48042
1
Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?
Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?
Еще крутые истории!
- «Из-за этих ДНК-тестов страна разваливается»: гневная отповедь от очередной жертвы
- "Я только начинаю": 32-летний мужчина в 2025 году станет отцом 100 детей
- Девушка влюбилась в бедуина и переехала в его пещеру
Новости партнёров
реклама
1. ЧЕЛОМ В ПРОРУБЬ – НОГАМИ В ИСТИНУ.
2. ПО ПРИМЕТАМ ЧАРУ СЛАВЯТ.
3. ПО ЧАРЕ ИСТИНА, А В ПРОСТОДУШЬЕ – МУДРОСТЬ.
4. НЕ В ВЕЗЕНЬЕ ПРИБЫЛЬ. А В ПРЕИЗБЫТКЕ ВЛАС.
5. ОДИН ВОЛОСОК РОД ДЕРЖИТ.
6. ЧАРА ВОССИЯЕТ – СЛАВА СБУДЕТЬСЯ.
( «Чара» есть вино, употребимое и солнцем и людьми, подразумевается только чара с сурьей).
7. У ВСЕХ ДЕЛ ГОЛОВА ОДНА – РОД.
8. РОДИВШИСЬ В УЗРЕ, НЕ ПРОПАДЁШЬ В УЗДЕ.
9. ПО НАРЕЧИЮ – НАЧАЛО.
10. НАРЕЧЕННЫЕ СХОДЯТСЯ – КОЛИ БРОД РАСХОДИТЬСЯ.
11. ПО БРОДУ НАЧАЛА НЕТ.
12. КАБЫ РЕЧЕЮ НЕ БАЛОВАЛИСЬ – ИЗ ЯИЦ ЦЫПЛЯТА НЕ ВЫЛУПЛЯЛИСЬ.
13. КАЖДОЙ ЦЫПЕ ПО ЦЫПУХЕ, ПО КОЖУТИ И НАВАРУХЕ.
14. СИНЕЙ ПТИЦЕЙ ВЗЛЕТИШЬ – В КОРОМЫСЛО УГОДИШЬ.
15. В КОРОМЫСЛЕ МУДРОСТЬ РОДА.
16. КОРОМЫСЛО КОСМОС ЗНАЕТ.
17. КОРОМЫСЛО – МОСТЫ В КОСМОС.
18. ВСЯКА НЕЧИСТЬ КОРОМЫСЛА УБОИТСЯ, ВСЯК РОЖДЕНИЕМ ОБЯЗАН КОРОМЫСЛУ.
19. ЗАПЛЕЧНАЯ НОША ТЯЖЕЛА, А С КОРОМЫСЛОМ ПРЕОДОЛИМА.
20. ДОЛЯ – НЕДОЛЯ, А КОРОМЫСЛО УВЕСИТ.
21. ПО ПРЯДИ СОХА ПЕРЕНОЩНАЯ, ПО РЯДУ – НОГА ПЕРЕСТУПНАЯ.
22. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ВЫСЕВИ СЕВУ - ПО КРАДЕ И ПРЕЙДЁТСЯ.
23. ВОЗВЕЛИТШИ РОД И САЖЕНЬ ПРИЙДЁТ.
24. РОД РОДИТСЯ И ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
25. У КРЕНЯ ЕСТЬ ЗАБОР, У КРЫНЯ – ВЕСЬ ЧЕРТОГ, А ВОЗВЕЛИТШЕНОЕ СТОЙМЯ СТОИТ («креня» – кривда, «крыня» – правда)
26. ВОЗЛЮБИ, ЛЮБИ ЗАПРЕТ.
27. ВО РАДУГЕ БОГ РОДИТЬСЯ – ЗЕМЛЯ МОЛОДИТЬСЯ.
28. ПРАВДА С КРИВДОЮ РОЗНЯТЬСЯ – ЛИШЬ КОРОМЫСЛА УБОЯТЬСЯ.
29. ЛЮТЫЙ ВОРОГ – СТАРУХА БЕЗЗУБА.
