473
2
Вчера исполнилось 20 лет рунету, совсем взрослый уже, немного истории и фактов...
Российский сегмент интернета или рунет отмечал 20-летие 8 апреля 1994 года. Именно тогда Международный сетевой центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен.ru для России.
Начавшись с небольших сообществ «для своих», рунет за два десятилетия превратился в развитую экосистему с популярными локальными инструментами для интернет-поиска, общения, самовыражения и заработка. Кроме того, рунет стал своеобразным феноменом интернет-рынка — наряду с Китаем, в России большей популярностью пользуются именно локальные поисковики, соцсети и другие онлайн-сервисы.
«Именинник» вполне оправдывает свой возраст, разменивая третий десяток с амбициозными проектами — «Яндекс» и Mail.Ru Group, «ВКонтакте» и LiveJournal ведут экспансию не только в России, но и за рубежом. Какие вехи на пути развития рунета запомнились его непосредственным героям — основателям и руководителям, идеологам и активным участникам — какой они видят роль своих компаний в истории и какие тренды прогнозируют на следующие 10 лет, из первых уст услышала обозреватель Digit.ru.
Двадцать лет назад в жизни, в принципе не существовало единого места, где можно было узнать все. Расписание узнавали на вокзале, цены — в магазине, какие труды есть по нужной теме — в библиотеке. Поиск в интернете дал людям принципиально новый способ доступа к информации и немало способствовал тому, что количество информации в интернете растет. Еще в конце прошлого века, когда объем рунета был невелик, пользователи, не получившие ответа на вопрос, обижались на «Яндекс» — мол, плохо ищет. Тогда еще, кстати, можно было придумать такой запрос, по которому находился ноль документов. И в этом случае мы под стандартным логотипом Яндекса со слоганом «Найдется всё» подписывали «Со временем.»
Запустив «Яндекс», мы считали, что «найти» означает «найти страницу в интернете, где есть информация по запросу». При этом, конечно, тогда мы думали только о текстах — интернет-каналы были слабые и просто не тянули «весомый» контент. Потом появились картинки, голос и видео, да и текст перестал быть «документом», а стал постом и ретвитом. Мы сделали много «параллельных поисков» — «Новости», «Маркет», «Словари» — и поняли, что наше дело давать пользователю не ссылки в интернете, а ответы на вопросы. А какой магией мы добыли этот ответ — внутреннее дело поисковика, человек хочет результата.
Еще интересно отметить, как появлялись интернет-специальности. Когда в «Яндексе» впервые появились менеджеры проектов, программисты честно не понимали, что это и зачем нужно — они же сами знают, что и как делать. Но проекты усложнялись и вскоре программисты стали говорить: «Не морочьте нам голову, пусть менеджер придет и внятно поставит задачу». А сегодня менеджер просто обязателен в любом заметном проекте, а есть еще юзабилисты, дизайнеры интерфейсов, маркетологи, smm-щики, геймификаторы и так далее. Жить и работать в интернете долгое время нигде не учили. «Яндекс» стал одной из первых компаний, которая стала готовить кадры для интернета: мы открыли Школу анализа данных (в этом году у нее уже шестой выпуск), регулярно проводим школы менеджеров, стартапов, разработки интерфейсов, контекстной рекламы. Сегодня многие интернет-мастера читают лекции в вузах, так что студентам есть, где и у кого учиться.
Ну и, наконец, я хорошо помню, как весь русский интернет собирался в одном небольшом зале, и все знали друг друга в лицо, по имени и по проектам. Теперь регулярная конференция РИФ, на которую собираются представители разных интернет-проектов, снимает ряд подмосковных пансионатов и пускает между ними автобусы, при том, что еще половина посетителей уезжает ночевать в Москву. Нам очень повезло, что у нас есть свой русскоязычный интернет. На европейских конференциях часто кажется, что весь интернет сосредоточен в Штатах — Facebook* является полным синонимом социальной сети, а Google — поиска. У нас есть и свои поиски, и свои сети, и не одни, и много людей с идеями. И поэтому я уверена, что в рунете будет сделано еще много нового и интересного.
Из относительно «новой» истории рунета, на мой взгляд, появление социальных сетей в 2006 году стало переломным моментом для рунета. Когда появились «Одноклассники», это было откровение, даже для опытных пользователей Сети.
