3053
5
Создатель самых народных фильмов Георгий Данелия умер 4 апреля
Сегодня, 4 апреля, умер всенародно любимый кинорежиссер Георгий Данелия. Ему было 88 лет. Об этом "Новой газете" сообщила семья режиссера.
Вопреки убеждениям интеллигентных кругов, грузинское кино не имело в России успеха. Что-то мешало. Единственная по-настоящему состоявшаяся республиканская киношкола радовала фестивали, но оставляла глубоко равнодушной большую публику. Массовому зрителю в этой густой, острой, наваристой похлебке не хватало именно бульона. Чтоб оценить ее прелесть, требовался взгляд чужака: продуктивно познакомить метрополию с региональной культурой способен только ассимилянт. Всю жизнь проживший в России украинец Гоголь. Другим богам присягнувший еврей Бабель. Миссию моста меж горячим темпераментом и лирическим спросом исполнил обрусевший грузин-полукровка Георгий Данелия.Он вернул грузину все, что любили в нем русские: понт, кепку, речевую распальцовку, гвоздики и братскую ревность к армянам вместе с их дурацким радио. Он бросил грузина в России. Наконец, подарил и тут же отнял у него Ларису Ивановну - точечными мазками создав незабываемые женские образы. Мужчины остались в центре - но сразу появился смысл мерзнуть у Большого театра, плясать лезгинку, кипятиться и дуэлировать
Спроси у русского о грузинском кино - он назовет “Мимино” и “Не горюй!” Получается, главные жемчужины грузинского кинематографа произведены на “Мосфильме”. “Чита-маргарита” под бубен стала шлягером-78, а Георгий Данелия – главным воплощением грузинского характера. В арбатских частушках-87 пели: “Гогия-Гогия, Чантурия-Гогия, гамарджоба, генацвале, режиссер Данелия”. «Мимино» стал поведенческой матрицей настоящего кавказца — разорванного зовом гор и притяжением больших столиц, где и высота выше, и слава громче, и Ларисы Ивановны живут.
Цепь малой родины на Данелию не действовала: в русском, без лезгинок и этнического колорита кино, у него персональный сегмент высоких достижений. Катехизис шестидесятничества «Я шагаю по Москве» с танцами на асфальте, летней грозой и праздношатанием занятых мужчин. Дилогия крайностей интеллигентского сознания — мягкого соглашательства («Осенний марафон») и злобного максимализма («Слезы капали»). Интеллигенция узнала себя только в бесхребетном Бузыкине — за что «Марафон» был тысячекратно воспет, увенчан, обласкан и облобызан. «Слезы» сочли неуместным высказыванием про народ и тихо зажевали — хотя до золотых дней его героя товарища Васина осталось всего-ничего: перестройка была уже на самом носу. «Там ребенок разлагается, а всем наплевать», - бубнил Васин. «Зачем в твоем возрасте красить губы? Кого ты хочешь обольстить? Кикимора!» — пыхтел Васин голосом Евгения Леонова в адрес Ии Саввиной, только что озвучившей вместе с ним Винни-Пуха и Пятачка, — что приводило в сущий восторг просвещенных киноманов.
Вопреки убеждениям интеллигентных кругов, грузинское кино не имело в России успеха. Что-то мешало. Единственная по-настоящему состоявшаяся республиканская киношкола радовала фестивали, но оставляла глубоко равнодушной большую публику. Массовому зрителю в этой густой, острой, наваристой похлебке не хватало именно бульона. Чтоб оценить ее прелесть, требовался взгляд чужака: продуктивно познакомить метрополию с региональной культурой способен только ассимилянт. Всю жизнь проживший в России украинец Гоголь. Другим богам присягнувший еврей Бабель. Миссию моста меж горячим темпераментом и лирическим спросом исполнил обрусевший грузин-полукровка Георгий Данелия.Он вернул грузину все, что любили в нем русские: понт, кепку, речевую распальцовку, гвоздики и братскую ревность к армянам вместе с их дурацким радио. Он бросил грузина в России. Наконец, подарил и тут же отнял у него Ларису Ивановну - точечными мазками создав незабываемые женские образы. Мужчины остались в центре - но сразу появился смысл мерзнуть у Большого театра, плясать лезгинку, кипятиться и дуэлировать
Спроси у русского о грузинском кино - он назовет “Мимино” и “Не горюй!” Получается, главные жемчужины грузинского кинематографа произведены на “Мосфильме”. “Чита-маргарита” под бубен стала шлягером-78, а Георгий Данелия – главным воплощением грузинского характера. В арбатских частушках-87 пели: “Гогия-Гогия, Чантурия-Гогия, гамарджоба, генацвале, режиссер Данелия”. «Мимино» стал поведенческой матрицей настоящего кавказца — разорванного зовом гор и притяжением больших столиц, где и высота выше, и слава громче, и Ларисы Ивановны живут.
