1335
13
Чтобы помнили!
Виктор Леонидович И́льченко (2 января 1937, Борисоглебск — 21 января 1992, Москва) — российский советский артист эстрады, заслуженный артист РСФСР (1990), более 30 лет выступал в дуэте с Романом Карцевым.
×
Виктор Ильченко родился 2 января 1937 года в городе Борисоглебске в Воронежской области. Его семья не имела отношения к искусству. Отец был летчиком, мечтал, что сын пойдет по его стопам, и погиб в 1941 году при обороне Киева.
Работа летчика Виктора не привлекала, он с раннего детства мечтал о море, и после окончания средней школы, в которой он с интересом занимался в драматическом кружке, Ильченко уехал в Одессу, где в 1954 году поступил в институт инженеров морского флота. Учился он с большим рвением, и мечтал в дальнейшем связать свою судьбу со службой на флоте. Институт Ильченко окончил с красным дипломом в 1959 году, но, еще будучи студентом, он познакомился со студентом третьего курса того же института Михаилом Жванецким, учившемся на факультете механизации портов. Вдвоем со Жванецким они позже работали в Одесском порту: Михаил был механиком по кранам, а Виктор – механиком по автопогрузчикам. Михаил Жванецкий делился своими воспоминаниями о Викторе Ильченко: «С Виктором мы познакомились в 1953 году, когда он поступил в институт. И как только умер Сталин, здесь началось веселье. Девочки с лингвина лезли через забор, чтобы посмотреть наши концерты. Мы взяли иллюминацию с корабля и осветили наш сад. Тогда мне сказали, что им нужен юмор. Вот тогда мне сказали, что на первом курсе есть артистичный студент. Это был Виктор Ильченко. Сталина не стало. Им понадобился юмор. Раздавались шутки, пошел смех, вся страна стала оживать. Я закончил с отличием институт и мог выбрать себе место работы в Одесском порту. А через два года настоял, чтобы туда же взяли Ильченко. Мы отремонтировали старую английскую пожарную машину и с колокольным звоном мчались на австрийский пляж. Потом с колокольным звоном обратно».
Работа летчика Виктора не привлекала, он с раннего детства мечтал о море, и после окончания средней школы, в которой он с интересом занимался в драматическом кружке, Ильченко уехал в Одессу, где в 1954 году поступил в институт инженеров морского флота. Учился он с большим рвением, и мечтал в дальнейшем связать свою судьбу со службой на флоте. Институт Ильченко окончил с красным дипломом в 1959 году, но, еще будучи студентом, он познакомился со студентом третьего курса того же института Михаилом Жванецким, учившемся на факультете механизации портов. Вдвоем со Жванецким они позже работали в Одесском порту: Михаил был механиком по кранам, а Виктор – механиком по автопогрузчикам. Михаил Жванецкий делился своими воспоминаниями о Викторе Ильченко: «С Виктором мы познакомились в 1953 году, когда он поступил в институт. И как только умер Сталин, здесь началось веселье. Девочки с лингвина лезли через забор, чтобы посмотреть наши концерты. Мы взяли иллюминацию с корабля и осветили наш сад. Тогда мне сказали, что им нужен юмор. Вот тогда мне сказали, что на первом курсе есть артистичный студент. Это был Виктор Ильченко. Сталина не стало. Им понадобился юмор. Раздавались шутки, пошел смех, вся страна стала оживать. Я закончил с отличием институт и мог выбрать себе место работы в Одесском порту. А через два года настоял, чтобы туда же взяли Ильченко. Мы отремонтировали старую английскую пожарную машину и с колокольным звоном мчались на австрийский пляж. Потом с колокольным звоном обратно».
Несмотря на студенческое увлечение театром и влияние Жванецкого, Ильченко не собирался заниматься артистической деятельностью. В 1959 году, после окончания обучения, он устроился на работу в Одесское пароходное управление, где начал свою службу с должности рядового инженера. Он быстро поднимался по служебной лестнице, вскоре получил должность начальника отдела, но свободное время продолжал уделять театру, не переставая работать в «Парнасе-2». Именно в этом театре в 1960 году он познакомился с Романом Карцевым, который вскоре уехал в Ленинград и устроился работать в театр Аркадия Райкина. Ильченко тем временем в 1961 году организовал небольшой любительский театр, где сам выступал в качестве режиссера. Он поставил спектакль «Как это делается» по Карлу Чапеку, но большого успеха постановка не имела. Разочарованный Ильченко собирался окончательно распрощаться с творческой деятельностью, и на два года отстранился от театральной работы.