30. НЕТ КРИВДЫ ЗЛЕЕ – ЧЕМ ЗУБЫ СТЁРТЫ.
31. ИЗМЕЛИ МОЛУ, ПЕРЕСЕЙ ТРАВУ, СВЯТА КРИНИЦА, ПО ЖИТУ – И ХЛЕБ.
32. ИЗ УСТАЛИ ПОРОСЛЬ СЕЕТСЯ.
33. ПО ПРИЧИНЕ И ОХВАТ УМА.
34. ПО ЛЮБУ И МИР.
35. ВО СЛАВИ – ДЕД, НА ЗЕМЛЕ – РАЙ, ПОД ЗЕМЛЁЙ – РОЙ, А В НЕБЕ – ИСТИНА.
36. ВО СЛАВУ РОДА ВОСПОЁТ МЛАДО. МЛАДО, СТАРО – ВСЁ ОДНО.
37. ВОЗСИЯЕТ РОД – ОЖИВЁТ НАРОД.
38. НАРОД ВО СЛАВЕ МОГУЧ.
39. ОБРЯЗШИЕ СЕВЕР – ПОЛУЧАЮТ РАЙ.
40. НА СЕВЕРЕ – МОГУЧ НАРОД, А ВО ХЛЕВЕ – ЗЫБЬ-ЗЕМУН.
41. БОРУ ЧАДИШЬ – СВЕТ ХВАЛИШЬ.
42. ИЗ ТРИЗНЫ ВОЗРОДИВШИСЬ – БОРУ НЕ ОДОЛЕТЬ.
43. УБОР – БОРЕЮ, А СЫТЬ – ЗЕМЛЕ.
44. СЫТНО БОРЕЮ – ХВАЛА БОГАМ.
45. УБОР НА СВЯТА – ВОЗЫМЕЕШЬ СИЛУ.
46. НЕТ ПРЕГРАД БОРЕЮ, КОЛИ СВЕТО ЧТИШЬ.
47. ИЗУМСТВО – СВЕТ БОРЕЯ.
48. ПРИЛЕПИШЬ КРАДУ – РОД ОБОСНЁШЬ.
49. ИЗ-ЗА МОРЯ -ОКИЯНА ВЕТЕР ВСЕГДА ПО БУЯНУ.
50. БРЕЕШЬ БОРОДУ – СЕМЯ ПУСТЕЕТ.
51. ПОБРИТОМУ ЛЮБО ЗНАТЬ – ДЕТЕЙ НЕ РОЖАТЬ.
52. УЛЕПНОЕ ОТРОДЬЕ В ХВОСТЕ ЗАКРУЧЕНО.
53. У РОЖЕНИЦЫ СВЕТЕЛ УМ.
54. И ЗМЕЮ ПАСКУДНО ЖИТЬ, КОЛЬ В ХЛЕВУ ОДНО ЗОЛОТО.
55. УЗРИШЬ МНОГО, КОЛИ СЕЛО ОГРОМНО.
56.О ПРАВДЕ КРИВДА СКАЖЕТ.
57. ПО НЕДОМЫСЛИЮ И УМ.
58. НЕ ЛЕЗЬ В СОР - НЕ ПОЛУЧИШЬ РАЗДОР.
59. У ИНОЙ МЫСЛИ И ВЕТЕР НАЧАЛО.
60. ОБ ИСТИНЕ СПОРИТЬ – ПРАВДУ ЗАБЫТЬ.
61. ПО ЛЖИ И УМЕНИЕ БЕГАТЬ.
62. ПО РАЗУ КАК ПО ТРИ, ПО ТРИ РАВНО КАК ПО РАЗУ, КОЛИ ОПЫТА НЕТ.
63. В КАЖДОЙ СВЕТЁЛКЕ СВОЁ КОРОМЫСЛО.
( «Коромысло» - созвездие Большой Медведицы у славян)
64. НЕПОЮЩЕМУ НА ТЫНЕ – СМЕРТЬ ОТ ДОСТАЛИ (переизбыток).
