2325
3
Русь изначальная. Учебник по истории России, 6 класс, для школьников, студентов, а так же их родителей. ч5
Черноризец Храбр в Х-XI в. упоминал о письме с помощью «черт и резов» в своём «Сказание о письменах славянских», а именно «Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…», то есть книг у славян не было, но гадали и считали они чертами и резами. Руны состоят из прямых линий, без закруглений - чтобы чертить на камне или вырезать на дереве. Сохранилось несколько десятков образцов славянских рун на керамике, камнях, на скалах в Словакии. Археолог В. Городцов в 1897 году на раскопках, у села Алеканово под Рязанью, множество сосудов, упоминая, что: "изготовление… местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином». Оставим упорно признаваемую подделкой без каких-либо доказательств "Велесову книгу" без комментариев, но упомянем множество надписей на "германских мечах" с безусловно скандинавским содержанием "Людота коваль" и т.п.
В IV в. св. Иероним, славянин по национальности, разработал алфавит в Далмации, а епископ Ульфила создал готский алфавит. В 790 г. византийская императрица Ирина заключила мирный договор с болгарами, при этом было велено составить и подарить им азбуку. Какой-то из этих алфавитов известен под названием глаголицы. Буквы глаголицы вычурные, сложные, ими трудно пользоваться для переписывания больших текстов. Для бытовых нужд славяне применяли греческие буквы, смешивали с рунами, писали на слух, без определенных правил.
В 1949 году при раскопке кургана возле села Гнездово под Смоленском была обнаружена глиняная корчага с кириллической надписью: «ГОРОУХША» или «ГОРОУШНА» (читалось: «горухша» или «горушна»), что означает либо «горчичное семя», либо «горчица». По археологическим данным корчага датируется первыми десятилетиями (не позднее середины) X века. Это древнейший восточнославянский текст. Он свидетельствует о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Сообщения некоторых арабских ученых и путешественников о письменности у восточных славян относятся к X в. Таковы сообщения 921 г. Ибн-Фадлана, Эль-Масуди, умершего в 956 г. Арабский писатель Ибн-эль-Недим в «Книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» (написан в 987—988 годах, то есть накануне принятия христианства Древней Русью) записал: «Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения; не знаю, были ли они слова или отдельные буквы, подобно этому».
В Новгороде было найдено два костяных орудия письма – писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно – 953-957 годами, а другое – 972-989 годами. В Новгороде огромное количество бытовых берёст, такие же грамоты были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске, Мстиславле, Твери, Торжке, Москве, Звенигороде Галицком. То есть уже в Х в. Русь писала бытовые записки, что говорило о тотальной грамотности.
Кирилл и его брат Мефодий около 860 года добравшись с миссией до Херсонеса в Крыму, увидели две книги, написанные «русьскими письмены». Общаясь с хозяином книг, русичем они, освоили его грамоту (у Кирилла были чрезвычайные способности, в Херсонесе он выучил несколько языков). В 863 г. братья прибыли в столицу Моравии Велеград, германские священники встретили их крайне враждебно. Но Кирилл и Мефодий начали вести службы на славянском языке, составили кириллический алфавит, более удобный, чем глаголица и продолжали перевод библии с греческого на славянский язык по своей методике. Конечно, не стоит умалять достоинство тружеников, вскоре славяне оценили кириллицу и она широко вошла в обиход, однако они всего лишь модифицировали уже существующий славянский алфавит, выучив его в Херсонесе. Далее наиболее интересный эпизод - византийский патриарх был смещён, а в Риме папой употребление славянского языка в церкви объявили ересью. Мефодия вызвали на суд в Зальцбург и бросили в тюрьму, где он провел в заточении три года, подвергался избиениям, страдал от холода и голода.
Возникновение жизни по славянским источникам, боги
История сотворения мира такова: не было ничего кроме тьмы и во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Затем Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – из Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог повелел достать Землю со дна океана серой утке, порожденной океанской пеной и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного мирового змея.