В июле 1963 года театр миниатюр Аркадия Райкина приехал в Одессу с гастролями, где бывшие коллеги по «Парнасу-2» снова встретились. Карцев шел на пляж, и на углу улиц Ласточкина и Пушкинской случайно столкнулся с Ильченко. Они разговорились, и Карцев предложил Виктору попробовать устроится в театр и показаться Райкину. Ильченко долго не соглашался, так как весной получил повышение и стал начальником испытательного отдела новой техники. Еще ему нужно было заботиться о маленьком сыне. Но Карцев так настойчиво уговаривал, что Ильченко согласился попробовать. Уже на следующий день он познакомился с Райкиным, и показал ему свою небольшую сценку-интермедию про прохожих, после чего Аркадий Исаакович сразу зачислил Виктора в штат своего театра. Вспоминала Татьяна Ильченко: «Вы знаете, у него был природный юмор. Потому что мама его, например, очень любила петь частушки. А что такое частушки — это действительно юмор. И Виктор был очень смешлив, в детстве очень был смешлив, и в жизни некоторые трудные эпизоды он старался благодаря юмору выживать, выходил, таким образом, из всяких трудностей».
В том же июле 1963 года Виктор Ильченко уехал работать в Ленинград, а его семья оставалась жить в Одессе. Жил в Ленинграде Ильченко вместе с Карцевым, вдвоем они снимали комнату за два рубля в коммунальной квартире в центре города. Вспоминал Роман Карцев: «Он не собирался быть артистом. Это судьба, случайность какая-то. К Райкину он пришел, нисколько не волнуясь. Что-то ему показал. Райкин спросил: «Если мы вдруг тебя пригласим?» — «Ну ладно, давайте попробуем…». В Ленинграде жили мы с Витей вместе. Снимали комнаты, углы, получали по 88 рублей».
В те годы Аркадий Райкин считался одной из самых значимых фигур советской эстрады, равных которому не было. Именно благодаря работе под его руководством Ильченко и Карцев научились профессионализму, отдаче, чувству сцены, работе со зрителем. В 1964 году в театр Райкина пришел Михаил Жванецкий, он много работал, постоянно создавая новые тексты. Миниатюра «Авас», которую Ильченко и Карцев сымпровизировали по наброскам Жванецкого, пользовалась огромным успехом, ее в свой репертуар взял сам Райкин. Играли миниатюру они втроем – Райкин, Карцев и Ильченко, причем Виктор исполнял роль туповатого мужика, который совсем не понимал юмора. На протяжении всего номера зал хохотал, не останавливаясь, а по лицу Ильченко не пробегало даже улыбки, что веселило зрителей еще больше. Сыграть так мог только он. В это время сложилась слаженная работа тройки артистов, Карцев и Ильченко выступали с собственными программами, которые Жванецкий писал специально для них. Вместе с театром они ездили по всему СССР, а также на гастроли в Польшу, Румынию и Чехословакию.
Юмор и беспощадная сатира, в сочетании с тонкой лирикой и иронией использовались Карцевым, Ильченко и Жванецким постепенно, они создавали узнаваемые образы, выстраивая их на контрастных сочетаниях гротеска и обыденности, реальности и абсурда. Их персонажи были абсолютно противоположными. Вначале в комической паре были видны традиционные черты Рыжего (которым был взрывной хитроумный Карцев) и Белого (невозмутимый и глуповатый Ильченко) клоунов. Но маски постепенно теряли свою определенность, актеры создавали обобщающие сатирические характеры. Роман Карцев решительно пресекал попытки навесить на них с Ильченко ярлыки, и говорил: «Партнер, резонер — это все в сексе, в кровати, а у нас театр — настоящий, созданный по всем правилам театрального искусства»...
Также Роман Карцев рассказывал: «В 1964-м Миша к нам подъехал. Жванецкий писал, Райкин складывал в сундук, мы с Витей кое-что подбирали, и постепенно образовался такой театр автора и двух актеров. Кстати, абсолютное большинство поклонников считало Ильченко коренным одесситом. Он знал Одессу лучше меня, изучал ее. У него был инженерный склад ума. В Москве, например, рассказывал таксистам, как лучше и быстрее проехать по указанному адресу. Витя всю жизнь занимался самообразованием. Мы с Мишей танцевали с девушками, а он сидел в уголке и читал журнал «Наука и жизнь». Пытался обучить меня немецкому языку, но у него этого не получилось. Хотя с ним мы играли и на румынском, и на венгерском, и на чешском».
