«Встреча племен радуги»: собрания современных хиппи «Встреча племен радуги»: собрания современных хиппи По-настоящему полезные товары, за которые не жалко отдать кровно заработанные По-настоящему полезные товары, за которые не жалко отдать кровно... Модель отправилась в турпоход и делает пикантные снимки на лоне природы Модель отправилась в турпоход и делает пикантные снимки на лоне... Смешные комментарии из социальных сетей Смешные комментарии из социальных сетей Уральский школьник сконструировал компьютерную мышь для безруких Уральский школьник сконструировал компьютерную мышь для безруких Гений из кондитерской Гений из кондитерской Красота и удивительная фантазия мастеров  дверных ручек Красота и удивительная фантазия мастеров дверных ручек "Ониже" на парковке "Ониже" на парковке Забытые профессии древней Руси, которые удивят современного человека Забытые профессии древней Руси, которые удивят современного человека 12 чернушных комиксов с тонким исландским юмором 12 чернушных комиксов с тонким исландским юмором Медведица ловит лосося и кормит своих медвежат Медведица ловит лосося и кормит своих медвежат Про рафинированное подсолнечное (и не только) масло Про рафинированное подсолнечное (и не только) масло Гифки дня Гифки дня Первый налёт на Берлин Первый налёт на Берлин Ужасы викторианской хирургии: подробные иллюстрации Ужасы викторианской хирургии: подробные иллюстрации Смешные картинки с надписями Смешные картинки с надписями Восхитительные иллюстрации от бразильской художницы Каролины Гарибы Восхитительные иллюстрации от бразильской художницы Каролины Гарибы Шикарные, поистине  королевские платья Шикарные, поистине королевские платья

Санта-Клаус. Йоулупукки (5 фото)

33956
5

И это всё о нём...
Мало кто знает, но добрый рождественский дед Санта-Клаус, который живет в Лапландии, на самом деле является одним из самых страшных существ в древней мифологии.
"Йоулупукки в переводе с финского означает "Йольский козёл".
Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль - праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется - теперь он разносит подарки на Рождество.К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя "Йоулупукки" остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.
Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)). В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время.
Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота.
Хотя Последний Сноп был обычаем праздника Урожая (или, как вариант – Зимней Ночи (прим.ред)), специальные связки так же выставлялись во время Йоля “для птиц” – иногда на вершинах фруктовых деревьев.
Этот обычай бытовал в Норвегии, Швабии, и на крайнем юге Германии (Фейльберг, Йоль, I, 143 (Fejlberg, Jul, I, 143)).Так как Последний Сноп особо связан с духами мёртвых, как и практика вывешивания даров на деревьях, возможно, что эти вязанки – “Снопы Йоля” сперва служили дарами богам/богиням и духам, которые могли являться принять их в форме птиц (особенно ворон и воронов?)."
Образ добряка-весельчака в красном одеянии появился сравнительно недавно. В XIX веке Санта представляли в виде злобного существа с козлиной шкурой и рогами. Его главной целью было - пробраться в дом хозяев, напиться и напугать детишек. Детишек, которые плохо вели себя в течении года, он живем варил в котле, о новогодних оленей съедал, когда кушать было нечего.
Но данная легенда показалась жителям слишком уж жестокой, и старый "демон-козел" превратился в главного рекламного героя "кока-колы" Санта-Клауса, которого мы все привыкли видеть.

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
4
70
Новости партнёров

А что вы думаете об этом?
Фото Видео Демотиватор Мем ЛОЛ Twitter Instagram
Отправить комментарий в Facebook
Отправить комментарий в Вконтакте
70 комментариев
386
Серёга 2 года назад
посмотрите фильм,резня санты,на разок потянет!
2
Katerina Malafeeva Виктор Просянников 2 года назад
"Всё смешалось в доме Облонских..." Санта-Клаус - это аналог нашего Святого Николая - мирликийского (Никола-зимний) - к Йоулупукки он имеет не больше отношения, чем святочный козёл к Святому Николаю. Зимний солцеворот и у нас праздновался (похоже, что это характерно у всех народов, имеющих арийские корни, а славяне к ним тоже относятся) - отголоски - святочные ряженные, где коза, кстати, тоже фигурировала - "Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу. Нашёл себе принцессу. Давай коза попрыгаем и ножками подрыгаем!" Домовые, которых нужно кашей подкармливать - и у нас водятся, ну а так же лешие.
Германия - большая, и в разных районах Рождество празднуется по-разному. Следует различать католиков и лютеран. Ёлку узаконили лютеране (а именно - сам Лютер. Он же и предложил украшать ёлку свечами, так как для него свечи олицетворяли звёзды небосвода. Вспоминаем фразу Канта - лютеранина: "две удивительные вещи - небо над головой и нравственный закон внутри нас". По заветам Лютера, его последователи отказались от поклонения другим святым, кроме Христа, убрали вертепы, но им понадобились другие символы - "звёзды над головой и нравственный закон внутри нас" - ну а Лютеру хотелось, чтобы праздник вышел из храма в дома, в семьи. А католики в Германии продолжали праздновать Рождество без ёлки до 19 века. И праздновали в декабре, так же как и мы, Николу-зимнего и у них подарки ДО Рождества приносил Святой Николай.
Лютеранам тоже хотелось, чтобы кто-то приносил детям подарки и Лютер придумал Рождественского деда.

