18167
2
Что, с точки зрения среднего обывателя, то же Средневековье? Да то же самое, что и сейчас, только люди были одеты несколько старомодно (МОДА была другая), да и ездили все зачем-то не на машинах, а на лошадях. И то, в последнее время Голливуд все чаще даже в своих комиксовых фильмах про рыцарей и робингудов все равно одевает героев в джинсы, а дам - в лифчики и штанишки в обтяжку, потому что ЗРИТЕЛЬ ХОЧЕТ ДОСТОВЕРНОСТИ.
А достоверность - это "как сегодня", а не фантазии какие-то! Железная логика.
И, в частности, сегодняшний зритель/обыватель переносит на средневековых жителей свои собственные психологические особенности, в частности - ту же МАНИЮ ЧИСТОТЫ. Если кто-то живет в доме с ванной и привык становиться под душ каждый день (в первую очередь потому, что МОЖЕТ) - он уже свято верит, что его страсть мыться и чистить зубы - это что-то вроде бАЗОВОЙ потребности, одного порядка с потребностью есть и спать! А раз так - то (думает обыватель) как же может быть, что люди в Средневековье в массе НЕ МЫЛИСЬ (не говоря уж про чистку зубов)? У них что же - были другие базовые потребности? Они что - были НЕ ЛЮДИ?!!
А еще хуже, если, допустим, кто-то привык с детства восхищаться д'Артаньяном и его веселыми друзьями. И тут ему говорят, что от д'Артаньяна всю жизнь воняло, как от козла, что так же несло у него изо рта (от зубов, которые он отродясь не чистил), что у него были стабильно грязные портки (которые его слуга разве что чистил щеткой, но никогда не стирал)? А прекрасная миледи, как и не менее прекрасная Королева, с юности пользовались свинцовыми белилами для своих нежных лиц - из-за чего уже годам к 30-35 их кожа лица превратится (или уже превратилась) черт знает во что? И да - ведь и на мушкетерах, и на их подругах - целые КОЛОНИИ вшей и блох, они по ним ползают вовсю даже в момент их самых страстных свиданий и объяснений, только вот Дюма об этом почему-то ничего не пишет!
А так бы - достоверности ради - следовало бы писать как-то так:
- О, моя дорогая! - вскричал д'Артаньян (машинально давя вошь у себя на шее)
- Как, это вы?! - воскликнула г-жа Бонасье (по ее прелестной щеке с только что нанесенными свинцовыми белилами в этот момент деловито прошмыгнула блоха)
И т.д.
Ужас, не правда ли?
А ведь, прежде чем падать в обморок от возмущения, достаточно просто подумать и представить себе реальную ситуацию в средневековых городах. Про них нам достоверно известно две важные вещи, два факта - из которых и вытекает (во всех смыслах) все остальное. Это
а) в городах не было водопровода
б) в городах не было канализации.
Собственно, этого уже достаточно. Вообразим себе, что с НАШИМИ городами случится то же самое - то есть враз исчезнут и водопровод, и канализация. Вопрос - сумеем ли мы сохранить на прежнем уровне свои стандарты санитарии и гигиены? Очевидно, что нет.
В отсутствие водопровода ВОДА сама по себе была в средневековых городах весьма ценным ресурсом, который тратить на мытье было немыслимым транжирством. Отсюда - все остальное. Это не люди были "плохие", это жизнь была такая. И ничего с этим поделать, вплоть до 19 века, было нельзя.
Одно несколько утешает. Конечно, любой современный человек, попади он в средневековый город или даже замок, непрерывно бы охреневал от дикого зловония, от самых мерзких (с нашей точки зрения) запахов, которые шли бы отовсюду, но больше всего - от людей (и в том числе - от знатных особ). Слабый аналог - это как оказаться в плотном окружении самых вонючих бомжей с помойки. Кто-то, может, лишился бы сознания - но мало кто, я думаю, сумел бы привыкнуть - и в лучшем случае бежал бы из города, зажав нос, навсегда. НО! Сами жители тех городов в такой атмосфере РОЖДАЛИСЬ. Они просто не знали ничего другого! И, смею надеяться, они эту вонь практически не чувствовали. Считали, что "только так и бывает". И слава богу.