Также Роман Карцев рассказывал: «В 1964-м Миша к нам подъехал. Жванецкий писал, Райкин складывал в сундук, мы с Витей кое-что подбирали, и постепенно образовался такой театр автора и двух актеров. Кстати, абсолютное большинство поклонников считало Ильченко коренным одесситом. Он знал Одессу лучше меня, изучал ее. У него был инженерный склад ума. В Москве, например, рассказывал таксистам, как лучше и быстрее проехать по указанному адресу. Витя всю жизнь занимался самообразованием. Мы с Мишей танцевали с девушками, а он сидел в уголке и читал журнал «Наука и жизнь». Пытался обучить меня немецкому языку, но у него этого не получилось. Хотя с ним мы играли и на румынском, и на венгерском, и на чешском».
Райкин ревностно относился к тому, что его артисты становились популярными в отдельности от его театра. На одной из репетиций Аркадий Исаакович сделал Карцеву замечание, на которое Карцев резко ответил и тут же был уволен из театра. Ильченко остался без партнера, но из театра не ушел, потому что надо было кормить семью. Через год Ильченко и Жванецкий уговорили Райкина вернуть Карцева на работу, но вскоре произошел новый скандал, и Райкин уволил уже Жванецкого. К тому времени Ильченко и Карцев были вполне сложившимся дуэтом, имели свою аудиторию, и поэтому решили начать самостоятельную деятельность.
В 1970 году артисты стали лауреатами четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В этом же году Ильченко получил второе высшее образование – он заочно окончил актерский факультет ГИТИСа. Все постановки артисты делали сами, много гастролировали по союзным республикам, их миниатюры показывали по телевидению. Об Ильченко вспоминал Роман Карцев: «Что до Вити, это был уникальный, энциклопедически образованный человек — у него была масса совершенно ненужных знаний, как в тумане садиться, как движется реактивный самолет, как причаливать, лечить псориаз, оперировать. Он кроссворд разгадывал за две минуты. Я как-то задумался: Рома мало что знает, но выглядит блестяще, я знаю немного, но применяю то, что знаю, и очень хорошо. А этот знал столько, что хватило бы, наверное, на институт! Это была аристократическая ветвь какого-то рода, попавшая на эстраду».
В 1988 году Ильченко и Карцев создали собственный Московский театр миниатюр под руководством Михаила Жванецкого. Его деятельность открылась постановкой «Политическое кабаре», лучшие номера из этой программы готовились для показа на Бродвее. Следующим спектаклем стала постановка «Птичий полет». Ильченко вместе со своими партнером и автором много путешествовали, они посетили с гастролями Америку, Австалию и Израиль.
В 1990 году Ильченко и Карцев удостоились почетного звания заслуженных артистов РСФСР. Постоянная напряженная работа, гастрольные разъезды, сложности и невзгоды всерьез подтачивали здоровье Виктора Ильченко. Еще в 1983 году во время репетиции спектакля у него случился инфаркт. Около полугода артист пролежал по больницам. Врачи тогда настоятельно посоветовали ему сменить профессию, но своей жизни без театра он не представлял. Летом 1991 года Ильченко и Карцев снова поехали в Америку. Им предстояло посетить 15 городов, температура воздуха в Штатах держалась на очень высоких отметках. Врачи снова настаивали на отказе Ильченко от поездки, но он не отменил гастроли. В середине гастролей артиста начали беспокоить сильные боли в желудке. Несмотря на то, что сам он подозревал очередное обострение язвы, врачи вынесли неутешительный вердикт – рак желудка. Гастроли Ильченко не прервал, и только после возвращения в Москву лег в больницу. Несмотря на прогнозы врачей, сообщивших, что жить ему осталось несколько месяцев, Ильченко после операции вернулся на сцену и работал почти до самой смерти.
Скончался Виктор Леонидович Ильченко 21 января 1992 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (2 уч.).
Ссылки по теме:
- Дерзкое ограбление ювелирного магазина
- Зрелищные кадры песчаного вихря из Аргентины
- Отличная идея для совместного досуга – рисование портретов друг друга
- Вомбат воспользовался возможностью
- Отец побил сына во время хоккейного матча в Канаде
Новости партнёров
реклама