Вышедший в 1956 году фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" (1956) стал не просто каким-то новогодним фильмом, а настоящим хитом на все времена и одним из символов Нового Года.
1. Фильм "Карнавальная ночь" является знаковым не только потому, что он является символом Нового года, а еще и потому, что это первая полностью самостоятельная режиссерская работа Эльдара Рязанова. До этого молодой режиссер, только недавно окончивший ВГИК, снимал картины лишь совместно с другими режиссерами.
А началось все с того, что Рязанов только закончил съемки фильма "Весенние голоса" совместно с Сергеем Гуровым. После окончания съемок Рязанов планировал съездить в отпуск, но вдруг его вызвал сам директор студии "Мосфильм" Иван Пырьев, который предложил ему снять самостоятельно музыкальную комедию.
Эльдар Рязанов было хотел отказаться, так как отпуск был уже запланированы, да и билеты с путевками были уже на руках. Это ничуть не смутило Пырьева, и он распорядился, чтобы его билеты с путевками сдали, а деньги за них вернули. В общем, Рязанову просто не оставили выбора. Он понимал, что если он откажется, то Пырьев, который был известен своим крутым нравом, мог закончить его режиссерскую карьеру, которая только стала идти вверх.
В итоге, Эльдар Рязанов отправился в дом творчества в Болшево (Подмосковье, ныне микрорайон города Королёв), где помогал сценаристам Борису Ласкину и Владимиру Полякову писать сценарий к музыкальному новогоднему фильму.
2. Когда начались съемки фильма, у Рязанова возникли первые проблемы. Дело в том, что на тот момент он был всего лишь молодым начинающим режиссером, тогда как съемочная группа состояла из опытных и матерых специалистов в своей сфере. В итоге, каждый пытался дать Рязанову совет по съемкам, что очень не нравилось молодому режиссеру. Но со временем он стал пропускать все советы мимо ушей и делать всё по-своему.
3. На роль Лены Крыловой пробовалось огромное количество актрис, в том числе и профессиональных. И обычная студентка ВГИКа Людмила Гурченко просто терялась на их фоне. В итоге ее кандидатуру забраковали, так как она не понравилась ни режиссеру, ни худсовету.
По итогам проб была утверждена студентка авиационного института Людмила Касьянова, которая участвовала в самодеятельности. Но спустя несколько дней после начала съемок, Рязанов понял, что он не может добиться от Касьяновой того, что ему нужно, и что ей явно не хватает актерского мастерства. Поэтому ее пришлось убрать из фильма и срочно искать замену. Хотя, есть версия, что Касьянова сама отказалась от роли в пользу фильма "Дон Кихот".
И пока Рязанов думал, кого взять на эту роль, Иван Пырьев, шедший по коридору "Мосфильма" увидел молодую Людмилу Гурченко с яркой улыбкой на лице. Пырьев увидел ее совершенно в другом свете, поэтому он предложил Людмиле попробоваться на эту роль еще раз.
Во время повторных проб всё было просто идеально. Гурченко настолько идеально смотрелась в кадре, что ее тут же взяли на роль Леночки. Ну а на вопрос "Почему она не понравилась на первых пробах?", отвечали, что всему виной молодой оператор, который выставил неправильный свет и подобрал плохой ракурс. Во второй же раз оператор был уже другой, более опытный.
4. В роли Огурцова Эльдар Рязанов хотел видеть исключительно Петра Константинова, но его кандидатуру забраковал сам Иван Пырьев. По его словам Огурцов в роли Константинова был не смешным, а конкретно злобным чиновником. Поэтому он решил пригласить на эту роль Игоря Ильинского.
Сам Рязанов не хотел видеть Ильинского в этой роли, так как тот был популярным актером, и молодой режиссер понимал, что Ильинский возможно будет пропускать мимо ушей всё, что говорит ему Рязанов. Но к удивлению самого режиссера, Игорь Ильинский оказался совсем не таким, каким представлял его Рязанов. Он делал абсолютно всё, что говорил ему режиссер и никогда не лез со своими советами.
Более того, именно Игорь Ильинский делал всё, чтобы члены съемочной группы с уважением относились к молодому режиссеру, что очень восхитило Эльдара Рязанова.
5. В первый съемочный день Сергей Филиппов, которому досталась роль лектора Никадилова, пришел изрядно поддатым. И в первый момент Эльдар Рязанов был очень доволен этим фактом, ведь Филиппову нужно было сыграть хорошенько выпившего человека.
Но на деле всё оказалось не так радужно. Дело в том, что пьяный Филиппов не мог нормально отыграть сцены. Было отснято 2 десятка дублей, и все "в молоко". Тогда актеру велели проспаться и вернуться на схемки трезвым как стеклышко. Ну а когда Филиппов протрезвел, он пришел на схемиочную площадку, перед всеми извинился за свой поступок и отыграл все свои сцены как надо.
6. Как я уже писал ранее, Рязанов был молодым режиссером, который на тот момент не пользовался авторитетом у более маститых членов съемочной группы. Однажды, он даже опоздал на съемки по причине того, что его задержал Иван Пырьев.
Придя на съемочную площадку, он увидел, что съемки начались без него. Как оказалось, оператор Аркадий Кольцатый решил снимать без режиссера, чтобы не терять времени. Это очень сильно разозлило Рязанова, ведь по сути оператор просто наступил на его авторитет.