Вот еще перл:
" В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
И, в частности, сегодняшний зритель/обыватель переносит на средневековых жителей свои собственные психологические особенности, в частности - ту же МАНИЮ ЧИСТОТЫ. Если кто-то живет в доме с ванной и привык становиться под душ каждый день (в первую очередь потому, что МОЖЕТ) - он уже свято верит, что его страсть мыться и чистить зубы - это что-то вроде бАЗОВОЙ потребности, одного порядка с потребностью есть и спать! А раз так - то (думает обыватель) как же может быть, что люди в Средневековье в массе НЕ МЫЛИСЬ (не говоря уж про чистку зубов)? У них что же - были другие базовые потребности? Они что - были НЕ ЛЮДИ?!!
А еще хуже, если, допустим, кто-то привык с детства восхищаться д'Артаньяном и его веселыми друзьями. И тут ему говорят, что от д'Артаньяна всю жизнь воняло, как от козла, что так же несло у него изо рта (от зубов, которые он отродясь не чистил), что у него были стабильно грязные портки (которые его слуга разве что чистил щеткой, но никогда не стирал)? А прекрасная миледи, как и не менее прекрасная Королева, с юности пользовались свинцовыми белилами для своих нежных лиц - из-за чего уже годам к 30-35 их кожа лица превратится (или уже превратилась) черт знает во что? И да - ведь и на мушкетерах, и на их подругах - целые КОЛОНИИ вшей и блох, они по ним ползают вовсю даже в момент их самых страстных свиданий и объяснений, только вот Дюма об этом почему-то ничего не пишет!
А так бы - достоверности ради - следовало бы писать как-то так:
- О, моя дорогая! - вскричал д'Артаньян (машинально давя вошь у себя на шее)
- Как, это вы?! - воскликнула г-жа Бонасье (по ее прелестной щеке с только что нанесенными свинцовыми белилами в этот момент деловито прошмыгнула блоха)
И т.д.
Ужас, не правда ли?
А ведь, прежде чем падать в обморок от возмущения, достаточно просто подумать и представить себе реальную ситуацию в средневековых городах. Про них нам достоверно известно две важные вещи, два факта - из которых и вытекает (во всех смыслах) все остальное. Это
а) в городах не было водопровода
б) в городах не было канализации.
Собственно, этого уже достаточно. Вообразим себе, что с НАШИМИ городами случится то же самое - то есть враз исчезнут и водопровод, и канализация. Вопрос - сумеем ли мы сохранить на прежнем уровне свои стандарты санитарии и гигиены? Очевидно, что нет.
В отсутствие водопровода ВОДА сама по себе была в средневековых городах весьма ценным ресурсом, который тратить на мытье было немыслимым транжирством. Отсюда - все остальное. Это не люди были "плохие", это жизнь была такая. И ничего с этим поделать, вплоть до 19 века, было нельзя.
Одно несколько утешает. Конечно, любой современный человек, попади он в средневековый город или даже замок, непрерывно бы охреневал от дикого зловония, от самых мерзких (с нашей точки зрения) запахов, которые шли бы отовсюду, но больше всего - от людей (и в том числе - от знатных особ). Слабый аналог - это как оказаться в плотном окружении самых вонючих бомжей с помойки. Кто-то, может, лишился бы сознания - но мало кто, я думаю, сумел бы привыкнуть - и в лучшем случае бежал бы из города, зажав нос, навсегда. НО! Сами жители тех городов в такой атмосфере РОЖДАЛИСЬ. Они просто не знали ничего другого! И, смею надеяться, они эту вонь практически не чувствовали. Считали, что "только так и бывает". И слава богу.
Вот еще перл:
" В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Источник:
Ссылки по теме:
- Почему потеют подмышки?