65. ПО ТЫНУ И РАССВЕТ.
66. У РОДА ПОЮЩИХ РАССВЕТ – НЕТ ЗАКАТА.
67. У КАЖДОГО ПРАЗДНИКА СВОЙ ГЛАС.
68. ЖИВОТ РОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОЧИ.
69. ОЧИ В НЕБО – ДИТЯ К РОДУ.
70. РОД ВЕЛИК – ЗУБЫ БЕЛЫ.
71. ЛЮБА И ПРИБОЙ ОДОЛЕЕТ.
72. СЕЙ В ВОДЕ – ГРЕМУЧИМ СМЕРТЬ!
73. ВОДА ВОДОЙ, А ХЛЫНЕТ – НЕ ОПОМНИШЬСЯ, В СВОЙ ЧЕРЁД – ВОДА СВОЯ.
( дано пояснение: на тыне пели рассвет и кто рождался обязан был петь на тыне, иначе – смерть. Встречная просьба – дать пословицу о муже.)
74. ПО МУЖУ (ЧАРЕ) БРОВИ СХОДЯТСЯ, ВОТ ТЕБЕ И ПОСЛОВИЦА.
1. СВЕТ В ОКНЕ – ЧТОБ СНАРУЖИ ВИДЕТЬ.
2. НЕ ДЕЛИ ТОГО, ЧЕГО САМ НЕ ИМЕЕШЬ И НИКОГДА ИМЕТЬ НЕ БУДЕШЬ.
3. НЕ СТОЙ ПОДЛЕ ТОГО, ЧТО СИЛЫ НЕ ДАЁТ – ИДИ ТУДА, ГДЕ СИЛА ТЕЧЁТ.
4. БУДИ СОЛОВЬЯ НЕ БАСНЯМИ, А СВЕТОМ ЛАЗОРЕВЫМ.
5. ДАЙ ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ТЕБЯ ТОМУ, КТО ПЛЫТЬ ХОЧЕТ, А НЕ НА ДНО МЕТИТ.
6. БУДИ ЗАРЮ НЕ ПРИЧИТАНЬЯМИ, А СОЛНЦА В НЕБЕ ЛОБЫЗАНЬЯМИ.
7. СИЛА МУДРОСТИ НЕ В ТВОИХ ЛЕТАХ, А В РАДЕНИИ БОЖЬЕМ И ОТ СНА ВОССТАВШИХ РОДАХ.
8. КОЛИ ДЕНЬ - ДЕНЬСКОЙ РАЗБОЕМ БУДИШЬ – ВЕКОВУЮ КЛАДЬ ОПАЛОЮ ОСТУДИШЬ.
9. ЛЁГКОЮ БУДЕТ ДОБЫЧА ДЛЯ СЕБЯ, КОЛЬ УСЛАДУ В НЕЙ ИЩЕШЬ.
10. ДУЮТ ВЕТРЫ НЕ СТОЙ СТОРОНЫ, ЧТО ПОДЛЁТНА – УБЛАЖАЮТ ЛИШЬ ТУ, ЧТО ВО МГЛЕ ИСКРОМЁТНА.
11. РАДОСТЬ СЕРДЦЕ ВЗБУЯНИТЬ НЕ МОЖЕТ – ГУБИТ СЕРДЦЕ ТОСКА, МЕСЯЦАМИ ЧТО ГЛОЖЕТ.
12. ДАЛЕКО ЗА ЛЕСОМ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ, А ТУДА СТРЕМИТСЯ, ЧТОБ В РОСЕ ОМЫТЬСЯ.
13. ПО ДОЛИНЕ РОВНОЙ, НО ВО ТЬМЕ КТО ХОДИТ – НИ ПУТИ, НИ СОЛНЦА В СУЕ НЕ НАХОДИТ.
14. ВО РУБАШКЕ ЯРКОЙ ТЕЛО ДОМ СВОЙ ИЩЕТ, А ДУША ВО ЗВЁЗДАХ ВЕЧНУ ПРИСТАНЬ РЫЩЕТ.