В серой утке было скрыто две силы – Явь и Навь. Утка отложила волшебные яйца. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота. И вот задули сильные ветры и загремел гром – раскололось железное яйцо. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон. Ворон взлетел над Землей, задевая крылом Землю, где Ворон выронил перо, выросли неприступные хребты, а где Землю задел краем крыла – там Земля растрескалась на ущелья. Началась борьба Правды и Лжи, Яви и Нави – Жизни и Смерти. Опустил Змей на Землю мглу, стал побеждать. Сварог – небесный кузнец выковал плуг, и на Черного Змея надели упряжь. Землю была поделена межей: с одной стороны царство Сварога, с другой – царство Черного Змея. Вырос Дуб – мировое древо, пронзающее все миры. Это место Сварогом было названо Ирий – седьмое небо. В Ирий после смерти попадают хорошие люди, им там хорошо. Когда в землю ударила молния – появился первый костёр, от углей которого родились люди – мужчина, названный Муж и женщина – Жена.
Принято по традиции разделять Русь на дохристианскую и христианскую, даже название для славянских верований выдумали – язычники. Постоянно муссируются ничем не подтверждаемые человеческие жертвоприношения славян, в отличие от того же убийства Христа, причастия «телом и кровью Христовыми». А тем не менее славянские верования сохранились в России, а так же сходные им скандинавские и кельтские. В 2010 году наконец было преодолено тысячелетнее христианское лобби и официально зарегистрирована «языческая церковь» в Британии. Пантеон славянских божеств древнейший, культ Рода и Рожаниц (священных олених) относится как минимум к каменному веку. Культ Велеса, до сих пор популярный у кельтов столь же древний. Перун – бог грозы известен с того же каменного века. Славянские боги являются прообразами греческих и скандинавских, во многом схожи из-за родственности в формировании с буддийскими.
Наиболее почитаемым у славян всегда оставался культ светлых богов Рода и Рожаниц. Род верховное божество, творец Вселенной и всего сущего, именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям. Рожаниц две: Мать и Дочь. Мать - Лада - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода, супруга Сварога, богиня Земли. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня девичьей любви, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Позднее, уже после крещения Руси, Рожаниц приравнивали к христианской богородице.
Сварог - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави, первые законы для людской общины. Отец Богов, супруг Лады. Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Белобог - бог добра, света, богатства, помощник Сварога, противостоит Чернобогу.
Велес (Волос или позже скотий бог) у славян - бог богатства, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, скота, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши. В нем воплощены силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку, но по сути своей вовсе не злобной. Именно он привёл в движение созданный мир.
Мокошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы, связана с загробным миром. Жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли.
Перун - бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. После крещения многие свойства Перуна «передали» Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.
Даждьбог - бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога, супруг Живы, отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.
Ярила - бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей.
Чур - бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага, хозяин домовых.
Триглав - три главных сущностей-ипостасей богов, воплощение трёх миров (Явь, Правь, Навь). У арийцев идея триединого божества воплощалась в Тримурти (Брахма, Вишну и Шива).
Тёмные боги: Чернобог - бог зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы, ночи. Мара - богиня смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Мор - бог смерти, холода, болезней. Мороз - бог зимы, снега, холода. Корочун - бог самой длинной ночи, порождение Чернобога. Кощей - бог подземного мира, подземного солнца.
Каждому найдётся бог у славян. Как видно, главные славянские боги, прежде всего созидатели и умножители народа, знаний и умений. Затем по старшинству идёт жизненная сила и неукротимое жизнелюбие. И лишь затем воинское искусство, требуемое для защиты дома и созданного тяжким трудом. Верования славян лучше всяких исторических хроник показывают до сих пор непонятую «загадочную душу» славян, над тайной которой бьются многочисленные заграничные исследователи.
