76269
5
Комедия снята по театральной пьесе Михаила Булгакова, написанной в 1934 году. С театром не заладилось – весь юмор потерялся после многочисленных переделок по политическим соображениям, а после генеральной репетиции в присутствии партийных руководителей СССР спектакль запретили. Пьеса отправилась «на полку» и пролежала 40 лет в ожидании Леонида Гайдая.
Сценарий писался под Юрия Никулина, но актёр сниматься в роли Ивана Грозного отказался. Отказ мотивировал тем, что это Булгаков, у его произведений всегда сложная судьба, так что этот фильм никто не увидит… На роль пробовались семь актёров, среди которых были Евгений Евстигнеев – пробы не понравились худсовету, Евгений Лебедев – не был убедителен в роли управдома и Георгий Вицин – отказали из-за ассоциаций со знаменитой троицей Труса, Балбеса и Бывалого. На роль был утверждён блестяще сыгравший и царя, и управдома Юрий Яковлев. А вот Никулин очень огорчился из-за своего отказа, когда режиссёр позвал его на премьеру.
×
Цензура потребовала переозвучить некоторые эпизоды. В сцене застолья ответ на вопрос: «А кто платить будет?» - «Народ, батюшка…» заменили на: «Во всяком случае, не мы». В сцене допроса место жительства Ивана Грозного «Москва, Кремль» заменили на «В палатах». Бунша в образе царя в оригинале говорил шведскому послу «Мир, дружба», а после переозвучки – «Гитлер капут». Сильно сократили пребывания царя в квартире Тимофеева – по непонятной причине потребовали убрать эпизод, где царь жарит на кухне котлеты, и вырезали линию Жоржа Милославского.
Мало кто знает, что существует раритетная короткометражная версия фильма, стилизованная под немое кино. Она называется «Чёрные перчатки» и целиком посвящена Жоржу Милославскому. В фильм вошли вырезанные фрагменты с участием этого персонажа, сложившиеся в законченную историю. В ней рассказывается, что случилось с Милославским после того, как он сбежал от милиции в полнометражной картине.
Песня «А не сильная туча затучилася…», которую в фильме пели гусляры – исторический памятник русской литературы. Она называется «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» и была написана в конце XVI — начале XVII века после Молодинской битвы с крымскими татарами и турками на подступах к Москве.
Источник:
Ссылки по теме:
- 9 интересных фактов о фильме «Стряпуха»
- 5 интересных фактов о фильме «Женитьба Бальзаминова»
- Как подбирали актёров на главные роли в фильме «Неуловимые мстители»
- 5 интересных фактов о фильме «Родня»
- 5 интересных фактов о фильме «Зимняя вишня»
Новости партнёров
реклама
Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену Проезд конницы Ивана Грозного . А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные Мосфильмом
А еще я читал, что музыку погони в том темпе, в котором она звучит на экране сыграть физически нельзя. :) Эффект был достигнут с помощью ускоренного воспроизведения записанной музыки....
Вот почему, к примеру, мега-потрясный сериал Во все Тяжкие так зашел по всему свету, так что апплодировали все стоя? Потому что там все это есть, люди исстрадались и истосковались, и в итоге приняли достойный фильм на ура. А все эти, простите, трансформеры, терминаторы5, хз что там еще из бессмысленной одноразовой нагламуренной какахи...
Какая это собака?! Не позволю про царя такие песни петь! Распустились тут без меня! Что за р-репертуар у вас? Надо что-нибудь массовое петь, современное: трали-вали, тили-тили, это нам не тили-тили, это вам не трали-вали
А не силная туча затучилася,
а не силнии громы грянули:
куде едет собака крымской царь?
А ко силнему царству Московскому:
А нынечи мы поедем к каменной Москве,
а назад мы поидем, Резань возмем .
А как будут оне у Оки-реки,
а тут оне станут белы шатры роставливать.
А думайте вы думу с цела ума:
кому у нас сидеть в каменной Москве,
а кому у нас во Володимере,
а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань Старая,
а кому у нас в Звенигороде,
а кому у нас сидеть в Новегороде?
Выходить Диви-Мурза сын Уланович:
А еси государь наш, крымской царь!
А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,
А сыну твоему в Володимере,
а племнику твоему в Суздале,
а сродичю в Звенигороде,
а боярину конюшему держать Резань Старая,
а меня, государь, пожалуй Новым городом:
у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,
Диви-Мурза сын Уланович .
Прокличет с небес господен глас:
Ино еси, собака, крымской царь!
То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
опришенно Трех святителей,
еще есть на Москве православной царь!
Побежал еси, собака, крымской царь,
не путем еси, не дорогою,
не по знамени, не по черному!