15. РУКИ В ЗЛАТЕ НЕ КУПАЙТЕ, А ДЛЯ ЗНАТНЫХ ДЕЛ ПРИБЕРЕГАЙТЕ.
16. РОБОСТЬ В ДЕЛЕ НЕ ПОМОЖЕТ – ЯД ГОРДЫНИ СЕРДЦЕ ГЛОЖЕТ.
17. ПРЫТКОСТЬ ПОПЕРЁД КОЛЬ СТАВИШЬ И ЗАБАВУ В ДЕЛЕ ЗРИШЬ – ВО ИСТОКЕ ДЕЛО ОБЕЗГЛАВИШЬ…
18. СПЕТА ЛЬ БУДЕТ ПЕСНЯ ДО КОНЦА, КОЛЬ В НЕЙ НЕТУ КРАСНОГО СЛОВЦА.
19. ВЬЁТСЯ ЛЬ ВПЕРЕДИ ДОРОГА, КОЛИ СКЛИЗКАЯ У НЕЙ ПОДЛОГА?!
20. ПОЗАБАВИТЬСЯ ЛИШЬ СМОЖЕШЬ, КОЛИ ЗРЯ НАУКУ ГЛОЖЕШЬ.
21. МЕНЬШЕ ТЕЛО ОБУВАЙ – МЫСЛИ СВЕТОМ ЛУЧШЕ НАВОСТРЯЙ
22. ЧРЕЗ РУИНЫ, КОЛЬ ВО ПРОШЛОЕ ИДЁШЬ – ХРУПКИЙ СТАН И МЫСЛИ ХЛИПКИ ОБРЕТЁШЬ.
23. ПО ГОРАМ-ДОЛАМ ШАГАЕМ – ТОЛЬКО ПРЫТКОСТЬ ОБРЕТАЕМ, А ЗА СОЛНЦЕМ ТЯНЕМСЯ – СВЕТУ БОЖЬЮ НРАВИМСЯ.
24. ВО СЕМИ ВОДАХ, НА СЕМИ ВЕТРАХ, ДА ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ОБЪЯВИЛСЯ СВЕТОВ ДЕНЬ. ВО БОЛОТЕ ТЕНЬ РОДИЛАСЬ, НОЧИ ПИТЬ ДАЛА, А С ДНЁМ НЕ ПОРОДНИЛАСЬ.
25. БЕГАЛИ ПИЯВКИ ДА ПО СВЕЖЕЙ ТРАВКЕ, КАК БЫ ПРЫГАТЬ НЕ СТАРАЛИСЬ МЫСЛЯМИ ВО МОКРОТЕ ОСТАЛИСЬ.
26. КУР СЧИТАЙ ДО ВЕЧЕРА, В ГОЛОВЕ КОЛЬ МЕССИВО.
27. ВЕСЕЛ, ЯРОК БЫЛ ПЕТУХ И ЛАСКАЛ ОН ГЛАСОМ СЛУХ, С ДЯТЛОМ ПОПЫТАЛСЯ СОСТЯЗАТЬСЯ, ДО ГЛУБИН ВО ДЕРЕВЕ ДОБРАТЬСЯ, ПЫЖИЛСЯ, ПАВЛИНОМ ХВОСТ РАЗДУЛ, ШПОРЫ ВВЕРХ, А ГОЛОВОЮ ВНИЗ НЫРНУЛ.
28. ВЕТЕР ВО ПОЛЕ РЕЗВИЛСЯ, ИЗ ВОСХОДА ДЕНЬ РОДИЛСЯ, ДОЖДИК НОГИ ОМЫВАЛ, А ЗАКАТ ВО ПЛАМЯ ВЕЧЕР ПЕЛЕНАЛ.
29. ТЬМОЮ ЧТО ПОМЕЧЕНО – СВЕТОМ БУДЕТ СЕЧЕНО.
30. КОРОТАЕШЬ ЖИЗНЬ, КОЛЬ БОБЫЛЁМ – ЗАРОСТЁТ ДОРОГА КОВЫЛЁМ.