В IV в. св. Иероним, славянин по национальности, разработал алфавит в Далмации, а епископ Ульфила создал готский алфавит. В 790 г. византийская императрица Ирина заключила мирный договор с болгарами, при этом было велено составить и подарить им азбуку. Какой-то из этих алфавитов известен под названием глаголицы. Буквы глаголицы вычурные, сложные, ими трудно пользоваться для переписывания больших текстов. Для бытовых нужд славяне применяли греческие буквы, смешивали с рунами, писали на слух, без определенных правил.
В 1949 году при раскопке кургана возле села Гнездово под Смоленском была обнаружена глиняная корчага с кириллической надписью: «ГОРОУХША» или «ГОРОУШНА» (читалось: «горухша» или «горушна»), что означает либо «горчичное семя», либо «горчица». По археологическим данным корчага датируется первыми десятилетиями (не позднее середины) X века. Это древнейший восточнославянский текст. Он свидетельствует о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Сообщения некоторых арабских ученых и путешественников о письменности у восточных славян относятся к X в. Таковы сообщения 921 г. Ибн-Фадлана, Эль-Масуди, умершего в 956 г. Арабский писатель Ибн-эль-Недим в «Книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» (написан в 987—988 годах, то есть накануне принятия христианства Древней Русью) записал: «Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения; не знаю, были ли они слова или отдельные буквы, подобно этому».
В Новгороде было найдено два костяных орудия письма – писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно – 953-957 годами, а другое – 972-989 годами. В Новгороде огромное количество бытовых берёст, такие же грамоты были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске, Мстиславле, Твери, Торжке, Москве, Звенигороде Галицком. То есть уже в Х в. Русь писала бытовые записки, что говорило о тотальной грамотности.
Кирилл и его брат Мефодий около 860 года добравшись с миссией до Херсонеса в Крыму, увидели две книги, написанные «русьскими письмены». Общаясь с хозяином книг, русичем они, освоили его грамоту (у Кирилла были чрезвычайные способности, в Херсонесе он выучил несколько языков). В 863 г. братья прибыли в столицу Моравии Велеград, германские священники встретили их крайне враждебно. Но Кирилл и Мефодий начали вести службы на славянском языке, составили кириллический алфавит, более удобный, чем глаголица и продолжали перевод библии с греческого на славянский язык по своей методике. Конечно, не стоит умалять достоинство тружеников, вскоре славяне оценили кириллицу и она широко вошла в обиход, однако они всего лишь модифицировали уже существующий славянский алфавит, выучив его в Херсонесе. Далее наиболее интересный эпизод - византийский патриарх был смещён, а в Риме папой употребление славянского языка в церкви объявили ересью. Мефодия вызвали на суд в Зальцбург и бросили в тюрьму, где он провел в заточении три года, подвергался избиениям, страдал от холода и голода.
Возникновение жизни по славянским источникам, боги
История сотворения мира такова: не было ничего кроме тьмы и во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Затем Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – из Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог повелел достать Землю со дна океана серой утке, порожденной океанской пеной и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного мирового змея.
В серой утке было скрыто две силы – Явь и Навь. Утка отложила волшебные яйца. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота. И вот задули сильные ветры и загремел гром – раскололось железное яйцо. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон. Ворон взлетел над Землей, задевая крылом Землю, где Ворон выронил перо, выросли неприступные хребты, а где Землю задел краем крыла – там Земля растрескалась на ущелья. Началась борьба Правды и Лжи, Яви и Нави – Жизни и Смерти. Опустил Змей на Землю мглу, стал побеждать. Сварог – небесный кузнец выковал плуг, и на Черного Змея надели упряжь. Землю была поделена межей: с одной стороны царство Сварога, с другой – царство Черного Змея. Вырос Дуб – мировое древо, пронзающее все миры. Это место Сварогом было названо Ирий – седьмое небо. В Ирий после смерти попадают хорошие люди, им там хорошо. Когда в землю ударила молния – появился первый костёр, от углей которого родились люди – мужчина, названный Муж и женщина – Жена.
