3463
7
Из блога С.Садальского
Павел Луспекаев родился 20 апреля. И умер тоже в апреле, не дожив три дня до своего 43-летия. Но зато пережив на пару недель премьеру фильма, прославившего его: он застал это всеобщее ликование зрителей и феерическую популярность своего героя…
Роль Верещагина изначально была эпизодической – буйного таможенника бандиты убивали в середине сценария.
Одна яркая сцена пьянчужки с икрой, - и все.Играть его должен был Ефим Копелян, но неожиданно Владимир Мотыль узнал, что об этой роли мечтает Луспекаев. Мысль о нем в голову режиссеру не приходила - к началу съемок Павел был калекой, который заново учился ходить. Совсем недавно он вышел из больницы, где ему почти полностью ампутировали ступни ног. Это был страшный отголосок войны, на которую Луспекаев ушел добровольцем в 15 лет: как-то во время одного из разведрейдов он пролежал в снегу четыре часа и серьезно обморозил ноги.
Роль Верещагина изначально была эпизодической – буйного таможенника бандиты убивали в середине сценария.
Одна яркая сцена пьянчужки с икрой, - и все.Играть его должен был Ефим Копелян, но неожиданно Владимир Мотыль узнал, что об этой роли мечтает Луспекаев. Мысль о нем в голову режиссеру не приходила - к началу съемок Павел был калекой, который заново учился ходить. Совсем недавно он вышел из больницы, где ему почти полностью ампутировали ступни ног. Это был страшный отголосок войны, на которую Луспекаев ушел добровольцем в 15 лет: как-то во время одного из разведрейдов он пролежал в снегу четыре часа и серьезно обморозил ноги.
Мотыль отправился к актеру сам:
- Я шел к нему в гости, зная про объявление, которое он повесил на своей двери: "Прошу визитами не беспокоить". Он страдал от чужой жалости, она его унижала. Луспекаева предупредили, что я к нему собираюсь, и записку убрал. Встретил меня сам, да не на костылях, а просто с палочкой. И хвастался мне, как ловко умеет передвигаться на одних пятках…
Мотыль предложил Луспекаеву сниматься на костылях. Почему нет? Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
Луспекаев сказал:
- Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри.
Мотыль не послушался. Снимали в пустыне, в жуткой жаре, в тяжелейших условиях. Трюки были сложные, во время съемок один из кавалеристов-каскадеров по неосторожности погиб... И он попросил помощников найти дублера.
- Я шел к нему в гости, зная про объявление, которое он повесил на своей двери: "Прошу визитами не беспокоить". Он страдал от чужой жалости, она его унижала. Луспекаева предупредили, что я к нему собираюсь, и записку убрал. Встретил меня сам, да не на костылях, а просто с палочкой. И хвастался мне, как ловко умеет передвигаться на одних пятках…
Мотыль предложил Луспекаеву сниматься на костылях. Почему нет? Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.
Луспекаев сказал:
- Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри.
Мотыль не послушался. Снимали в пустыне, в жуткой жаре, в тяжелейших условиях. Трюки были сложные, во время съемок один из кавалеристов-каскадеров по неосторожности погиб... И он попросил помощников найти дублера.
×
Им стал известный каскадер и режиссер трюковых сцен Александр Массарский. Правда, появился он в кадре на три секунды, даже не он сам, а его ноги, которыми Верещагин должен был спихивать бандитов за борт. Сапоги Луспекаева из-за ампутированных ступней прогибались в носках при упоре, и это было заметно на экране.
Все остальное время, даже в сцене драки на баркасе, он работал без дублера. Когда боль становилась невыносимой, Луспекаев отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой.
– Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – говорил Мотыль.
По сценарию Верещагина звали Александром, но во время съемок образ таможенника настолько слился с образом актера, что в картину он вошел с этим именем.
– Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – говорил Мотыль.
По сценарию Верещагина звали Александром, но во время съемок образ таможенника настолько слился с образом актера, что в картину он вошел с этим именем.
А дублера сам Луспекаев попросил только один раз. Шутя. На четвертом дубле съемок эпизода с икрой деликатес ему осточертел до такой степени, что отвращение было абсолютно натуральным...
А Верещагин мог быть таким... (на фото режиссер картины Владимир Мотыль на пробах к фильму "Белое солнце пустыни")
Или таким... (фото из архива художника-постановщика картины Валерия Кострина)
Ссылки по теме:
- Брендан Фрейзер обвинил голливудского магната в домогательствах
- Заколдованный «Оскар»: 10 актеров, которых после его вручения покинула удача
- 10 привлекательных актеров, которых испортили усы
- Как подурнели дети-актеры из популярных фильмов, когда повзрослели
- 15 фото советских актеров в школьные годы
Новости партнёров
реклама
"Я мзды не беру - мне за державу обидно!"
Сбрил.
Опять - "молодой человек", только что паспорт при покупке пива не спрашивают. Седые виски обозначивают.
Говорят, что в начале 50-х годов он был увлечен актрисой Аллой Ларионовой, и это увлечение было взаимным, а когда пришел работать в БДТ - Татьяной Дорониной. О его романе с ленинградской актрисой Татьяной Ткач говорил весь Питер. Именно он уговорил режиссер Мотыля снимать в роли главной жены Абдуллы актрису Ткач: так и заявил, что без нее сниматься не будет.
Кроме актрис, Луспекаев увлекался и своими поклонницами, а их у него были просто толпы. Но женат актер был лишь однажды - на своей однокурснице по щепкинскому училищу Инне Кирилловой. Искусствовед Татьяна Ланина рассказывает: "Всю жизнь Луспекаева так и будет мотать от гладко причесанных девушек-гимназисток, таких, как его жена Инна Александровна, к откровенно вульгарным женщинам. Возвращаясь [мат]ей, он будет клясть себя, материть. Спустя время будет клясть жену, уходить снова к ним. Потом писать: "Инночка у меня святая!"
Они прожили вместе всю жизнь, до самой смерти Павла Луспекаева - ему было всего 43 года. Их дочь Лариса не пошла по стопам родителей, работает директором отеля в Петербурге. А вот ее дочь Даша ( есть еще и сын Александр) закончила таможенную академию - в память о самой знаменитой роли своего прославленного дедушки...
Я обожаю этого актера, и не только за Верещагина, что само собой разумеется, но и за его театральные роли ( многие спектакли записаны на пленку). Он гениально сыграл Ноздрева в "Мертвых душах" - даже лучше, чем его описал Николай Васильевич Гоголь. (из блога О.Белан)