Для многих пользователей в России интернет начинался с Mail.Ru, «Одноклассников» и других проектов нашей компании. Мы растем, развиваемся и растим и развиваем вместе с нами нашу аудиторию, даем возможность близким людям общаться на расстоянии, вести деловую переписку, хранить в облаке свои важные файлы, смотреть видео, слушать музыку и многое другое.
В ближайшем будущем рунет полностью адаптируется для смартфонов и планшетов. Мобилизация — главный тренд сейчас, и он будет только набирать обороты. Мы плотно взялись за мобилизацию всего в 2012, и в следующие несколько лет, думаю, красивые touch-версии и приложения появятся у всех популярных ресурсов, а развитие этих версий и адаптация к новым способам потребления контента станет для них приоритетом.
Рунет — он же от домена верхнего уровня.RU, так что, думаю, есть заслуга Координационного центра в том, что домен.RU сегодня — один из крупнейших страновых доменов, а российский интернет — один из самых быстроразвивающихся. КЦ всегда старался соблюсти баланс интересов и интернет-сообщества, и бизнеса, и государства в управлении национальным доменом. Система DNS российских национальных доменов имеет 100% доступность из любой точки интернета и является весомой инфраструктурной единицей системы мировой интернет-адресации. Мы многое сделали для того, чтобы у России появился и второй национальный домен —.РФ, который, на мой взгляд, с начала своего появления оказал существенное влияние на развитие рунета — хотя бы тем, что когда мы готовились к запуску.РФ и проводили большую рекламную и образовательную кампанию, о существовании рунета и российских национальных доменов узнали многие россияне.
Говоря о тенденциях в следующие 10 лет, нужно говорить не только о рунете, а обо всем интернете. На мой взгляд, будущее — за «интернетом вещей». 90% объектов в интернете будут не компьютерами, а самыми разными приборами — от средств передвижения до тостеров и кофеварок. Самые разные вещи, которые сегодня окружают человека в реальном мире, будут с ним и в мире виртуальном.
Один из самых запоминающихся моментов для меня в истории рунета произошел в 2001 году, когда «Яндекс» объявил о проведении Кубка по поиску в Интернете, и первым его партнером стал Rambler. Это сегодня никого не удивляет, когда «Яндекс» становится поставщиком поисковых услуг для Rambler, а Google входит в стратегическое партнерство с «Яндексом» по RTB. А тогда, 13 лет назад, финансовые инвесторы обеих компаний были в шоке: мы же должны воевать не на жизнь, а на смерть, любой ценой отнимать друг у друга публику и рекламодателей, с какой стати мы заключаем партнерства и обмениваемся аудиторией?!
Главное отличие рунета от США — как раз в том, что у нас главные игроки рынка понимают, что худой мир лучше доброй ссоры, готовы друг другу помогать расти и зарабатывать, искать взаимовыгодные формулы партнерства. А в Америке, если Microsoft инвестировал в Facebook* или Yahoo, то там будут навязывать пользователям Bing, даже если публика ногами давно проголосовала за поиск Google. В этом смысле мы впереди планеты всей. Нигде нет такого торжества синергии над паранойей и разумного эгоизма над неразумным.
После появления поиска и электронной почты, один из ключевых моментов рунета — появление социальных сетей. «ВКонтакте» и другие схожие ресуры сделали российский интернет по-настоящему народным явлением. За восемь лет существования сайта успело вырасти поколения людей, для которых ВК стал точкой входа в Сеть. И если последние 10 лет рунет становился социальным, то следующие 10 он продолжит становиться еще и мобильным. Для большинства точкой входа в Сеть станет смартфон. И тот, кто успеет зафиксировать у себя эту аудиторию, станет новым лидером рунета.
Самый запоминающийся факт истории рунета для меня — знакомство с Zhurnal.Ru Это было как встретить посреди пустыни рунета середины 90-х цветущий контентный оазис. Все, что было после, такого изумления не вызывало. В следующие 10 лет рунет перестанет быть рунетом. Как только онлайн-переводчики уберут языковой барьер, привязка к национальным доменам станет атавизмом.