Принято по традиции разделять Русь на дохристианскую и христианскую, даже название для славянских верований выдумали – язычники. Постоянно муссируются ничем не подтверждаемые человеческие жертвоприношения славян, в отличие от того же убийства Христа, причастия «телом и кровью Христовыми». А тем не менее славянские верования сохранились в России, а так же сходные им скандинавские и кельтские. В 2010 году наконец было преодолено тысячелетнее христианское лобби и официально зарегистрирована «языческая церковь» в Британии. Пантеон славянских божеств древнейший, культ Рода и Рожаниц (священных олених) относится как минимум к каменному веку. Культ Велеса, до сих пор популярный у кельтов столь же древний. Перун – бог грозы известен с того же каменного века. Славянские боги являются прообразами греческих и скандинавских, во многом схожи из-за родственности в формировании с буддийскими.
Наиболее почитаемым у славян всегда оставался культ светлых богов Рода и Рожаниц. Род верховное божество, творец Вселенной и всего сущего, именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям. Рожаниц две: Мать и Дочь. Мать - Лада - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода, супруга Сварога, богиня Земли. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня девичьей любви, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Позднее, уже после крещения Руси, Рожаниц приравнивали к христианской богородице.
Сварог - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави, первые законы для людской общины. Отец Богов, супруг Лады. Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Белобог - бог добра, света, богатства, помощник Сварога, противостоит Чернобогу.
Велес (Волос или позже скотий бог) у славян - бог богатства, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, скота, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши. В нем воплощены силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку, но по сути своей вовсе не злобной. Именно он привёл в движение созданный мир.
Мокошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы, связана с загробным миром. Жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли.
Перун - бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. После крещения многие свойства Перуна «передали» Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.
Даждьбог - бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога, супруг Живы, отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.
Ярила - бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей.
Чур - бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага, хозяин домовых.
Триглав - три главных сущностей-ипостасей богов, воплощение трёх миров (Явь, Правь, Навь). У арийцев идея триединого божества воплощалась в Тримурти (Брахма, Вишну и Шива).
Тёмные боги: Чернобог - бог зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы, ночи. Мара - богиня смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Мор - бог смерти, холода, болезней. Мороз - бог зимы, снега, холода. Корочун - бог самой длинной ночи, порождение Чернобога. Кощей - бог подземного мира, подземного солнца.
Каждому найдётся бог у славян. Как видно, главные славянские боги, прежде всего созидатели и умножители народа, знаний и умений. Затем по старшинству идёт жизненная сила и неукротимое жизнелюбие. И лишь затем воинское искусство, требуемое для защиты дома и созданного тяжким трудом. Верования славян лучше всяких исторических хроник показывают до сих пор непонятую «загадочную душу» славян, над тайной которой бьются многочисленные заграничные исследователи.
Фото 1-2 по письменам
Из самого Кирпичникова: Рукоять его состоит из пяти отдельно отлитых из бронзы частей с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ в стиле надгробных рунических камней XI в.
Именно такая рукоять с изогнутым перекрестьем и ромбоидальной головкой изображена на шведском руническом камне из Рамтунде в Седерманланде (Король Сигурд пронзает змея Фафнира — эпизод из песен Эдды). X. Арбман полагает, что меч из Фощеватой сделан вне Скандинавии, так как трубка рукояти оформлена в ином стиле, чем перекрестье и головка.
Для чисто северных вещей он исключает подобную «разностильность». Это побудило нас искать место происхождения меча где-то в Юго-Восточной Прибалтике. Ныне район изготовления рукояти можно отнести еще южнее.
Дело в том, что на фощеватовском клинке открылось подписное клеймо, которое не только не подтвердило его скандинавского происхождения, но и перевернуло прежние представления о древнерусских мечах.