31. ВО ЦВЕТУ, КОЛЬ БУЙНОМ ТЫ РОДИШЬСЯ, ВО ГНЕЗДЕ РОДНОМ НЕ ЗАСИДИШСЯ.
32. КОЛИ ТЬМОЮ МЫСЛЬ ПРОБУЖЕНА, В ХЛАД ИЛЬ ПЛАМЕНЬ БУДЕТ ГРУЖЕНА.
33. К СВЕТУ ВАСИЛЬКОВУ КОЛИ ТЯНЕШЬСЯ – С ЖГУЧИМИ ПРИВЫЧКАМИ РАССТАНЕШЬСЯ.
34. СТОЙ НЕ СТОЙ ВОДА ТЕЧЁТ, ИЛЬ ОМОЕТ ИЛЬ СНЕСЁТ.
КОЛИ ВОВСЕ ОТОЙТИ – В ЖАЖДУ МОЖНО ТЛЕН ВВЕСТИ.
А КОЛЬ ПРОЧЬ ИЛЬ ПО ТЕЧЕНЬЮ – ВОЛЯ ЛИШЬ ТВОЯ (твое решенье)
35. НА ПАРУ-ТО ПИЩА СЛАЩЕ, НА ОГНЕ ЖЕ БУЙНОМ СМАЩЕ!
36. РОДОМ МАЛЫМ НЕ ГНУШАЙСЯ, МЫСЛЕЮ БЛАГОЙ К НЕМУ ВЕРТАЙСЯ, КОЛИ ДАЛ ТЕБЕ ЖИТЬЁ, ТО РАЗДЕЛИТ И ПИТЬЁ.
37. ДОРОГА-ТО НЕ ДОРОГА, А В ДОРОГЕ ТОЙ ПОДМОГА, ЧТО ГОТОВА СИЛЫ ДАТЬ, ЧТОБ ПУТИ В ЕДИН СВЕРСТАТЬ.
38. ЕСТЬ ЛИ ПРОК ВО ТОЙ ВОДИЦЕ, ДЛЯ ПИТЬЯ ЧТО НЕ ГОДИТСЯ?!
39. ПРИВЕЛА ДОРОГА ДА К КРУТУ ОТРОГУ, А РЕКИ ИЗЛУЧИНА – МЫСЛИ ПЕРЕМУЧИЛА (вариант: «кривь и кось навьючила»).
КУДА ДАЛЬШЕ ПУТЬ ДЕРЖАТЬ – САМОМУ ПОРА РЕШАТЬ. МУДРОСТЬ БОЖИЮ ИСПИТЬ, ИЛИ ВОЛЮШКУ КРЕПИТЬ.
40. ГУЛЯЛ ВЕТЕР В ПОЛЕ, СВИЛА ВОЛЯ ДОЛЮ.
ВЕТЕР ВОЛЬНЫМ НАРОДИТСЯ, ВОЛЯ Ж С ДОЛЕЮ РОДНИТСЯ.
41. УМ ПО-СВОЕМУ КУМЕКАЛ – НА ЧУЖУЮ ПАШНЮ ВЪЕХАЛ.
НЕТ МЕЖУ ОСВОБОДИТЬ – ДАЛ ЗЕРНУ ЧУЖОМУ ПИТЬ.
42. ВЕРЕНИЦА-НЕБЫЛИЦА – НЕПОКОРНА КОБЫЛИЦА.
СРАЗУ ЕСЛИ НЕ СУЗДАЕШЬ – УПРЯЖЬ, ВРЕМЯ ПОТЕРЯЕШЬ.
43. ПРИВЕЛА ДОРОГА К ЖИЗНЕННУ ПОРОГУ, КОЛИ ПУТЬ ТОТ СКУЧЕН, ТО ПОРОГИ КРУЧЕ.
44. ШАГОМ ПЕШИМ ИЗ-ПОД ПЛЁТКИ, СНОСИШЬ ВСЕ РАВНО ПОДМЁТКИ.