По последним данным зарегистрировано 4 929 810 доменов в зоне.RU, а также 819 544 домена в зоне.РФ.
Начавшись с небольших сообществ «для своих», рунет за два десятилетия превратился в развитую экосистему с популярными локальными инструментами для интернет-поиска, общения, самовыражения и заработка. Кроме того, рунет стал своеобразным феноменом интернет-рынка — наряду с Китаем, в России большей популярностью пользуются именно локальные поисковики, соцсети и другие онлайн-сервисы.
«Именинник» вполне оправдывает свой возраст, разменивая третий десяток с амбициозными проектами — «Яндекс» и Mail.Ru Group, «ВКонтакте» и LiveJournal ведут экспансию не только в России, но и за рубежом. Какие вехи на пути развития рунета запомнились его непосредственным героям — основателям и руководителям, идеологам и активным участникам — какой они видят роль своих компаний в истории и какие тренды прогнозируют на следующие 10 лет, из первых уст услышала обозреватель Digit.ru.
Двадцать лет назад в жизни, в принципе не существовало единого места, где можно было узнать все. Расписание узнавали на вокзале, цены — в магазине, какие труды есть по нужной теме — в библиотеке. Поиск в интернете дал людям принципиально новый способ доступа к информации и немало способствовал тому, что количество информации в интернете растет. Еще в конце прошлого века, когда объем рунета был невелик, пользователи, не получившие ответа на вопрос, обижались на «Яндекс» — мол, плохо ищет. Тогда еще, кстати, можно было придумать такой запрос, по которому находился ноль документов. И в этом случае мы под стандартным логотипом Яндекса со слоганом «Найдется всё» подписывали «Со временем.»
Запустив «Яндекс», мы считали, что «найти» означает «найти страницу в интернете, где есть информация по запросу». При этом, конечно, тогда мы думали только о текстах — интернет-каналы были слабые и просто не тянули «весомый» контент. Потом появились картинки, голос и видео, да и текст перестал быть «документом», а стал постом и ретвитом. Мы сделали много «параллельных поисков» — «Новости», «Маркет», «Словари» — и поняли, что наше дело давать пользователю не ссылки в интернете, а ответы на вопросы. А какой магией мы добыли этот ответ — внутреннее дело поисковика, человек хочет результата.
Еще интересно отметить, как появлялись интернет-специальности. Когда в «Яндексе» впервые появились менеджеры проектов, программисты честно не понимали, что это и зачем нужно — они же сами знают, что и как делать. Но проекты усложнялись и вскоре программисты стали говорить: «Не морочьте нам голову, пусть менеджер придет и внятно поставит задачу». А сегодня менеджер просто обязателен в любом заметном проекте, а есть еще юзабилисты, дизайнеры интерфейсов, маркетологи, smm-щики, геймификаторы и так далее. Жить и работать в интернете долгое время нигде не учили. «Яндекс» стал одной из первых компаний, которая стала готовить кадры для интернета: мы открыли Школу анализа данных (в этом году у нее уже шестой выпуск), регулярно проводим школы менеджеров, стартапов, разработки интерфейсов, контекстной рекламы. Сегодня многие интернет-мастера читают лекции в вузах, так что студентам есть, где и у кого учиться.
Ну и, наконец, я хорошо помню, как весь русский интернет собирался в одном небольшом зале, и все знали друг друга в лицо, по имени и по проектам. Теперь регулярная конференция РИФ, на которую собираются представители разных интернет-проектов, снимает ряд подмосковных пансионатов и пускает между ними автобусы, при том, что еще половина посетителей уезжает ночевать в Москву. Нам очень повезло, что у нас есть свой русскоязычный интернет. На европейских конференциях часто кажется, что весь интернет сосредоточен в Штатах — Facebook* является полным синонимом социальной сети, а Google — поиска. У нас есть и свои поиски, и свои сети, и не одни, и много людей с идеями. И поэтому я уверена, что в рунете будет сделано еще много нового и интересного.
Из относительно «новой» истории рунета, на мой взгляд, появление социальных сетей в 2006 году стало переломным моментом для рунета. Когда появились «Одноклассники», это было откровение, даже для опытных пользователей Сети.