(…)Подписные мечи X — начала XI в. составили 45% всех расчищенных нами мечей (21 из 46).
(…)Во время расчистки лезвий мы все время надеялись увидеть русскую надпись. И таковая неожиданно оказалась там, где ее труднее всего было подозревать, а именно на клинке со скандинавско-прибалтийской рукоятью из Фощеватой.
Надпись открылась в верхней трети дола клинка, она двухсторонняя и наведена инкрустированной в металл дамаскированной проволокой.
Техника ее исполнения не отличается от известных нам каролингских мечей X в. Надпись состоит из уставных славянских кирилловских букв.
На одной стороне лезвия читается «КОВАЛЬ», на другой — сохранившееся частично имя кузнеца скорее всего из 6 букв (различимы второе «Ю» и заключительное «А»; первой буквой, судя по ее остроугольному завершению, могла быть «Л» или «Д», на третьем и четвертом местах стояли, возможно, «Д» и «О»).
Древнерусские мужские имена, включающие «Ю» и оканчивающиеся на «А», известны, и специалисты, видимо, смогут прочесть это имя.
Как вероятное, выдвигаем имя «ЛЮДОТА» или «ЛЮДОША», но обосновать не беремся. Общий смысл надписи не оставляет сомнений — это производственная марка, удостоверяющая творца изделия.
По палеографическим признакам надпись может быть отнесена к XI в. и ближе всего стоит к памятникам кирилловского письма конца X — первой половины XI в.
Войско времен меча из Фощеватой
На рассматриваемом памятнике приблизительно совпали лингвистическая, типологическая и орнаментальная даты. Наиболее вероятно, что это 1000—1050 гг.
Если последнее верно, то настоящая надпись является старейшей русской надписью на металле и передает древнейшее дошедшее до нас имя ремесленника и именно кузнеца.
Фощеватовский меч определенно доказывает, что местное производство мечей силами грамотных мечедельцев организовалось у нас не позже первой половины XI в., может быть, около 1000 г.
Единичность находки и фрагментарность имени мастера не колеблят этих утверждений. Имя мастера, проставленное на изделии, свидетельствует о существовании специализированной оружейной мастерской задолго до того, как об этом сообщают письменные источники.
Древнейший русский подписной меч (не исключены и новые находки этого рода) явился результатом скрещивания ряда европейских технических знаний и навыков:
каролингских (техника исполнения надписи),
скандинавских (орнаментальный убор)
русских (лезвие и отчасти форма рукояти).
Русь после Каролингской империи оказалась второй страной в Европе, где был произведен собственный подписной меч. В целом меч из Фощеватой обогатил наши представления о развитии русской материальной культуры XI в.
Именно такая рукоять с изогнутым перекрестьем и ромбоидальной головкой изображена на шведском руническом камне из Рамтунде в Седерманланде (Король Сигурд пронзает змея Фафнира — эпизод из песен Эдды). X. Арбман полагает, что меч из Фощеватой сделан вне Скандинавии, так как трубка рукояти оформлена в ином стиле, чем перекрестье и головка.
Для чисто северных вещей он исключает подобную «разностильность». Это побудило нас искать место происхождения меча где-то в Юго-Восточной Прибалтике. Ныне район изготовления рукояти можно отнести еще южнее.
Дело в том, что на фощеватовском клинке открылось подписное клеймо, которое не только не подтвердило его скандинавского происхождения, но и перевернуло прежние представления о древнерусских мечах.
(…)Подписные мечи X — начала XI в. составили 45% всех расчищенных нами мечей (21 из 46).
(…)Во время расчистки лезвий мы все время надеялись увидеть русскую надпись. И таковая неожиданно оказалась там, где ее труднее всего было подозревать, а именно на клинке со скандинавско-прибалтийской рукоятью из Фощеватой.