45. ЕСЛИ В НЕБО ТЫ ШАГАЕШЬ – КРЫЛЬЯ РАЗОМ ОБРЕТАЕШЬ.
*****
1. ЗА ГРАНЬЮ ВЕХ КОСМИЧЕСКИХ И ВЫШЕ ФАНТАЗИЯ УЖ РАЗУМА НЕ СЛЫШИТ.
2. В КОСМИЧЕСКИХ ДОЛИНАХ РАСПРОСТЁРТЫ ГРАНИЦЫ РАЗУМА, ФАНТАЗИИ УЖ СТЁРТЫ.
3. ВЕЛИКО ПОЛЕ, ГДЕ НЕ СЯКНЕТ ВОЛЯ, А ПЛЕН ЕЁ – У КАРМЫ В ДОЛЕ.
4. НЕТ МЕРЫ, КОЕЙ РАЗУМ МЕРИТ, ЕСТЬ ВЕРА, ЧТО УМЫ ПРОВЕРИТ.
5. УГРОЗОЙ СОН – ЛУЧА ОБЪЁМ, ОБИЛЕН СВЕТ И ТЕНИ НЕТ.
6. ВО КРУГЕ СВЕТ ИЗ МЛЕЧНЫХ ЛЕТ, КОЛЬ СВЕТ ПОБЛЕК – ИССЯК ТВОЙ ОБЕРЕГ.
7. СОГРЕТ, ОБЛАСКАН С МАЛЫХ ЛЕТ ЗЕМНОЮ МАТУШКОЙ – ВОСПРЯНЕШЬ СВЯТОЧЕМ В РОДУ ВСЕЛЕНСКОЙ ЛАДУШКИ!
8. БЕДУ НАВЛЕКШИЙ – НЕ СМИРЕНЕН, В ДУШЕ – РАЗЛАД, А В ТЕЛЕ – БРЕМЯ!
9. НЕТ СИЛЫ РОСТА В ВСХОДАХ ТЕХ, КОГО ПОПУТАЛ БЕС И ГРЕХ.
10. КОЛЬ СВЕТ В ДУШЕ СВОЕЙ ТЫ СПАС, ТО РАСПРОСТИШЬСЯ С ТЬМОЙ ТЫ ВРАЗ.
11. У НИТИ ДВА КОНЦА, ЧТОБ СВЯЗЬ ВЯЗАТЬ – НЕ НА КЛОЧКИ СУДЬБУ ТЕРЗАТЬ!
12. НЕТ ПОСТИЖЕНИЮ ПРЕДЕЛА, ГРАНИЦ ЗАПРЕТ – ЗАСЛОН ДЛЯ ВЕРЫ.
13. ПОСЕЯН СВЕТОМ ДЕНЬ, А ТЬМОЮ НОЧЬ. НА ТО И СВЕТ, ЧТОБ ТЕНИ ПРЕВОЗМОЧЬ.
14. НЕ ОТВРАТИШЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ, ПРИМИ БЕЗ РОПОТА ЗНАМЕНЬЕ, КОТОРЫМ БОГ С ТОБОЙ ДЕЛИЛСЯ, КОГДА НА СВЕТ БЕЛ ТЫ ЯВИЛСЯ.
15. НЕ ВЕДОМ СУЕТЕ ПОЧИН, ОН В НЕБО СТАРТ И ДУХУ ЧИН
16. ЕДИНА НИТЬ В ТВОЁМ ТВОРЕНЬЕ И ДУХУ СВЯТУ ПРИОБЩЕНЬЕ
"Слово - серебро, молчание - золото" - пословица, "молчание - золото" - поговорка.
"Не все коту масленница" - поговорка, а с окончанием "...должен и пост быть!" - пословица.
"У КРЕНЯ ЕСТЬ ЗАБОР, У КРЫНЯ – ВЕСЬ ЧЕРТОГ, А ВОЗВЕЛИТШЕНОЕ СТОЙМЯ СТОИТ"
не можешь - ну вот и не [мат]-ся!
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки...