15276
3
15
Даже металл, не говоря про фолк, может неожиданно оживить грамотно вписанная виолончель или скрипка, а есть такие инструменты как флейта, никельхарпа или колёсная лира...
Колёсная лира
Колёсная лира (нем. Drehleier, англ. hurdy-gurdy, итал. ghironda, фр. vielle à roue и др.) — струнный фрикционный и язычковый музыкальный инструмент.
В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие», исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи. Является русским народным музыкальным инструментом.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие», исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи. Является русским народным музыкальным инструментом.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
Никельхарпа
Никельхарпа (нюкельхарпа, никельарфа, швед. nyckelharpa) — традиционный шведский инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет. Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом. В шведском, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой». Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а также около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание. Исполнитель использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой. Никельхарпа имеет диапазон 3 октавы (от самого низкого «соль» как 4-я струна скрипки) и звучит наподобие скрипки, только с гораздо большим резонансом. В Финляндии никельхарпа известна под именем «avainviulu».
Несколько примеров использования таких инструментов
Omnia
Schandmaul
Santiano
Steve'n'Seagulls
Paddy and the Rats
Selfish Murphy
Behi
和楽器バンド / 千本桜 Wagakki band
На вкус и звук, как известно товарищей нет, кому-то наверняка слишком пресно, кому-то слишком громко. Но музыка есть музыка, она разная.
Ссылки по теме:
- Джозеф Гордон-Левитт зажег на барабанах в метро
- Вспомни молодость: великолепное попурри из мелодий прошлых лет
- Вот что называется правильное воспитание! Школьники отыграли 18-минутный концерт из треков группы Metallica
- Моби показал ближайшее будущее любителей смартфонов и социальных сетей
- Незвестные факты из жизни Бенедикта Камбербэтча
Новости партнёров
реклама
По окончании концерта - разрыв баянов!!!
вот балалаечник - огонь вообще))
Вы заметили, что западные исполнители очень любят клипы со злым уклоном - чёрное, грубое, злое. А азиатские - цветущие, нежные, приятные. И мелодии такие же. Западу всё сатане бы поклоняться. Ну, это просто моё наблюдение. Что-то я в сторону отклонился.
Недавно открыл для себя Оттава Ё.
youtube.com/watch?v=YbBU06irWT8
youtube.com/watch?v=nqfrljOcUIo
А ещё Urban Trad (серебрянные призёры Евровидения 2003) нравится.
youtube.com/watch?v=GawTVKlGhP4
youtube.com/watch?v=RRQlsvWMWBo
1. youtube.com/watch?v=WQTHaLxNqm0
2. youtube.com/watch?v=052wXGEcYAA
youtube.com/watch?v=UxF7GLd8QcA
Thin Lizzy-Whiskey in the jar
h ttps://youtu.be/TehFZ38kt6o?t=24s
Примерный перевод:
Чёрт (перевод Mickushka)
Чёрт водку сотворил,
Ну и? Ну и?
И этим свёл меня с ума.
Ну и? Ну и?
Я чувствовал себя доблестным героем!
Ну и дальше что?
А кто же этот тип в зеркале?
И почему он так скверно выглядит?
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Чёрт водку сотворил,
Ну и? Ну и?
И кто же это меня сюда притащил?
Ну и? Ну и?
Моя голова сквозь дверь не прошла.
Ну и? Ну и?
И кто эта фрау,
В чьи груди упёрся мой взгляд?!
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Чёрт водку сотворил,
Ну и? Ну и?
Вчера я высмеивал его.
Ну и? Ну и?
Но с сегодняшнего дня я зарёкся пить,
Ну и? Ну и?
Вплоть до грядущей долгой ночи,
Когда чёрт начал высмеивать уже меня.
Гип гип, ура!
Как всегда, нас чёрт не догонит никогда!
Когда мы пьём, гип гип, ура! Давай, друзья, мы пьём до дна!
Гип гип, ура!
Гип гип, ура!
Как всегда, нас чёрт не догонит никогда!
Когда мы пьём, гип гип, ура! Давай, друзья, мы пьём до дна!
Гип-гип ура! Поднимай бокалы,
Дьяволу нас никогда не одолеть!
Поднимай бокалы, гип-гип ура!
Мы будем пить до Страшного Суда!
Гип-гип ура! Поднимай бокалы,
Дьяволу нас никогда не одолеть!
Поднимай бокалы, гип-гип ура!
Мы будем пить до Страшного Суда!
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Гип-гип ура! Бокалы сюда,
Чёрту нас не сломить никогда!
Бокалы сюда, гип-гип ура!
Мы пьём, и потому всё ещё здесь.
Чёрт водку сотворил,
Ну и?