- На терминалах самообслуживания в "Макдоналдсе" обнаружены фекалии
- Роспотребнадзор взялся обучить сограждан правильно мылить руки и смывать за собой
- Аромат возраста, или Почему старые люди плохо пахнут?
- Почему нельзя давать расческу другим людям?
Новости партнёров
реклама
Да и литература совершенно не при чем - читать нужно документы.
Например:
«Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII.
«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.»
«Саксонское зерцало», статья 89:
«Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения.»
Общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18:
«Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен.»
Ну и, наконец, литература (правда современная), которую вы, конечно же, не читали:
Фернан Бродель «Структуры повседневности»:
«Бани были правилом во всей средневековой Европе как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.»
Еще почитайте про Великую Тартарию, ну и как славяно-арии прилетели на вайтманах из далекой галактики..
PS Декламировать- это читать вслух.
15-16-ый века, это уже, вроде как, возрождение, а не средневековье. Откуда вы почерпнули сакральные знания, что мылись раз в полгода? Из той самой средневековой литературы?
>>>Но с 16 века эта практика сходит на нет, и в 17-18 веках люди стараются не мыться вообще.
Очередная сказка. К 17-ому веку появились четкие правила гигиены. Они не слишком похожи на современные, но мытье было обязательным. Только вот изменился подход. Вместо общественных бань стали мыться в тазах и банях, потому что врачи посчитали, что умываться нужно исключительно холодной водой.
К примеру:
For stench under arm - holes , first pluck away the hairs of the armhole and wash them well with white wine and rosewater wherein you have boiled Cassia lignum”/ Чтобы устранить запах из подмышек, выщипи там волосы, прокипяти белое вино, розовую воду и стебли корицы и вымой подмышки хорошенько, используя эту жидкость“( Hannah Woolley, The Accomplish ' d Ladies Delight, 1684)
А иначе я тоже так могу:
"Средневековая езда на мамонтах возникла не внезапно, создание Калом Великим Империи Франков и войны с мусульманским халифатом познакомили раннесредневековых европейцев с чернокнижием Северной Африки. Как следствие, высшая феодальная знать увлекалась алхимией, колдовством, спиритизмом и некромантией. Недаром церковь в те времена выпускала множество поучений против колдовства. Трудно сказать, кто и где впервые воскресил мамонта, однако, уже к 1096 г ( к Первому крестовому походу) шестисто-хобитастые гиганты наводнили Европу. На соборе в Клермоне, где Папа Урбан провозгласил первый крестовый поход, хронисты отмечают большое количество рыцарей, прибывших не только на конях, но со слугами и "elefantus magnus" - т.е. Великими Слонами. Тогдашние хронисты также отмечают, что 1096 год выдался для Клермона очень убыточным- мало того, что неповоротливые мамонты порушили здания и выпили всю воду, так еще и загрязнили узкие улицы большим количеством навоза. Есть мниние, что поход на Иерусалим папа Римский объвил вовсе не для защиты гроба Господня и любви к византийскому императору Алексею Комнину, а для того, чтобы поскорее удалить из европы самих рыцарей и их прожорливых мамонтов.......
Надо продолжать?
Автор какой-то "Анималов" с сайта "Как и почему". https://kipmu.ru/kak-v-srednie-veka-lyudi-mylis-i-chto-takoe-ubornaya/https://kipmu.ru/kak-v-srednie-veka-lyudi-mylis-i-chto-takoe-ubornaya/
Кто это? А хз, некто, вроде авторов СПИД-инфо про НЛО и русалок. Ссылок в тексте- нет. Ну в общем, читай такую "литературу" и дальше))))
Иди уже отсюда читатель, не позорься окончательно
Исторический факт (более-менее) выглядит вот так: Меньшиков Александр Данилович "Мои воспоминания о Версале", Москва, изд. "Правда", 2003, стр.24: "Когда мы с Минхерцем приехали в Версаль, то отнюдь не обнаружили нужников. Нужду французские дворяне, как оказалось, справляют под кустом".......