Тем не менее, режиссер не стал высказываться по тому поводу, а тих сказал помощнику, чтобы этот кадр в работу не брали. После этого он сел в режиссерское кресло и скомандовал снять эту сцену еще раз. В тот момент члены съемочной группы поняли, что не стоит переступать через режиссера, пусть и молодого.
7. Сам фильм (интерьеры ДК) снимали не в павильонах студии, а в Театре Советской армии. По словам членов съемочной группы съемки давались всем тяжело, ведь для того, чтобы качественно снять цветной фильм, требовалось много дополнительного освещения, из-за чего в помещении стояла жуткая жара.8. Когда была отснята уже примерно половина фильма, оказалось, что киношники вышли за пределы установленной сметы, да и к тому же не укладываются по срокам. Это сильно напрягло чиновников, из-за чего они решили посмотреть отснятый материал, дабы определить дальнейшую судьбу фильма.
На заседании худсовета выяснилось, что никому из членов отснятый материал не понравился. Все единогласно посчитали его скучным и неинтересным. В итоге чиновники дали добро на дальнейшие съемки, так как с фильмом что-то нужно было делать, ведь в него уже вбухано много времени, сил и денег. Поэтому они велели режиссеру уложиться в кратчайшие сроки, не увеличивая бюджет картины.
Рязанов сильно расстроился после заседания, но он был уверен в своих силах, поэтому решил доказать, что справится со своей работой.
9. Директор "Мосфильма" Иван Пырьев, которому также не понравилось мнение худсовета, решил послушать мнение авторитетного режиссера Михаила Ромма. Тот, посмотрев отснятые материалы, очень смеялся, и сказал, что картина просто бесподобна. Такая поддержка очень много значила как для Пырьева, так и для самого Рязанова.10. Естественно, нельзя не вспомнить про музыку в фильме "Карнавальная ночь", ведь именно музыка является основной данной ленты.
Музыкальные партии для фильма написал композитор Анатолий Лепин, а сыграны все эти партии были известным советским джазовым оркестром под руководством Эдди Рознера.
А вот слова к песенке "5 минут" написал поэт Владимир Лифшиц. По изначальной задумке песня не должна была быть к чему-то привязано, но потом было решено обыграть всё таким образом, чтобы эта песня исполнялась за 5 минут до Нового Года. Именно по этой причине художники картины предложили выставить на сцене огромный будильник.
Песня очень хорошо подошла для фильма, поэтому Эльдар Рязанов попросил Владимира Лифшица написать еще одну песню про хорошее настроение. Но Лифшиц отказался, так как посчитал, что песенка про хорошее настроение будет неуместна.
Но у Рязанова были свои мысли на этот счет, поэтому он обратился к другому поэту - Вадиму Коростылёву. Тот согласился, но при условии, что ему предоставят отдельную комнату, где он сможет творить, а также принесут ему чашечку хорошего кофе и пару бутербродов с икрой. Просьба поэта была выполнена, а тот в свою очередь довольно таки быстро написал текст к будущему новогоднему хиту.
11. Несмотря на все трудности, которые испытал режиссер за время съемок фильма, на критику от худсовета, и даже на заказную статью о том, что он снял пошлую картину, фильм все же вышел в кинопрокат, причем без каких-либо анонсов.
Радости Рязанова не было предела, когда он увидел, что зрители толпами идут в кинотеатры, чтобы посмотреть новогодний фильм от молодого режиссера. В короткие сроки фильм "Карнавальная ночь" стал настоящим хитом, на котором выросло несколько поколений. И даже спустя почти 70 лет мы все равно пересматриваем эту замечательную ленту, а песни, исполненные в фильме, уже давно стали хитами, без которых уже трудно представить себе новогодние праздники.
По итогу проката фильм собрал вокруг себя 48,6 миллионов зрителей, что обеспечило ему первое место в списке лидеров советского проката 1956 года.
12. В 1969 году Игорь Ильинский решил снять продолжение истории его его героя - Огурцова. В итоге, совместно с Аркадием Кольцатым Ильинский снял фильм "Старый знакомый", который стал спин-оффом (ответвлением) фильма "Карнавальная ночь".
В данной ленте к своим ролям вернулись Игорь Ильинский (Огурцов), Тамара Носова (Ляля) и Сергей Филиппов (Никадилов).
Кстати, в этом фильме есть сцена с лабиринтом, которая изначально планировалась для "Карнавальной ночи", но которая в итоге туда так и не вошла. Ну не пропадать же добру.
13. В 2007 году Эльдар Рязанов решил снять продолжение под названием "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя". Из старого состава в фильм вернулись Людмила Гурченко и Владимир Зельдин. Правда, действия фильма происходят в реальном времени, где существует фильм "Карнавальная ночь", и где Рязанов хочет снять продолжение, но ему приходится "воевать" с директором ДК Кабачковым в исполнении Сергея Маковецкого.
Источник:
- 15 самых кассовых советских фильмов, которые посмотрело наибольшее количество зрителей
- Как снимали фильм "Не может быть!": кадры со съемок и 22 интересных факта о фильме
- Как снимали фильм "Человек с бульвара капуцинов": кадры со съемок и 24 интересных факта о фильме
- Как снимали фильм "Мимино": кадры со съемок и 19 интересных фактов о фильме
- Кристофер Ламберт: какие фильмы повлияли на карьеру актера
Но, узбогойся бро, она померла.