Св. Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. В XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Но в деревнях средневековой Германии простой люд предпочитал, чтобы подарки детям приносил не католический епископ, а легендарный батрак Рупрехт, внешне очень сильно смахивающий на российского Деда Мороза. Этот обычай переняла и переиначила на свой лад появившаяся в результате церковной реформации протестантская церковь. Поэтому в католических регионах ФРГ Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
Но на этом путаница с Санкт-Николаусом в Германии не заканчивается. До начала XX века в Германии у него был еще один сильный конкурент - Weihnachtsmann (Рождественский дед), точная копия русского Деда Мороза. (или наоборот - наш Дед Мороз - копия Рождественского деда, придуманного Лютером, для "замещения" Святого Николая). Он тоже приносил детям подарки, но предпочитал делать это не в первой половине декабря, а под самое Рождество. С годами фигуры этих волшебников слились в одну. Теперь Weihnachtsmann - своеобразный "псевдоним" Санкт-Николауса. Или наоборот? В общем, это один и тот же седобородый дед, который сопровождает праздники весь декабрь. Впрочем, католические священники не устают говорить о том, что Святой Николай - епископ, а Рождественский дед - непонятно кто.
Рождественскую ёлку с подарками под ней в Россию привезла дочка королевы Луизы Шарлота, ставшая Александрой, и вышедшая замуж за НиколаяI, до этого бывшая лютеранкой. С её лёгкой руки на благотворительных рождественских праздниках для детей стал появляться русский аналог Рождественского Деда - Дед Мороз. У Лютеран спутником Рождественского Деда часто является Ангел, который изображается девушкой. В России в качестве спутницы стала появляться Снегурочка. Окончательно этот тандем узаконился уже в советское время (ну не Ангела же, действительно, выпускать к советским детям)
Устранить раздвоение личности Рождественского Деда на Западе во многом помогли американцы, которые придумали собственного Деда Мороза с именем Санта-Клаус.. Говорят, что впервые его описал в 1822 году американский профессор греческой литературы Клемент Кларк Мур. В стихотворении, которое он сочинил к Рождеству для своих дочерей, ученый утверждал, что Санта-Клаус - это тучный, веселый, седобородый старик, приезжающий на санях, которые тянет за собой восьмерка шустрых северных оленей.

Вернёмся к нашим баранам, т.е. козлам - Святой Николаус, Мирликийских чудотворец, приходит не один, а с помощниками – Ангелом и Крампусом - который покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта.. У Святого Николауса есть книга, в которой записаны все добрые и нехорошие дела детишек. Ангел несет подарки, а Крампус розги и грязный мешок для провинившихся. Особенно этот персонаж характерен для южных районов Германии - в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. На Севере - Дании, Швеции, Финляндии - свои козлы - йоулупукки и т.д. Вообщем, повторюсь, по-видимому козёл оставил свой след у всех потомков древних индоевропейцев. Сейчас уже мало кто отрицает генетическое единство индоевропейских языков, и наличие ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.

Главное, чтобы сказки сохранялись в семьях, радовали и детей и взрослых, а в семьях были и традиции объединяющие со всеми, и свои собственные, делающие праздник таким и всеобщим и индивидуальным.
С Рождеством и Новым Годом!
310
Собственно, наш дед мороз раньше тоже был отрицательным персонажем. Добрым дедом со снегурочкой и мешком подарков он стал только при СССР. Так, что мифология у большинства народов общая, с небольшими вариациями. Все заимствуют сказки друг у друга.
122
Esenia Doggerman 2 года назад
Моя жизнь уже никогда не будет прежней..
Зато теперь ясно,почему финский Санта не лазает по дымоходам - рогами цепляется)
125
arteom 2 года назад
Про эльфов ещё зафигачь, а то все думают, что это высокие, стройные и красивые создания.
310
Эртин 2 года назад
М-мм... То, что Дед Мороз и Санта типа один хрен Николай - это откровение, конечно...

Достаточно чуть подумать. Дед Мороз - это дух Холода, Мороза. Он оттуда же, откуда и Леший, Баба-Яга, Кикимора - из нашей славянской мифологии, на которую прочно болт забили. И зря. По своей насыщенности наша мифология мало уступает греческому сонму с его Старшими, Младшими богами и духами. И уж куда как далеко до неё кастрированному культу африканского божка, пусть сейчас эта секта и является ведущей мировой религией.

Так что Дед Мороз - это наш дедушка. Суровый, жестокий часто - но наш, северный, именно с нашим характером.

А Санта кто такой?.. Турок Колян, после смерти ставший разносить подарки. Зомби в красном колпаке, получается.
310
Эртин RYN_55 2 года назад
Не совсем так. Точнее, совсем не так. По-сути, при Сталине Дед Мороз просто получил современный образ - аналогично зомботурку, который жил давно, но осовременился всего век назад благодаря Кока-Коле.

А Дед фигурирует ещё и у Островского в "Снегурочке", а это 19-й век. В свою очередь, Деда и внучку в пьесу ввели именно из славянского фольклора.
Показать ещё 31 комментарий (из 40)