Для многих пользователей в России интернет начинался с Mail.Ru, «Одноклассников» и других проектов нашей компании. Мы растем, развиваемся и растим и развиваем вместе с нами нашу аудиторию, даем возможность близким людям общаться на расстоянии, вести деловую переписку, хранить в облаке свои важные файлы, смотреть видео, слушать музыку и многое другое.
В ближайшем будущем рунет полностью адаптируется для смартфонов и планшетов. Мобилизация — главный тренд сейчас, и он будет только набирать обороты. Мы плотно взялись за мобилизацию всего в 2012, и в следующие несколько лет, думаю, красивые touch-версии и приложения появятся у всех популярных ресурсов, а развитие этих версий и адаптация к новым способам потребления контента станет для них приоритетом.
Рунет — он же от домена верхнего уровня.RU, так что, думаю, есть заслуга Координационного центра в том, что домен.RU сегодня — один из крупнейших страновых доменов, а российский интернет — один из самых быстроразвивающихся. КЦ всегда старался соблюсти баланс интересов и интернет-сообщества, и бизнеса, и государства в управлении национальным доменом. Система DNS российских национальных доменов имеет 100% доступность из любой точки интернета и является весомой инфраструктурной единицей системы мировой интернет-адресации. Мы многое сделали для того, чтобы у России появился и второй национальный домен —.РФ, который, на мой взгляд, с начала своего появления оказал существенное влияние на развитие рунета — хотя бы тем, что когда мы готовились к запуску.РФ и проводили большую рекламную и образовательную кампанию, о существовании рунета и российских национальных доменов узнали многие россияне.
Говоря о тенденциях в следующие 10 лет, нужно говорить не только о рунете, а обо всем интернете. На мой взгляд, будущее — за «интернетом вещей». 90% объектов в интернете будут не компьютерами, а самыми разными приборами — от средств передвижения до тостеров и кофеварок. Самые разные вещи, которые сегодня окружают человека в реальном мире, будут с ним и в мире виртуальном.
Один из самых запоминающихся моментов для меня в истории рунета произошел в 2001 году, когда «Яндекс» объявил о проведении Кубка по поиску в Интернете, и первым его партнером стал Rambler. Это сегодня никого не удивляет, когда «Яндекс» становится поставщиком поисковых услуг для Rambler, а Google входит в стратегическое партнерство с «Яндексом» по RTB. А тогда, 13 лет назад, финансовые инвесторы обеих компаний были в шоке: мы же должны воевать не на жизнь, а на смерть, любой ценой отнимать друг у друга публику и рекламодателей, с какой стати мы заключаем партнерства и обмениваемся аудиторией?!
Главное отличие рунета от США — как раз в том, что у нас главные игроки рынка понимают, что худой мир лучше доброй ссоры, готовы друг другу помогать расти и зарабатывать, искать взаимовыгодные формулы партнерства. А в Америке, если Microsoft инвестировал в Facebook* или Yahoo, то там будут навязывать пользователям Bing, даже если публика ногами давно проголосовала за поиск Google. В этом смысле мы впереди планеты всей. Нигде нет такого торжества синергии над паранойей и разумного эгоизма над неразумным.
После появления поиска и электронной почты, один из ключевых моментов рунета — появление социальных сетей. «ВКонтакте» и другие схожие ресуры сделали российский интернет по-настоящему народным явлением. За восемь лет существования сайта успело вырасти поколения людей, для которых ВК стал точкой входа в Сеть. И если последние 10 лет рунет становился социальным, то следующие 10 он продолжит становиться еще и мобильным. Для большинства точкой входа в Сеть станет смартфон. И тот, кто успеет зафиксировать у себя эту аудиторию, станет новым лидером рунета.
Самый запоминающийся факт истории рунета для меня — знакомство с Zhurnal.Ru Это было как встретить посреди пустыни рунета середины 90-х цветущий контентный оазис. Все, что было после, такого изумления не вызывало. В следующие 10 лет рунет перестанет быть рунетом. Как только онлайн-переводчики уберут языковой барьер, привязка к национальным доменам станет атавизмом.
По последним данным зарегистрировано 4 929 810 доменов в зоне.RU, а также 819 544 домена в зоне.РФ.
* Запрещены в РФ
Новости партнёров
реклама