Цепь малой родины на Данелию не действовала: в русском, без лезгинок и этнического колорита кино, у него персональный сегмент высоких достижений. Катехизис шестидесятничества «Я шагаю по Москве» с танцами на асфальте, летней грозой и праздношатанием занятых мужчин. Дилогия крайностей интеллигентского сознания — мягкого соглашательства («Осенний марафон») и злобного максимализма («Слезы капали»). Интеллигенция узнала себя только в бесхребетном Бузыкине — за что «Марафон» был тысячекратно воспет, увенчан, обласкан и облобызан. «Слезы» сочли неуместным высказыванием про народ и тихо зажевали — хотя до золотых дней его героя товарища Васина осталось всего-ничего: перестройка была уже на самом носу. «Там ребенок разлагается, а всем наплевать», - бубнил Васин. «Зачем в твоем возрасте красить губы? Кого ты хочешь обольстить? Кикимора!» — пыхтел Васин голосом Евгения Леонова в адрес Ии Саввиной, только что озвучившей вместе с ним Винни-Пуха и Пятачка, — что приводило в сущий восторг просвещенных киноманов.
×
Наибольший парадокс приключился с «Афоней». Картина о маетном жуликоватом сантехнике пала на сердце армиям вынужденных переселенцев из деревень в города. Ее посмотрело на сорок миллионов человек больше, чем любой другой фильм Данелии. В национальном прокатном рейтинге она опередила «Служебный роман» и «Войну и мир», ярославльскую пивную, где все снималось, сделали мемориальным комплексом с памятником Афоне — сам же режиссер в интервью говорил, что привязан к фильму, как отец к бракованному ребенку. Настолько народная слава меркла в сравнении с цеховым остракизмом.
«Кин-дза-дзу», величайшую сатиру на социализм, в которой косноязычные оборванцы неведомым каком поднимают в небо ржавые летательные аппараты, — сочли детской фантасмагорией.
Словом, назвать творческую биографию Георгия Данелии гладкой невозможно. Сплошные русские горки: то люди радуются — то соратники рукоплещут. Ну, горцу к перепадам высот не привыкать. С южным витальным акцентом рассказал он о русском счастье — и перевел на здешний язык свою читу-гриту. Связал культурно далекие миры. Спел про маленькую, но очень гордую птичку, которая всю жизнь храбро летела к солнцу.
Ссылки по теме:
- 5 интересных фактов о фильме "Доживём до понедельника"
- Как подбирали актёров на главные роли в фильме «Неуловимые мстители»
- 5 интересных фактов о фильме «Собачье сердце»
- Гаю Ричи 50! Интересные факты из биографии талантливого режиссера
- 5 интересных фактов о фильме «Родня»
Новости партнёров
реклама
"Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги «и так всем все ясно», раз плохое, значит, про СССР.
А фильм на самом деле пророческий получился.
Ключевая фраза там фраза пацака Би: «Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели».
Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства.
Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают. Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их «делать ку», вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян.
Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; «оголтелый расизм» плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.
Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво то есть явно не случайно повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни про дифференциацию штанов. Это важно!
Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.
Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?
Дядя Вова: Ну это на глаз.
Уэф: Дикари!… вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!
Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем!
И разве мы не слышали «у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель»?
И у нас появилась «цветовая дифференциация штанов». Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то «кланяться» было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно те, кому следует кланяться, «у кого много чатлов» стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки «дикарства» интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился.
Теперь самое интересное насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза.
В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на «наше убожество». Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы…
Но в этой версии «сатиры на нашу действительность» чего-то не хватало.
Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество.
Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней 90 чатлов.
Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.
Но кому это надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: «они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться». Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.
Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это логическое продолжение «цивилизованного мира» в будущее.
Это идеально развитый, утопический капитализм он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели например, Нил Стивенсон в «Алмазном веке» безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности. Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными…
Но зачем им это нужно? Их смысл жизни борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея «чтобы мне все кланялись». Их общество не «дикарское», оно имеет цель и смысл!
А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить… В светлый, оказывается а мы и не знали этого, но все познается в сравнении прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать.
Ку".
Автор: Моржиков Александр.
Вот так-то...
А Георгию Николаевичу Данелия светлая память. Великий человек, мыслитель, философ, гуманист. Он прожил счастливую жизнь и многих из нас делал счастливыми. Большое спасибо!
спасибо за КИНО !!!
Эх ты, пацак... Кю!
Выдающийся РЕЖИССЕР.
Он один из немногих, кто смог объединить в своих фильмах и грусть и смех и заставлял задуматься.
И без всякой пошлости, эротики и уж тем более шуток ниже пояса.
"На речке, на речке, на том бережочке..."
Твою ж мать! Автор, ну зачем ты в посте о прекрасном человеке такую херню пишешь?!