мордюкова впечатывает поцелуй в губы покорного Бальзаминова, страстно вжимая его в забор. Актриса все не могла понять, чего от нее хочет режиссер, и на 29-й раз решила просто полностью скопировать интонации Воинова, когда он объяснял ей, как надо играть. Этот дубль режиссера, наконец, удовлетворил.
В том же эпизоде сваха, которую играла Лидия Смирнова, с удовольствием уплетает пирог с повидлом. Этот пирог актрисе пришлось есть 15 дублей, до тошноты. Смирнова и Воинов больше 30 лет были любовниками, что не было секретом ни для кого, однако это не спасло актрису от экзекуции.
«Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило», – делилась воспоминаниями Смирнова.
Константин Воинов снимал очень придирчиво, некоторые сцены актерам приходилось повторять десятки раз. Одной из таких злополучных сцен для Нонны Мордюковой и Георгия Вицина стала сцена поцелуя во время чаепития. Жара, костюмы, грим, и вот уже в 20-й раз Мордюкова впечатывает поцелуй в губы покорного Бальзаминова, страстно вжимая его в забор. Актриса все не могла понять, чего от нее хочет режиссер, и на 29-й раз решила просто полностью скопировать интонации Воинова, когда он объяснял ей, как надо играть. Этот дубль режиссера, наконец, удовлетворил.
В том же эпизоде сваха, которую играла Лидия Смирнова, с удовольствием уплетает пирог с повидлом. Этот пирог актрисе пришлось есть 15 дублей, до тошноты. Смирнова и Воинов больше 30 лет были любовниками, что не было секретом ни для кого, однако это не спасло актрису от экзекуции.
«Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило», – делилась воспоминаниями Смирнова.
Трудовые будни в Суздале
Атмосфера маленького заштатного городка уходящей в прошлое страны в «Женитьбе Бальзаминова» – бесценна. Воинов выбрал в качестве места съемок древний Суздаль.
«Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие‑то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух – все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали», – писала Лидия Смирнова.
И хотя до этого киношники Суздаль не замечали, так получилось, что в 1964-м там одновременно снимались три картины: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» и «Выстрел». Места, связанные с «Женитьбой», стали новыми достопримечательностями города. Так, дом Бальзаминова находится по адресу Старая улица, 13. В том же доме, только с другого ракурса, снимали дом Анфисы и Раисы.
Сегодня в Суздале есть туристическая инфраструктура, а в 1964 году жить съемочной группе приходилось более чем скромно. Была одна единственная трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, актеры жили по двое-трое в комнате. Так, Константин Воинов делил кров с Вициным и оператором, Лидия Смирнова – с Шагаловой и Конюховой и так далее. Еду готовили себе сами и каждый день смотрели с балкона, что бабы принесли продавать: обычное молоко или топленое, а может, сливки. Гостиница находилась рядом с центральной площадью и рынком, на котором суздальцы продавали крынки с молочной продукцией, земляникой, черникой.
Атмосфера маленького заштатного городка уходящей в прошлое страны в «Женитьбе Бальзаминова» – бесценна. Воинов выбрал в качестве места съемок древний Суздаль.
«Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие‑то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух – все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали», – писала Лидия Смирнова.
И хотя до этого киношники Суздаль не замечали, так получилось, что в 1964-м там одновременно снимались три картины: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» и «Выстрел». Места, связанные с «Женитьбой», стали новыми достопримечательностями города. Так, дом Бальзаминова находится по адресу Старая улица, 13. В том же доме, только с другого ракурса, снимали дом Анфисы и Раисы.
Сегодня в Суздале есть туристическая инфраструктура, а в 1964 году жить съемочной группе приходилось более чем скромно. Была одна единственная трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, актеры жили по двое-трое в комнате. Так, Константин Воинов делил кров с Вициным и оператором, Лидия Смирнова – с Шагаловой и Конюховой и так далее. Еду готовили себе сами и каждый день смотрели с балкона, что бабы принесли продавать: обычное молоко или топленое, а может, сливки. Гостиница находилась рядом с центральной площадью и рынком, на котором суздальцы продавали крынки с молочной продукцией, земляникой, черникой.
Одна из последних ролей Екатерины Савиновой
Звезда фильма «Приходите завтра», актриса и певица Екатерина Савинова снималась в «Женитьбе Бальзаминова», когда ее здоровье уже дало сильный сбой. Однажды актриса заразилась бруцеллезом, предположительно выпив парного молока на съемках в Крыму. Болезнь развивалась, разрушая организм Савиновой, долгое время врачи не могли установить причину. Болезнь повлияла на головной мозг, у Екатерины Федоровны развилось состояние, сходное с шизофренией. Она все время слышала голоса.
В «Женитьбе Бальзаминова» Савиновой досталась роль Матрены – служанки Бальзаминовых. Несмотря на тяжелую болезнь, она сумела сделать эту небольшую роль талантливой и уникальной. Говорили, что на съемках актриса странно выглядела и говорила, что была недовольна своей работой и просила Константина Воинова переозвучить ее. К счастью, Матрена осталась прежней. Однако это была последняя яркая роль Екатерины Федоровны. Через шесть лет после съемок она покончила с собой, бросившись под поезд.
Звезда фильма «Приходите завтра», актриса и певица Екатерина Савинова снималась в «Женитьбе Бальзаминова», когда ее здоровье уже дало сильный сбой. Однажды актриса заразилась бруцеллезом, предположительно выпив парного молока на съемках в Крыму. Болезнь развивалась, разрушая организм Савиновой, долгое время врачи не могли установить причину. Болезнь повлияла на головной мозг, у Екатерины Федоровны развилось состояние, сходное с шизофренией. Она все время слышала голоса.
В «Женитьбе Бальзаминова» Савиновой досталась роль Матрены – служанки Бальзаминовых. Несмотря на тяжелую болезнь, она сумела сделать эту небольшую роль талантливой и уникальной. Говорили, что на съемках актриса странно выглядела и говорила, что была недовольна своей работой и просила Константина Воинова переозвучить ее. К счастью, Матрена осталась прежней. Однако это была последняя яркая роль Екатерины Федоровны. Через шесть лет после съемок она покончила с собой, бросившись под поезд.
Источник:
Ссылки по теме:
- Как снимали фильм "Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега"
- 10 лучших фильмов Райана Рейнольдса: заботливого отца, остроумного мужа и Дэдпула мирового кино
- 10 лучших фильмов Никиты Михалкова: русского режиссёра с «Оскаром» и славным прошлым
- Арнольд Шварцнеггер выложил уникальные кадры со съёмок «Терминатора» в честь 35-летия картины
- 20 отличных фильмов, снятых по произведениям русских классиков
Новости партнёров
реклама
Иван Яковлевич реальный человек.
Иван Яковлевич Корейша – знаменитый московский юродивый и прорицатель 19 века. Человек, чья жизнь была окружена массовым народным почитанием и славой. Личность Ивана Яковлевича нашла отражением в произведениях Достоевского, Толстого, Лескова, Островского... Лежал в Преображенской больнице для душевнобольных (ул. Матросская Тишина д. 20).