___________________________
Там была другая концепция. Не король должен идти к нужнику, а нужник должен в случае надобности прийти к королю. По сути версальские туалеты представляли собой переносные туалетные кабинки. Богато изукрашенная конструкция под балдахином приносилась туда, где в ней возникала нужда. Вельможа уединялся в ней и делал свои дела, после чего слуги уносили все это прочь.
Также давайте данные как мылись франки/германцы до крещения, и как после!
А если вы сравниваете языческих римлян на побережье с крещенными французами, то это как жопу с пальцем сравнивать.
"А христианские святые (ну, когда ещё вступали на тропу святости) начинали с того обычно, что переставали бриться, стричься и мыться".
Ну да, взять парочку монахов и выдать за всех....
Почитай заодно ибн Фадлана про нравы русов, и узнгаешь, что язычники тоже любили волосню, и ритуально умывались из одной чаши....
Источник:
Впрочем именно поэтому чума Россию и обошла стороной.
Для сведения:
"ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАНАЛИЗАЦИИ В ЕВРОПЕ
После длительного периода застоя в средневековье интенсивное строительство канализации началось в Европе лишь в XIX в. Наибольший объем оно получило в Англии, которая одной из первых встала на путь промышленного развития и где быстрее всего происходил рост городов. Канализационные системы, хотя и малосовершенные, имелись в Англии в 1833 г. более чем в 50 городах. Значительно позже началось строительство канализации в Германии (Гамбург с 1843 г., Штеттин с 1862 г., Франкфурт-на-Майне с 1867 г., Данциг с 1870 г., Берлин с 1873 г. и т. д.). К 1870 г. В Германии насчитывалось более 50 крупных городов, имевших канализацию. Медленно развивалось канализирование городов Франции, хотя канализированее самого Парижа было начато еще во второй половине XIV столетия. Более быстрым темпом шло строительство канализации городов США к 1902 г. было канализировано около 1000 городов.
Строительство в городах Европы и Америки канализации, обеспечивающей лишь отведение загрязненных сточных вод и выпуск их без очистки в водоемы, очень скоро привело к резкому загрязнению последних.
Последствия этого первой ощутила Англия как в связи со значительным развитием городов, так и вследствие маловодности рек, не обеспечивающих необходимого разбавления сточных вод и самоочищения водоемов. Поэтому еще в 1861 г. в Англии был издан закон об очистке и освобождении сточных вод перед выпуском в реки от фекальных масс и гниющих веществ. Это было первым шагом к постановке в законодательном порядке вопроса об очистке сточных вод. Затем, на основании работ специальных комиссий в 1870 и 1876 гг., были установлены нормы очистки сточных вод при выпуске их в реки в зависимости от степени разбавления."
И ещё на всякий случай:
"КАНАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ
Первые известные подземные каналы для отвода сточных вод в России были устроены еще в XIV в. (Новгород, Кремль в Москве). Однако в последующем Россия отставала в темпах и объеме канализационного строительства от других стран. Середина XVIII в. В это время в Петербурге началось широкое применение каналов, в том числе крупных (3,8X3,6 м), для отвода атмосферных вод. А в эти каналы поступали и бытовые воды. В 1832 г. протяженность водостоков Петербурга составляла уже 95 км и превышала протяженность сетей Парижа.
К 1825 г. в Москве были построены крупные Самотечный и Неглинный каналы, служившие для отвода атмосферных и сточных вод от зданий. В 1829 г. было начато строительство канализации в г. Старая Русса. Затем канализация была построена и в ряде других городов: Феодосии (1840 г.), Одессе и Тифлисе (1874 г.), Царском Селе (1880 г.), Гатчине (1882 г.), Ростове-на-Дону и Киеве (1893 г.), Москве (1898 г),
Саратове и Севастополе (1910 г.), Харькове (1914 г.), Нижнем Новгороде (1916 г.). Уже в то время некоторые города имели достаточно совершенные очистные сооружения в виде полей орошения (Москва, Одесса, Киев)."
Не надо цитировать других "знатоков" все есть в нэте