Древнерусские воины рыкари, которых по силе и отваге сравнивают с берсерками, упоминаются в источниках скупо и отрывками. Небольшое количество информации породило слухи и домыслы об этих персонажах.
Слово «рыкарь» происходит от «рык», то есть звериный громкий и сильный вой, рёв, рык. Если обратиться к мифам и легендам, это логично, поскольку этих существ наделяли удивительной особенностью – способностью к обортничеству – превращению в зверя, точнее, в волка (реже в медведя). Этот образ особенно ценился у славян, а племя лютичей предположительно даже значило на праславянском именно волков. То есть серые хищники были своего рода тотемным зверем.
Однако, сказка, а, точнее, мифология – это все же в основном ложь, хоть и с намеком. И задачей объектов такого литературного жанра было объяснение определенных природных явлений при одновременной выработке рекомендаций и правил поведения и возвышении определенных личностей путем сравнения с животными и наделением их соответствующими качествами.
Оборотни – всяческие волколаки, кицунэ и прочие встречаются практически во всех культурах. И неудивительно, ведь каждому (даже тем, кто упорно отрицает этот факт) хочется ощутить силу медведя, быстроту оленя, хитрость лисы. И это не просто прихоть, а отголоски тотемизма.
Опять же, в соответствии с мифами, рыкарем мог стать далеко не каждый желающий и ощутивший потребность это сделать. Воину нужно было сразиться со зверем и победить, чтобы овладеть его силой и обуздать ее. Таким образом появлялся новый сверхчеловек, обладающий мощью зверя и разумом человека.
Считалось, что рыкарь обладал способностью преодолеть в битве несколько десятков врагов. Для дополнительного устрашения эти воины одевались в звериные шкуры, дополнительно деморализуя противника таким видом в сочетании с ледяным спокойствием.
То есть рыкари выступали неким прототипом войск специального назначения: выступили в авангарде, порычали, напугали коней, обернули в бегство, победили. Примерно к XIV-XV веке для этих целей начали использовать первую артиллерию. Вроде бы, логично. Но дело в том, что стадный инстинкт у лошадей очень сильно развит, если они в табуне, то есть в группе. А когда животное строго контролируется человеком – всадником, то этот инстинкт перенаправляется в другую сторону, с учетом того, что боевые кони проходили специальную подготовку.
Поэтому вопрос о существовании рыкарей остается открытым, несмотря на отправку, подтверждающую существование человека-волка в таких авторитетных источниках как «Слово о полку Игореве».
А вы допускаете, что такие древнеславянские войска специального назначения действительно существовали?
Источник: