Затерянная на границе Тосканы и Умбрии, лежит маленькая итальянская деревушка Коспайя. Почти четыре столетия этот клочок земли площадью чуть больше трёх квадратных километров был независимой республикой, у которой не было ни правительства, ни законов, ни налогов, ни чего бы то ни было, что обычно составляет суть государства.
Эта удивительная ситуация сложилась в эпоху Ренессанса, что делает её ещё более невероятной. В те времена Италия представляла собой лоскутное одеяло из папских владений, семейных герцогств и иностранных королевств, постоянно раздираемых мелкими распрями и торговыми войнами. Территория без правителя и закона была немыслима.
Всё началось в 1431 году, когда папа Евгений IV, остро нуждаясь в деньгах, занял 25 000 золотых флоринов у соседа, правившего Флоренцией. Спустя девять лет, не сумев вернуть долг, папа обязался передать тому город Борго-Сан-Сеполькро с округом. Стороны условились, что новая граница пройдёт по руслу небольшой речки под названием Ро. Однако «Ро» — название весьма распространённое. С латыни это слово так и переводится — «река». В той местности случилось так, что два маленьких ручья с одним и тем же названием текли на расстоянии всего полукилометра друг от друга.
Землемеры, нанятые папой и герцогом, видимо, плохо знали местность. Каждая из сторон нанесла на карту границу по ближайшему к ней ручью Ро, не подозревая, что это разные источники. В результате узкая полоска земли между двумя ручьями оказалась ничьей и выпала из юрисдикции как папской области, так и Флорентийской республики. На этой земле как раз и стояла деревня Коспайя.
Её жители немедленно воспользовались уникальным шансом и провозгласили себя независимой Республикой. Землемерам, без сомнения, было неловко, но ни папа, ни герцог почему-то не проявили желания возвращаться к переговорам и решили оставить всё как есть. Часто можно встретить мнение, что оба правителя были рады получить буферное государство между своими владениями. Однако этот аргумент не слишком убедителен, учитывая, что у них и так была длинная общая граница, а Коспайя была лишь крошечным её фрагментом.
Так в 1440 году Коспайя обрела независимость. Жители не создали правительства, не писали законов, не содержали армии и не платили налогов никому. Вместо этого они целиком посвятили себя сельскому хозяйству и продавали урожай соседним государствам без каких-либо пошлин. Особенно процветать республика начала в середине XVI века, когда из Америки в Европу завезли табак. В те времена ему приписывали целебные свойства и считали панацеей от всех болезней — от артрита до эпилепсии. Вскоре европейцы открыли для себя и удовольствие от курения. Уже в 1563 году швейцарский врач Конрад Геснер отмечал, что жевание или курение табака «обладает удивительной способностью вызывать своего рода мирное опьянение».
Католическая церковь, считавшая это грехом, пыталась бороться с потреблением табака, но безуспешно. Например, папа Урбан VIII в середине XVII века грозил отлучением от церкви любому, кого поймают за курением в храме, а папа Иннокентий X был обеспокоен растущей популярностью табака среди священников.
Выращивать табак в Италии становилось всё сложнее, а в Республике Коспайя, неподвластной папе, он процветал. Вскоре деревушка стала центром табаководства в Тоскане и столицей контрабанды табака в Италии. Молва об уникальном статусе Коспайи привлекала не только торговцев табаком. Из безобидной деревушки она превратилась в притон для недобросовестных купцов, уклонявшихся от налогов на всё подряд — от текстиля до продуктов. Именно это разложение свободы и злоупотребление экономической вольностью, в конечном счете, и погубило республику.
В 1826 году, после 386 лет анархии, папа и великий герцог Тосканский ликвидировали Республику Коспайя и поделили её территорию между собой, причём большая часть отошла папской области. Жители Коспайи потеряли свою свободу, но был в этом и положительный момент. Им было даровано право продолжать выращивать табак в количестве до полумиллиона растений в год — более чем достаточно для экономики ста с лишним дворов, составлявших население деревни.
Сегодня Коспайя — это просто несколько домов в забытом уголке Умбрии. Единственными намёками на её славное прошлое служат жёлтая табличка у дороги, с гордостью сообщающая: «Бывшая Республика Коспайя», и надпись над входом в местную церковь: «Perpetua et Firma Libertas», что означает «Прочная и Вечная Свобода».
Источник:
как ты - выкручиваясь соплями, истово цинично в своей глупости доказывать, что о России-матушке только и думают, страдают.