Надпись открылась в верхней трети дола клинка, она двухсторонняя и наведена инкрустированной в металл дамаскированной проволокой.
Техника ее исполнения не отличается от известных нам каролингских мечей X в. Надпись состоит из уставных славянских кирилловских букв.
На одной стороне лезвия читается «КОВАЛЬ», на другой — сохранившееся частично имя кузнеца скорее всего из 6 букв (различимы второе «Ю» и заключительное «А»; первой буквой, судя по ее остроугольному завершению, могла быть «Л» или «Д», на третьем и четвертом местах стояли, возможно, «Д» и «О»).
Древнерусские мужские имена, включающие «Ю» и оканчивающиеся на «А», известны, и специалисты, видимо, смогут прочесть это имя.
Как вероятное, выдвигаем имя «ЛЮДОТА» или «ЛЮДОША», но обосновать не беремся. Общий смысл надписи не оставляет сомнений — это производственная марка, удостоверяющая творца изделия.
По палеографическим признакам надпись может быть отнесена к XI в. и ближе всего стоит к памятникам кирилловского письма конца X — первой половины XI в.
Войско времен меча из Фощеватой
На рассматриваемом памятнике приблизительно совпали лингвистическая, типологическая и орнаментальная даты. Наиболее вероятно, что это 1000—1050 гг.
Если последнее верно, то настоящая надпись является старейшей русской надписью на металле и передает древнейшее дошедшее до нас имя ремесленника и именно кузнеца.
Фощеватовский меч определенно доказывает, что местное производство мечей силами грамотных мечедельцев организовалось у нас не позже первой половины XI в., может быть, около 1000 г.
Единичность находки и фрагментарность имени мастера не колеблят этих утверждений. Имя мастера, проставленное на изделии, свидетельствует о существовании специализированной оружейной мастерской задолго до того, как об этом сообщают письменные источники.
Древнейший русский подписной меч (не исключены и новые находки этого рода) явился результатом скрещивания ряда европейских технических знаний и навыков:
каролингских (техника исполнения надписи),
скандинавских (орнаментальный убор)
русских (лезвие и отчасти форма рукояти).
Русь после Каролингской империи оказалась второй страной в Европе, где был произведен собственный подписной меч. В целом меч из Фощеватой обогатил наши представления о развитии русской материальной культуры XI в.
Фото 3.
Ценность этой каменной плиты с выбитыми на ней глаголическими буквами невозможно переоценить, поэтому она по праву считается одной из самых важных в истории Хорватии археологических находок. Bašćanska ploča была найдена в церкви Святой Луции (Crkva svete Lucije), которая находится в местечке Jurandvor (Юрандвор) в 1 км. от г. Baška (Башка).
Текст таблички повествует о том, какие дары преподнес церкви хорватский король Звономир. Табличка датируется XI веком и представляет собой первое упоминание о хорватских королях, написанное на хорватском языке. Башская табличка также является самым древнем из ныне обнаруженных памятников глаголической письменности. В церкви Святой Луции выставлена копия таблички, а ее оригинал находится в Хорватской Академии Искусств в г. Загреб.
Текст таблички повествует о том, какие дары преподнес церкви хорватский король Звономир. Табличка датируется XI веком и представляет собой первое упоминание о хорватских королях, написанное на хорватском языке. Башская табличка также является самым древнем из ныне обнаруженных памятников глаголической письменности. В церкви Святой Луции выставлена копия таблички, а ее оригинал находится в Хорватской Академии Искусств в г. Загреб.
Еще крутые истории!
- Кринж-свидания, которые девушки запомнили надолго
- "Женщина-Халк" из Нидерландов набирает популярность в соцсетях
- Ситуации, которые могли произойти только в ночных клубах
- "Моя жена не готовит, нафиг она нужна?": в соцсетях обсуждают обязанности женщин
- Покупатели-фетишисты с Авито, после общения с которыми хочется помыться
Новости партнёров
реклама